История Кыргызстана

БОРЬБА КИРГИЗСКОГО НАРОДА ПРОТИВ ГНЁТА ДЖУНГАРСКИХ, КИТАЙСКИХ И КОКАНДСКИХ ФЕОДАЛОВ

Установление над Киргизией гнёта джунгарских и китайских феодалов.

Экономический и внутриполитический одъём киргизского народа был временным. В первой половине XVII в. с северо-востока на Киргизстан стала надвигаться грозная сила - войска джунгарских (калмыцких) хамов. Джунгары совершали разорительные набеги. Начиная с 60 г. XVII в. набеги стали систематическими. В результате этих походов киргизы были разгромлены. Многие тысячи киргизских семей были вынуждены бежать на юг - в

 Ферганскую долину и в район Памиро-Алая, часть ушла в районы Кашгара и Хотана. Небольшая часть осталась на берегах Иссык-Куля, признав свою зависимость от джунгаров. По свидетельству посла России капитана Унковского, побывавшего у джунгарского правителя в 1733 г., иссык-кульские киргизы выставляли до 3000 человек «войска доброго» калмыцкому хану.

 Годы вторжения джунгаров в Киргизстан относятся к самым тяжёлым временам истории киргизского народа. Эта трудная пора сохранилась до сих пор в памяти народа как время «горя и слёз».

Нужно сказать, что основная масса киргизов джун-гарам не покорилась и умела отстоять свою независимость даже во времена могущества последних. Письменные источники, а также киргизский народный эпос «Манас» сообщают об отваге и храбрости киргизского народа в борьбе против джунгарских завоевателей.

В XVII в. среди народов Южной Сибири вновь стали выдвигаться на политическую арену енисейские киргизы. Эта часть киргизов в результате ряда военных и политических событий времён Чингиз-хана и его преемников оказалась отколотой от остальных киргизов.

В XVII г.. енисейские киргизы составляли четыре княжества: Тувинское, Эзерское, Алтырское и Алты-сарское. Руководящую роль среди них играло Алтысар-ское княжество. Русские источники сообщают, что кир-

 гизы «едят рыбу и зверя бьют, а бой у киргизов ручной. Лошадей и коров много, а хлеба не сеют». В военном отношении в XVII в. енисейские киргизы были довольно сильными. Когда военные силы России стали приближаться к землям енисейских киргизов, правитель Алтысарского княжества Иренак стал нападать на их передовые укреплённые пункты - Красноярск, Ачинский острог и др. Однако позднее, видя, что он не в силах приостановить колонизацию со стороны России, князь Иренак вступил в переговоры с русскими властями и отправил в 1683 г. посольство в Москву. Переговоры его послов с русским правительством привели к установлению дружественных отношений.

Объединение киргизских племён, возглавляемое князем Иренаком, было непрочным, и после его смерти киргизские княжества на Енисее подверглись разгрому со стороны джунгаров. Часть киргизов была уведена джун-гарами в другие районы, а остальные киргизы растворились среди местных племен, впоследствии составив основу для образования тувинской и алтайской народностей.

Во второй половине XVIII в. Джунгарское государство пало. Многие джунгары погибли, некоторые отступили в пределы России, третьи разбрелись, поселившись среди народов Восточного Туркестана, казахов, киргизов и т. д. В самой Джунгарии их осталось очень мало. Джунгарское государство, бывшее недавно грозой своих соседей, перестало существовать.

После падения господства джунгаров в Семиречье киргизы вновь стали возвращаться на свои старые кочевья на Тянь-Шане, в Таласской и Чуйской долинах и в Иссык-Кульской котловине. Однако здесь они встретились с агрессивными устремлениями Китая, желавшего установить своё господство над киргизами.

Китайские источники указывают на пять «восточных» и пятнадцать «западных» киргизских племён.


Установление над киргизами власти кокандских ханов.

В начале XIX в. киргизы находились под

 двойной угрозой: восточный сосед - Китайская империя - стремился к утверждению своего господства над Кир-гизией, с юго-запада же нацеливались на богатые киргизские земли властители Кокандского ханства.

В 1816 г. трудящиеся массы киргизов Восточного Туркестана принимают участие в восстании против гнёта китайских чиновников и феодалов, вспыхнувшем в селении Ташмалык возле Кашгара. Многие киргизы примкнули к восстанию народов Восточного Туркестана во главе с Джангир-ходжой против гнёта Китайской империи в конце двадцатых годов XIX в. Однако войска китайского правительства неизменно подавляли восстания и удерживали господство Цинской империи над Восточным Туркестаном.

Таким образом, киргизский народ постоянно испытывал угрозу порабощения со стороны Китайской империи. Наряду с этим все больше возрастала опасность завоевания киргизских земель Кокандским ханством.

Всё это заставило киргизов в начале XIX в. искать покровительства более сильного государства. Киргизы предпочли отсталым феодальным государствам Востока Россию, имевшую более развитую экономику и культуру, а в военном отношении гораздо более сильную, чем Ко-канд и феодальный Китай. Поэтому они охотнее шли на сближение с Россией. Еще в конце XVIII в. посланцы племени сарыбагыш были у Екатерины II. В 1812 г. племя бугу отправило своих представителей к генерал-губернатору Западной Сибири. Повторно делегация бугинцев вела переговоры с генерал-губернатором Западной Сибири в 1824 г. Делегация бугинцев просила, чтобы Российская империя приняла киргизов под свое покровительство и оказала им помощь. Русское правительство отнеслось положительно к этой просьбе.

Киргизский народ правильно ориентировался на Россию, так как видел в союзе с ней не только надежную за-щиту от нападения внешних врагов, но и возможность приобщения к передовой культуре и цивилизации.

По отношению к народам Центральной и Средней Азии РоссИя, несомненно, выступала как государство, играющее прогрессивную роль.

Сближение киргизов с Россией в истории киргизского народа было важным прогрессивным фактором. Однако первые попытки киргизов принять подданство русского государства не дали практических результатов. Осложнения внутреннего и внешнего положения России в этот период отвлекали ее внимание от Средней Азии. Этим воспользовались правящие круги Коканда. Кокандское ханство начало завоевание Киргизии.

Кокандское ханство образовалось во второй половине XVIII в. Оно представляло собою феодальное государство и первоначально занимало Ферганскую долину с центром в Коканде. Основное население ханства составляли узбеки. Кроме них, в ханстве жили таджики и кып-чаки.

 Начиная с 20-х гг. XIX в., кокандцы приступили к осуществлению своих давних замыслов и предприняли завоевательные походы в глубь киргизских земель

Все киргизские племена к середине 30-х гг. XIX в. оказались под властью Кокандского ханства.

Для поддержания своего господства кокандцы возвели ряд укреплений в районых киргизских кочевий: Пишпек, Ток-мак, Мерке, Аулие-Ата в Чуйской долине, Куртка, Тогуз-Торо, Джумгал на Тянь-Шане, Бостон-Терек и Таш-Курган на Памире. Эти укрепления являлись военными, административными и торговыми пунктами кокандской колонизации Киргизский народ платил кокандцам тяжёлую дань. Платили киргизы на содержание гарнизонов крепостей, приходилось давать продовольствие для войск во время их передвижений и экстренных сборов, поставлять боевых коней для артиллерии. Особые налоги полагались духовенству, чиновники также требовали различные подарки и подношения.

Вместе с кокандскими ханами и феодалами угнетали трудовой народ и киргизские баи и манапы, которые не только сохраняли в своих руках власть на местах, но иногда занимали посты в высших органах военной и гражданской власти в ханстве.

Кокандская колонизация сопровождалась также усиленным насаждением в Киргизии ислама, ставшего сильным орудием угнетения народных масс в руках хана и господствовавшей феодальной верхушки. Для поддержания ханской власти применялось и прямое насилие. В кокандских крепостях на территории Киргизия были построены «зинданы» - тюрьмы-колодцы, в которых томилось немало мужественных представителей киргизского народа, осмелившихся протестовать против гнёта поработителей.

Трудящиеся массы киргизского народа неоднократно выступали против эксплуататоров. В 1842 г. вспыхнуло восстание киргизов. В Иссык-Кульской котловине. Восставшие изгнали из крепостей Конур-Улен, Каракол и Барскаун кокандские гарнизоны, а укрепления разрушили. В 1845 г. восстание киргизов в Ошской долине было жестоко подавлено местными и кокандскими феодалами. Такая же участь постигла восставших в 1847 г. в Чуйской долине, а в 1850 г. - в районе Нарына.

Нередко угнетённые массы киргизов, казахов, кипчаков и узбеков совместно выступали против угнетателей. Эти выступления способствовали ослаблению власти феодалов и Кокандского ханства в Киргизии.

В конце 30-х гг. XIX в. против России восстал султан казахов Средней Орды Кенесары Касымов, который возглавил. некоторых недовольных феодалов, претендовавших на особые привилегии. Кенесары хотел отторгнуть Казахстан от России и восстановить ханскую власть. Под натиском превосходящих сил царских войск Кенесары отступил в пределы казахской Большой Орды. Большая Орда граничила с киргизами, их земли он также решил подчинить своей власти. Притязаниям Кенесары киргизы воспротивились. Тогда казахский хан предпринял ряд опустошительных набегов в аилы чуйских киргизов. Эти набеги сопровождались исключительными жестокостями. Но киргизский народ оказывал агрессивным устремлениям Кене-сары упорное сопротивление.

В 1847 г. Кенесары начал большое наступление, чтобы нанести решительный удар Киргизии. Однако его поход кончился поражением. Военные силы Кенесары в Чуйской долине были окончательно разбиты киргизами, а сам он погиб в плену. Так народ дал решительный отпор захватническим действиям Кенесары Касымова.



Общественно-экономический строй и культура киргизов в половине XIX в.

К XIX в. киргизы были уже сложившейся народностью. В киргизском обществе оставались еще сильные пережитки патриархально-родовых отношений. Киргизы состояли из нескольких племён, Кокандская крепость Пишпек.



 В аильной общине киргизов существовало большое имущественное и правовое неравенство, происходило классовое расслоение.

Представители феодально-родовой знати - баи, ма-напы, бии - использовали пережитки родовых отношений в своих интересах, скрывая таким путём сущность феодальной эксплуатации.

Главным занятием киргизов оставалось - скотоводство, основанное на использовании подножного корма. Каждое племя и род кочевали в определённых границах. 3аготовка кормов на зиму почти не производилась, поэтому ведение хозяйства сильно зависело от стихийных сил природы. В суровые снежные годы наступал джут (бескормица), тогда погибал скот и киргизам угрожала голодовка. Некоторым подспорьем в хозяйстве служила охота.

Наряду со скотоводством почти все киргизы занимались земледелием.

 

Пахота земли сохой. Худ. А. Михалев.

 

Сеяли просо, ячмень, пшеницу. Техника земледелия оставалась очень отсталой

У киргизов были домашние промыслы, связанные главным образом с обработкой продуктов скотоводства. Из овечьей шерсти пряли пряжу для изготовления ткани, а из шкур шили шубы и тёплые брюки. Из шерсти выде-лывали войлок, которым покрывались юрты. Из войлока также делали одежду, головные уборы, постель и т. д. Остовы юрты, сёдла, тахты, двери для юрты изготовлялись из дерева. Мастера по металлу владели искусством изготовлять различное оружие вплоть до огнестрельного, посуду, орудия труда и т. п. Из серебра и золота выделывали различные украшения, находившие применение в быту.

Киргизы, ведя в основном натуральное хозяиство, занимались и торговлей. Торговали не на деньги, а обменивали одни товары на другие. К киргизам приезжали торговцы из Ферганы, Кашгара, из Кульджи. Они привозили бумажные и шёлковые материн, чай, табак, рис, сушёные фрукты. Из России привозились сукна, ситцы, выделанная кожа, железные и чугунные изделия. В обмен киргизы отдавали скот, шкуры, войлок, кожу, шерсть, пушнину, волос и т. п.

Общественно-экономический строй киргизов был феодальным. Скотоводческое хозяйство и кочевой быт задерживали развитие производительных сил.

Манапы и баи имели право распоряжаться всеми земельными угодьями данного родового или племенного объединения. Они являлись собственниками большого количества скота лошадей, овец, крупного рогатого скота, верблюдов и др.

 

Перекочёвка. Худ. В. Верещагин

 

У.киргизского народа существовало богатое устное поэтическое творчество. Поэмы и стихи народ бережно сохранял и передавал из поколения в поколение. Письменной литературы у киргизов не 'было. Грамотных было также очень мало. Древняя киргизская письменность не сохранилась. По ряду причин, в частности из-за военного разгрома государства енисейских киргизов, она была утрачена. Бродячие узбекские муллы, которые проникли из среднеазиатских ханств в кочевья киргизов, кое-где на дому у баев и манапов обучали их детей грамоте. Обучение велось на непонятном арабском языке, сводилось оно к зубрёжке и заучиванию непонятных арабских текстов. В результате такого учения лишь немногие ученики становились грамотными.

Зато у киргизов расцвело устное народное поэтическое творчество. Народные певцы слагали лирические, трудовые, обрядовые песни, сказки, предания, героические поэмы и др.

Среди киргизских героических поэм самая крупная и значительная - «Манас». Она состоит из трёх частей: «Манас», «Семетей» и «Сейтек».

 

Изготовление ковра.

 

У киргизов были также высоко развиты пение, игра на музыкальных инструментах. Военные походы, различные общественные и семейные торжества, праздники всегда сопровождались музыкой. Народ очень ценил своих певцов - акынов. Основными музыкальными инструментами были комуз, кыяк - своеобразная скрипка, сурнай и чоор, напоминающий всем известную флейту.

Большим художественным вкусом и разнообразием форм отличалось изобразительное искусство киргизов. Орнаменты на коврах, разного рода узоры на войлоках, вышивки, тиснение по коже, художественная резьба по дереву и металлу были широко распространены в быту. Замечательными узорами и красками отличались ширдаки - войлочные ковры для подстилки и туш кийизы - настенные ковры. Искусные мастера украшали конскую сбрую, мужские пояса, оружие, изготовляли женские украшения. Резьба по дереву применялась при изготовлении деревянных остовов юрт, две-рей и косяков, музыкальных инструментов, сёдел, помостов, посуды и других изделий.

Основной религией киргизов был ислам. Он начал проникать к киргизам сравнительно поздно, в XVII-XIX вв. Особенно настойчиво стали распространять мусульманство среди киргизов с начала XIX в. завоеватели-кокандцы. Наряду с исламом у киргизов сохранились элементы шаманизма, культ предков, почитание различного рода священных мест: мазаров, рощ, деревьев, источников и т. д. Принято было приносить жертвы богам или духам. Представители феодальной знати, сами недавно принявшие ислам, использовали его как сильное оружие в деле упрочения своего господства над трудящимися массами.

<< Перейти к всем новостям

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru