29 июля 2014, 16:40
Источник http://kg....
Комментарии
За последние 20 лет в Кыргызстане ислам как религия стал играть большую и порой важную роль в жизни гражданина. На 1991 год в стране было официально зарегистрировано 19 мечетей. Сейчас их количество перевалило за две тысячи, которые официально зарегистрированы. Другими словами, их количество выросло в 100 раз.
Этот процесс нужно определенно назвать исламизацией и не путать его с возрождением ислама. Такой подход говорит о том, что в страну хлынули различные течения и направления ислама, которые начали работу с нуля и конкурируют между собой.
Естественным вопросом становится: наступит ли момент, когда на политическую арену Кыргызстана выйдут исламисты со своей политической повесткой, вроде создания исламского государства (пока поголовное "увлечение" в последние годы религией нынешними политиками говорит только о том, что борьба за голоса мусульман на выборах усиливается).
Одна из гипотез - сейчас можно говорить, что условий для политического ислама в Кыргызстане пока не существует. Внезапно открывшиеся двери для иностранных миссионеров в начале 1990-х годов принесли в страну различные течения и идеология исламистов только одна из многих. Крупные из этих течений, вроде "Джаамат таблиги", аполитичны и стараются держаться вне политики. Словом, конкуренция острая.
Во многих странах Ближнего Востока исламизм стал ответом на колониализм. Колониальная эпоха в Кыргызстане прошла под знаменем радикального атеизма и прервала историческую связь с мусульманской общиной. Поэтому она сейчас не может выступать объединяющей идеологией исламизма. Она даже не может на равных конкурировать в политике с набирающим силы этническим национализмом. С другой стороны, относительная открытая политическая система не позволяет все оппозиционные силы собираться под флагом ислама, как это происходит, например, в соседнем Узбекистане.
Движущей силой исламистов являются молодые интеллектуалы, которые получили как правило светское образование. Такой прослойки в стране тоже нет и она только формируется. Несомненно, их количество будет расти, как и их амбиции. Наберется ли их критическая масса, способная увлечь за собой людей, на этот вопрос пока нет ответа.
Однако мощный толчок для исламизации в нашей стране дает идеологический вакуум, помноженный на кризис государства. При трудностях построения демократического общества с пародиями на западные институты исламизм может стать единственной альтернативой. Неспособностью государства оказывать основные услуги населению пользуются исламские сети, заменяя государство и распространяя свое влияние.
Отдельно нужно сказать про коррумпированное духовенство, которое больше напоминает деловую гильдию и дискредитирует традиционный ислам. Радикалам легко убедить верующего, что отказ от роли коррумпированного муллы (это также означает, что он, как правило, безграмотный) в качестве посредника пойдет только на пользу. Если будет нужно, сомневающемуся расскажут про видео, в котором "снялся" бывший муфтий.
Таким образом, условий для появления политического Ислама сейчас нет, но тенденция существует. Сейчас никто не возьмется прогнозировать время появления исламской партии, но это скорее произойдет...