13 июня 2017, 22:08
Источник http://kab...
Комментарии
Шанхайская организация сотрудничества является международной организацией, которая была создана в 2001 году. 10 июля 2015 года было объявлено о начале вступления Индии и Пакистана. По прошествии почти 2 лет или 9 июня 2017 года оба государства стали полноправными членами ШОС.
Об итогах саммита ШОС и какие перспективы ожидают организацию с вступлением Индии и Пакистана рассказал политолог, эксперт по международным делам Эдил Осмонбетов.
По словам эксперта его удивило то, что за такой короткий промежуток времени или за 2 прошедших года с последнего саммита в УФЕ, где было объявлено о расширении организации, Индия и Пакистан выполнили все непростые правила и процедуры Шанхайской организации сотрудничества.
По мнению Э.Осмонбетова то, что Индия и Пакистан стали уже членами ШОС и организация превратилась из шестерки в восьмерку говорит о нескольких вещах.
Во-первых, это новая геополитическая реальность. Второе - это историческое событие, поскольку произошло расширение организации. В количественном выражении ШОС - это теперь 8 государств-членов плюс еще 20 государств, в число которых входят государства-наблюдатели и государства-партнеры по диалогу. Также эксперт указывает на то, что территория ШОС с вхождением Индии и Пакистана расширилась до 60% территории Евразии, а население увеличилось до более 3 млрд человек.
"В данную организацию входит вторая экономика мира в лице Китая. И в купе все это придает значимый вес данной организации", - говорит он.
Также политолог добавил, что Шанхайская организация сотрудничеств не является военным блоком или каким-то регулярным совещанием по безопасности: данная организация по большей части имеет промежуточное положение.
Внутренние вопросы ШОС
По словам Э.Осмонбетова, интерес вызывает то, что у организации имеются наблюдатели, которые будут следить за тем, как себя поведут Индия и Пакистан в ШОС. Как он пояснил, причина в том, что между этими двумя государствами имеются серьезные противоречия приграничного, экономического и геополитического характера. Также Индия и Пакистан имеют серьезные противоречия между всеми членами ШОС.
"И то, как Индия и Пакистан покажут себя в рамках ШОС будучи уже полноправными членами мы это увидим, как увидим и ответ организации на новые вызовы", - добавил он.
По словам эксперта, Индия и Пакистан могли вступить в организацию раньше. "За вступление Индии выступала Россия, а за Пакистан китайская сторона. Были долгие противоречия, но в конце концов пришли к тому, что при всех их противоречиях они должны вступить одновременно, что мы и увидели на саммите ШОС в Астане. Наряду с вступлением они взяли на себя обязательства, что буду соблюдать все правила и решения организации как участники", - говорит политолог.
Политолог также добавил, что действия Индии и Пакистана станут ориентиром для остальных государств-наблюдателей, которые идут следующими на вступление - Афганистан, Белоруссия, Иран и Монголия. По его словам, Монголия, подавшая свою заявку давно, должна была уже вступить в организацию, поскольку она еще и предлагает свой вариант самого безопасного транзитного пути в Европу через Азию. "И будучи в Центральной Азии она должна была быть в ШОС. Понятно, что Иран также захочет вступить в организацию, поскольку туда уже вступили Индия и Пакистан", - отмечает он.
Как объяснил Э.Осмонбетов, на этом также настаивает Россия, но здесь вопрос в том, что Иран хочет решить свои геоэкономические и геополитические задачи: вернуться в Евразию через международные площадки, работать в рамках ШОС и конечно продавать свои энергоносители и товары, поскольку у него сложная экономическая ситуация.
Белоруссия, по словам эксперта, имеет статус государства-наблюдателя и в свое время хотела войти в организацию, но она не является "азиатской страной".
По наблюдениям Осмонбетова, есть еще и третьи группы стран, которые являются партнерами по диалогу и с большим интересом наблюдают за происходящим в ШОС – это Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка.
На саммит ШОС были также приглашены Туркмения, как нейтральное государство, СНГ, АСЕАН, ООН, ЕАЭС и США. Но есть еще те страны, которые подали заявку на участие ШОС в качестве государств-наблюдателей, но они еще не приняты – это Бангладеш, воюющая Сирия, Египет и Израиль.
Интересы Индии, Пакистана и ШОС
"Индия в данной организации решает свои задачи", - говорит Эдил Осмонбетов.
Несмотря на разные точки зрения, Индия решает вопрос противостояния с Китаем и может стать одной из ведущих стран мира. "У нее есть громадный человеческий потенциал и ископаемые, но проблема Индии в том, что Китай 30-40 лет назад смог решить проблему традиционности, феодализма, то, что мешало развиваться в современном мире. Индия к сожалению не может пока решить кастовую систему, феодализм, диспропорции внутри страны, что и мешает ей сейчас", - говорит эксперт.
Однако, Индия имеет сильный геополитические амбиции, чтобы присутствовать в центральноазиатском регионе и вообще в Евразии. "Для нее ШОС это драйвер или ключ к региону и она тоже хочет конкурировать с Китаем, Россией и остальными странами мира, поэтому она будет использовать активно потенциал ШОС", - говорит политолог.
Политолог также считает, что став полноправным членом ШОС, Индия теперь будет иметь полноценные права, как и остальные 7 государств, входящие в организацию. "И уже никто не сможет ей сказать, что она проводить свою геополитическую политику. Она в рамка организации и используя устав будет добиваться своих геополитических целей", - добавил он.
Как указывает политолог, внутри ШОС имеются свои гигантские противоречия в виде разных экономических моделей, масштабов, а также разных политических решений. Как отметил Э.Осмонбетов, каждая страна прошла разный политический опыт.
"Но единственной причиной того, почему страны объединяются, говорит политолог. - заключается в том, что в настоящее время идет процесс глобализации и происходит "кучкование" стран или же другими словами идет феномен регионализации. Это означает то, что "кучкование" стран происходит для выживания в сложных современных вызовах. И самое интересное, что это делают и Китай, и Индия и остальные крупные страны в рамках ШОС, чтобы защищать свои интересы в рамках международных организаций ООН и иметь больший геополитический вес в делах".
Эксперт по международным делам также добавил, что определяющим годом для ШОС станет именно 2017 год в течении которого мы увидим, как дальше будут развиваться дела, как будут вести себя Индия и Пакистан и не будет ли у них дальнейших проблем.
Стоит также добавить, что из 8 стран ШОС 4 являются ядерными державами, что также придает сильный вес организации на международном поле.
С другой стороны еще одним плюсом является то, что ШОС становится центральным и связующим звеном в Евразии и расширяется зона ответственности организации. Можно сказать, что это новый этап развития ШОС.
К минусам эксперт отнес тот факт, что вопрос стабильности в Центральной Азии и Евразии остается актуальным. Также он добавил и то, что в рамках ШОС каждая страна преследует свои цели.
Относительно перспектив ШОС, эксперт считает, что с вступлением Индии и Пакистана ШОС станет более влиятельной и мощой организацией. "У нее также открываются дополнительные возможности, чтобы работать активно в регионе Центральной Азии", - говорит он.
Э.Осмонбетов подчеркивает, что с вступлением Индии и Пакистана организация сможет раскрыть свой потенциал и это, по всей вероятности, придаст ШОС не аморфный характер, а уже более конкретный и четкий.
Имеющиеся проблемы внутри организации
По мнению Э.Осмонбетова, организации необходимо решить имеющиеся проблемы в рамках ШОС, которые выражаются в огромном количестве противоречий. Также существует опасность нежелания некоторых сторон в развитии организации. "США и Европейский союз не заинтересованы в укреплении ШОС. Япония имеет свой формат - Япония плюс страны Центральной Азии, наподобие формату США "С5+1". Россия также не заинтересована в том, чтобы Китай имел доминирующую роль с точки зрения экономики в организации из-за опасений того, что в ШОС будет полностью преобладать китайский проект. Это в свою очередь может серьезно повлиять на геополитический ландшафт в Центральной Азии", - считает он.
Еще одна ситуация, которая может проявится в будущем это то, что ШОС как организация должна дать более четкий ответ на вызовы, которые появились в современности.
К еще одной проблеме Осмонбетов также относит и тот факт, что каждая страна хочет открыть определенный институт ШОС у себя. "Президент Таджикистана предложил открыть Центр по борьбе с наркотрафиком в Душанбе, Президент Кыргызстана предложил открыть Банк ШОС в Бишкеке. Но вопрос в том, как будет достигаться консенсус по ключевым вопросам – экономике, геополитике и позиций в мировом масштабе, учитывая, что геополитические интересы каждой страны совершенно разные", - говорит он.
Он также добавил, что Китай и Индия никогда не пойдут на противостояние с США. Причина по словам эксперта в том, что Индия самая большая демократия в мире. "У них выборы в парламент, насколько не изменяет мне память, идут полгода. Плюс у Индии и Китая очень сильные экономические связи с США. Экспорт Индии и Китая в США, которые предоставляют также экономическую помощь Индии. И потерять рынки станет дорогим удовольствием", - отмечает политолог.
В заключении Эдил Осмонбетов добавил, что в принципе мы видим новую геополитическую реальность, которая происходит сейчас в мире.
Фото www
Эрмек Абдрисаев
ИАЦ "Кабар"