Доллар США: 67.9176 (+0.0043) 
Евро: 75.8436 (+0.1271) 
Золото: 40.36 $/гр (+0.11) 
Серебро: 0.54 $/гр    
Погода сейчас
пасмурно +10°
Новости КыргызстанаПресса КыргызстанаНародный репортёрФорумИщу тебя

В мире

Проекты

Новости Кыргызстана

Пресса Кыргызстана

Народный репортёр

Поможем вместе

Ищу тебя

Соболезнования

Интернет магазин

Статьи

О разном

Недвижимость Куплю/Продам

Фильмы

Кыргызстан

О Кыргызстане

Демография

История Кыргызстана

Праздники

Сайты Кыргызстана

Фотогалерея

Погода в Кыргызстане

Курсы валют

Информеры

Информер новостей

Информер валют

Информер металлов

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Бассейны надувные и каркасные купить в Бишкеке
Shop.Jewelry.kg -Ювелирный интернет магазин . Доставка по Бишкеку.
МСН Общественно-политическая газета

История Кыргызстана

КИРГИЗИЯ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ

Колониальная политика царизма в Киргизии.

Чтобы закрепить своё господство над Киргизией, царизм создал в стратегически важных пунктах военные укрепления. Особенно укреплялась граница с Китаем. Несколько укреплённых пунктов: Кара-кол, Нарын, Джумгал, Гульча и др.- должны были обеспечить неприкосновенность русско-китайской гра-

 ницы. Одновременно царские правители создавали органы местного управления.

Волостные управители киргизов были обычно мана-пами, их выбирали из числа богатых и влиятельных людей. Утверждали управителей уездные начальники и военный губернатор. Киргизские манапы стали верными царскими прислужниками.

Туркестанский генерал-губернатор был наделён большой властью. Его называли «жарым паша», т. е. полуцарь.,

Судебная власть в киргизских аилах оставалась в руках биев, выбиравшихся одновременно с волостными управителями. Суд биев при решении дел руководствовался интересами киргизских феодалов.

Заботясь об укреплении своих позиций во вновь присоединённом крае, царское правительство создало опорные военные пункты, сформировало в Семиречье казачье войско, ввело новую систему управления и т. п.

 

Дореволюционный быт киргизов.

 

Началось массовое переселение русских в Среднюю Азию и Семиречье.

В Северной Киргизии первые переселенцы появились в 1868 г. В ту пору возникли селения Лебединовское, Беловодское, Преображенское, Теплоключенское и др. В 1886 г. в Иссык-Кульском уезде было уже шесть русских селений, а в Пишпекском - десять. В 70-80 гг. XIX в. волна переселенцев направилась в Таласскую долину, там возникли сёла Вознесенское, Дмитриевское, Покровское, Николаевское. В последующие годы, особенно начиная с 90-х гг. количество переселенцев всё увеличивается . В конце XIX в. первые посёлки русских переселенцев возникли и на Юге Киргизии, где в 1905 г. насчитывалось уже до 25 посёлков русских крестьян.

В те же годы в Киргизию начали переселяться дунгане и уйгуры из Западного Китая. Восстание дунган в провинции Шень-Си (в 1862-1877 гг.) было подавлено. После этого многие дунгане, решив принять подданство России, перешли границу несколькими партиями.

 Следующий этап переселения дунган и уйгуров относится к началу 90-х гг. XIX в. По Петербургскому договору Илийский край, захваченный перед этим Россией, был возвращён Китаю. Тогда часть дунган и уйгуров Илийского края, решив остаться в российском подданстве, переселилась в Семиречье.

Таким образом, население Киргизии становилось многонациональным. Наряду с коренным населением края - киргизами - здесь поселились русские, украинцы, уйгуры, дунгане, казахи, а также немцы и татары, переселившиеся из Европейской части России, и узбеки из соседних районов Средней Азии.

Царские чиновники в Туркестанском крае и в Киргизии служили экономическим и политическим интересам помещиков и буржуазии. Киргизия станови-лась источником сырья и рынком сбыта для развива-ющейся капиталистической промышленности России.

 

 

 Сбор налогов был возложен на местную администрацию. Это давало в руки манапов, занимавших должности волостных управителей и старшин, большие возможности: они могли самовольно взимать в свою пользу дополнительные сборы с населения. Непосильные поборы часто доводили бедных дехкан и скотоводов до разорения.


Киргизы в конце XIX в.

До вхождения в Россию в экономике киргизов преобладало натуральное хозяиство. После вхождения российский капитализм начинает всё активнее

прокладывать себе путь в Туркестан, и в частности в Киргизию. Здесь стали появляться различные промышленные предприятия: хлопкоочистительные, кожевенные, пивоваренные, маслобойные заводы, горные рудники и т. п.

В начале 90-х гг. на севере Киргизии появились первые промышленные предприятия. Здесь имелись два пивоваренных, семь кожевенных и восемь маслобойных за-

 водов. Работали также салотопенные заводы и шерстомойки. Такие же промышленные заведения по первичной обработке сырья были и на Юге Киргизии. С конца XIX в. стали разрабатываться залежи каменного угля и месторождения нефти.

Возникновение капитализма сопровождалось усилением торговли и развитием внутреннего рынка. Важную роль стали играть почтовые тракты, связывающие Пиш-пек с Токмаком и далее с Пржевальском и Нарыном. Тракты связывали уездные центры Северной Киргизии с областным городом Верным и Ташкентом - главным центром Туркестанского генерал-губернаторства. Почтовые тракты связывали и отдельные районы южной Киргизии.

Большое значение имела постройка железных дорог в конце XIX и начале XX вв. Железные дороги облегчали товарооборот между среднеазиатскими областями и центральной Россией. Расширились базары в уездных центрах, появились новые торговые местечки и ярмарки в различных местах Киргизии.

По примеру русских крестьян-переселенцев, а так же опасаясь окончательно потерять плодородные земельные участки, киргизы всё больше переходят к оседлости. Скотоводческое хозяйство, основывав-шееся обычно целиком на подножном корме, теперь начинало переходить к заготовке корма впрок.

Городское население и хлопкоробы нуждались в хлебе и других продуктах. Стало быть, появилась возможность с выгодой заниматься земледелием, продавая плоды своего труда. Наряду со знакомыми уже пшеницей, кукурузой, ячменём, просом, рисом киргизские дехкане стали выращивать новые для них сельскохозяйственные культуры - картофель, помидоры, капусту и др. Начали также развиваться шелководство и бахчеводство.

Под влиянием русских крестьян киргизы стали применять в земледелии новые, более усовершенствованные орудия сельскохозяйственного производства и даже машины - сенокосилки, веялки, лобогрейки.

В хозяйстве киргизских баев, которые начинали перестраиваться на капи-талический лад, широко применяется труд наёмных рабочих - малаев. Некоторые баи занимаются торговлей и ростовщичеством, открывают свои магазины и т. д. Всё это усиливает социальную Дифференциацию среди киргизов: в руках немногочисленных баев и манапов скапливаются большие богатства, а трудящиеся-киргизы все более разоряются.

Киргизские и русские бедняки и батраки находились примерно в одинаковых условиях. Они в равной мере страдали от гнёта царских чиновников, баев и манапов. Немало разорившихся русских крестьян нанималось батраками к кулакам и зажиточным казакам

Между русскими переселенцами и трудящимися-киргизами были дружественные отношения. Под влиянием русских рабочих рабочие-киргизы также стали подниматься против капиталистического и царского гнёта. В этой борьбе против общих врагов складывалась дружба народов.


 Влияние передовой русской культуры.

После присоединения к России киргизский народ мог приобщиться к передовой культуре русского народа. Эту прогрессивную культуру несли в Киргизию прежде всего русские крестьяне-переселенцы, русские рабочие и русская передовая интеллигенция.

После присоединения Киргизии сразу же началось изучение Киргизстана русскими учёными. Эти учёные в большинстве принадлежали к передовому демократическому лагерю русского общества. Они занимались изучением истории, литературы, языка, этнографии киргизского народа, исследовали природные богатства, растительность и животный мир совершенно неведомого тогда края. Одним из первых русских исследователей, начавших всестороннее изучение Киргизии, был П. П. Се-мёнов-Тян-Шанский. Первые его научные поездки по Киргизии относятся к 1856-1857 гг. В результате экспедиций Семёнова-Тян-Шанского были собраны богатые материалы по географии и геологии Тянь-Шаня. Кроме того, Семёнов-Тян-Шанский способствовал сближению киргизского и русского народов, укреплению их политических и культурных связей.

В эти же годы материалы по геологии и географии, а также животному миру Киргизии собирал и изучал русский учёный Н. А. Северцев. Геологией, географией и ботаникой Киргизии занимались русские учёные И. В. Мушкетов, А. П. Федченко и другие. По Киргизии проходили маршруты экспедиций знаменитого русского путешественника Н. М. Пржевальского. Он умер и похоронен на берегу озера Иссык-Куль, его памятник напоминает всем о подвигах русского учёного. Знатоком истории киргизов был академик В. В. Бартольд, их культуру и быт изучал академик В. В. Радлов.

Эти и многие другие русские учёные и путешественники внесли неоценимый вклад в изучение Киргизии и киргизского народа. Они относились с большой любовью и уважением к киргизскому народу, его культуре и истории.

Художники Н. А. Ко-шаров, В. В. Верещагин, Б. В. Смирнов в своих произведениях правдиво отобразили природу Кир-гизстана, культуру и быт киргизского народа.

 

П. П. Семёнов-Тянь-Шанский.


В Киргизии стали появ-ляться школы со светским образованием (раньше кир-гизы могли получать только духовное образование). Так называемые русско-тузем-ные школы создавались по инициативе самого народа, содержались они на собранные средства. В 1914- 1915 учебном году в Пишпекском и Пржеваль-ском уездах действовали 64 русские школы и 13 русско-туземных школ. Количество учащихся в русских школах было 4820, в русско-туземных - 580. По всей Киргизии имелось всего 107 школ с 7040 учащимися. Как видно, количество русско-туземных школ было незначительно, но тем не менее в них дети-киргизы могли получать светское образование, общаться с передовыми русскими учителями, изучать русский язык и русскую литературу.

В Киргизии существовали также начальные мусульманские школы - мектебы. Ученики зазубривали догмы исламской религии на арабском языке, не получая научных представлений об окружающем их мире

По инициативе передовых русских садоводов и ботаников открылись сельскохозяйственные школы в Пишпе-ке и Пржевальске.

В начале XX в. передовые русские учёные и прогрессивные общественные деятели организовали в Туркестане ряд научных обществ и кружков, занимавшихся изучением многих важных вопросов хозяйства и культуры, истории и географии, медицины и искусства, и т. д.

В 1902 г. в Пржевальоке по инициативе передовой русской интелигенции была открыта библиотека. Вскоре такую библиотеку создали и в Пишпеке. В Пишпеке и Оше открываются кинотеатры.

 

 

На территории Киргизии появляются медицинские учреждения, но врачей в Киргизии можно было сосчитать по пальцам.

Памятник Н. М. Пржевальскому на Иссык-Куле.

 

Токтогул Сатылганов.


Акыны-демократы Токтогул Сатылганов, Тоголок Молдо и др. в своих произведениях бичевали баев и ма-напов, царских чиновников, воспевали дружбу народов. Высоко ценили они прогрессивную русскую культуру.

Правдивостью и глубиной содержания особенно отличались песни Токтогула. Он родился в 1864 г. в Кетмень-Тюбинской долине, в семье бедняка. С детства великий акын испытал на себе жестокий байский гнёт, видел тяжёлую жизнь народа.

За свои смелые выступления в защиту интересов народа Токтогул в 1898 г. был осуждён на пожизненную каторгу. Находясь в Сибири, Токтогул близко сошёлся с ссыльными рускими революционерами, оказавшими на него большое влияние. Через 9 лет Токтогул вернулся из ссылки и снова начал петь свои пламенные песни.

До конца своей жизни он верно служил народу своим вдохновенным творчеством.

Видную роль в развитии киргизской культуры играл и Тоголок Молдо. Он родился в 1860 г. в Ак-Талинском районе Тянь-Шаньской области. Тоголок Молдо - выходец из семьи бедняка. В ряде своих произведений он выступает против царского и феодального гнета.

Тоголок Молдо так же, как и Токтогул, высоко ценил русскую демократическую культуру, призывал народ учиться у русских.

 

Тоголок Молдо (Байымбет Абдрахманов)


В его творчестве отразилось влияние русской литературы.

Наряду с поэзией развивается и музыка. Многие акыны были не только поэтами, но и композиторами. Сокровенные мысли и чувства киргизского народа воплощались в высоко эмоциональных и высоко художественных мелодиях и песнях Токтогула, Тоголока Молдо, Мураталы Куренкеева.

В условиях тогдашней кочевой жизни мелодии и песни акынов заменяли киргизам и кино, и театр, и концерт. Они бережно хранились народом, передавались из уст в уста.

 

Мураталы Куренкеев


После присоединения к России киргизские композиторы начали использовать мотивы русского народного песенного и музыкального творчества.

Таким образом, передовая русская культура доходила до киргизского народа. Её нёс русский народ, его передовая интеллигенция и учёные, прогрессивные общественнополи тические деятели России.

<<

 

SAPE:

 

SetLinks:

 

При использовании материалов портала FOR.kg ссылка на источник обязательна

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Tsymbalov Цымбалов Разработка сайта создание портала интернет-магазин web-мастер дизайн сайта раскрутка сайта

Яндекс.Метрика

Реклама на FOR.kg

Вакансии

Контакты

Форум