История Кыргызстана

КЫРГЫЗСТАН В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Раннефеодальные государства.

В результате объединения тюркских племён в середине VI в. возник тюркский каганат. Основателем его был каган Ту-мынь. Основной территорией каганата были Алтай и Монголия. Путём обширных завоевательных походов тюркских властителей образовалось огромное государство, простиравшееся от Хинганских гор до Чёрного моря. Тюркский каганат имел дипломатические и торговые связи со многими странами Востока и Запада.

Вскоре на землях тюркского каганата начались восстания покорённых племён и внутренние междоусобицы. 

В 80-х гг. VI в. обширный непрочный тюркский каганат распался на восточный с центром в Монголии и западный с центром в Семиречье. Власть каганата распространилась на ряд племён, в том числе на енисейских киргизов. Однако в середине VIII в. восточно-тюркский каганат распался. Господство перешло к уйгурам, которые образовали новый - уйгурский каганат.

Центром западно-тюркского каганата стали Таласская и Чуйская долины, а также Иссык-Кульская котловина. Столица каганата - город Суяб был расположен в восточной части Чуйской долины.

Тюрки в основном оставались кочевниками, занимались скотоводством, но во владениях западных тюрков было много оседлых поселений с укрепленными стенами, а также «города». Правда, на города, в нашем понимании, они походили мало. Обычно это было укрепление с небольшим поселением вокруг. Например, окружность города Суяба составляла всего 3-3,5 км. Таких городов в Чуйской долине к западу от Суяба было около десяти. Они являлись земледельческими, торговыми и ремесленными центрами.

Западно-тюркский каганат имел торговые и дипломатические отношения с государствами запада и востока, а также культурные связи с племенами Южной Сибири, Алтая и Монголии.

В середине VII в. усиливается агрессия Китая. Китайские войска совершили несколько военных походов во владения западно-тюркского каганата.

Однако местное тюркоязычное население оказывало упорное сопротивление завоевателям, и китайским феодалам не удалось утвердить своё господство в Семиречье.

Главным занятием тюрков было скотоводство. Разводили лошадей, овец, крупный рогатый скот и верблюдов. Основным жилищем была юрта, но в местах зимовки возводились иногда постройки из кирпича и камня. Тюркские кузнецы умели хорошо изготовлять оружие, орудия труда земледельца и т. п. Были мастера, выделывавшие различные украшения из бронзы, меди, серебра и золота. У тюрков, наряду с согдийской, была и своя письменность. Об этом говорят найденные археологами надписи, сходные с орхоно-енисейской письменностью, существовавшей у древних киргизов.

 В начале VIII в. среди тюркских племён стало усиливаться племя тюргешей, жившее на северо-востоке от реки Чу. Распространив свою власть на большую часть территории Семиречья, тюргеши заняли главенствующее положение среди тюркских племён, а их правители стали объявлять себя каганами. Они избрали своей столицей город Суяб, бывший прежде столицей западно-тюркского каганата.

Наибольшего усиления тюргеши достигли в первой четверти VIII в., в годы правления кагана Сулу. В это время тюргеши вступают в дипломатические связи с соседними государствами и стараются распространить своё господство на все районы Семиречья. Однако китайские правители противодействовали усилению тюргешей. Желая ослабить тюргешей, Китай разжигал усобицы в каганате, а затем напал на него. Но в 751 г. в Таласской долине военные силы Китая встретились с арабами, которые к этому времени, завоевав почти всю Среднюю Азию, двигались на Семиречье. В ожесточённой битве китайцы потерпели поражение

Пользуясь сложившейся обстановкой, главенство захватило тюркское племя карлуков. Первоначально карлуки жили к западу от Алтая. К середине VIII в. они передвинулись в Чуйскую долину и в 766 г., заняв город Суяб, окончательно закрепились здесь. Тюр-геши, жившие в Чуйской долине и отчасти в Иссык-Кульской котловине, и другие кочевые племена признали власть карлукских каганов. Под их властью оказались также оседлые согдийцы.

В это время оседлое население жило и на берегах озера Иссык-Куль. В районах, занятых кочевыми племенами джикиль, имелись пять больших и четыре малых населённых пункта под общим названием Верхний Барс-хан. Часть этих населённых пунктов в наши дни находится под водой. Развалины некоторых населённых пунктов и поныне заметны на дне озера около Кой-Сары. Археологи ведут в этих местах подводные исследования с целью изучить развалины старинных поселений и определить причины их затопления.

Жила здесь также какая-то часть киргизских племён, проникших в Семиречье во время их борьбы с уйгурским каганатом. О существовании киргизов на Тянь-Шане в X в. есть указания в мусульманских источниках, в частности у автора X в. Истахри, а также в персидском географическом сочинении «Худудал-Алам» - «Границы мира».

Кочевые и оседлые племена Киргизии имели связи с соседними народами.

 В IX-X вв. большим городом был Тараз, располагавшийся на месте нынешнего города Джамбула. Город Баласагун впоследствии был ставкой правителей караханидов. Караванная дорога от Ферганской долины и Ташкентского оазиса шла в сторону Восточного Туркестана. Вдоль караванной дороги, там где не было городов, строились большие караван-сараи.

В то время, когда в Семиречье господствовали западно-тюркские и тюргешские каганы, в Ферганской долине жили оседлые народности, которые занимались земледелием, ремёслами.

 Со времени западно-тюркского каганата среди населения Ферганы всё больше начинают преобладать тюрки, переселившиеся туда главным образом из Тянь-Шаня. В результате происходит постепенное отюречивание местного населения.

Быстро развиваются ремёсла, торговля, земледелие, на этой основе растут города Ферганской долины. Наибольшую известность приобретают города Ош, Куршаб, Наукат, Узген. Последний впоследствии приобрёл особенно большое экономическое и политическое значение.

Жители этих городов торговали не только с окружающими кочевниками, но и купцами многих соседних стран.

 

Киргизский каганат на Енисее.

Енисейские киргизы в VI в. подпали под власть восточно-тюркского каганата. В письменных источниках они назывались хакасами.

В середине VIII в. против тюркских каганов восстали уйгуры. Их поддержали киргизы. В результате восстания в 745 г. восточно-тюркский каганат был уничтожен, на его месте образовался уйгурский каганат.

Киргизы на некоторое время вынуждены были признать власть уйгурского кагана. Но вскоре они начали борьбу против уйгурских властителей за свою свободу и независимость.

Основным занятием киргизов было, скотоводство.

Вся их жизнь была связана с домашними животными, жили киргизы в войлочных юртах, питались мясом,

Киргизы занимались также и земледелием. Пашни располагались в долинах рек. Сеяли просо, ячмень, пшеницу. Собранное с полей зерно размалывали ручными мельницами - джаргылчаками. В ходу были примитивные сохи с железным сошником, железные серпы, кое-где сооружались оросительные системы. На полевых работах использовался крупный рогатый скот.

Сравнительно развиты были домашние ремёсла. Кузнецы изготовляли боевое оружие и орудия земледелия, мастера выделывали разные украшения для одежды, конской сбруи ц другие предметы домашнего обихода из

 серебра, золота и бронзы. Наладились торговые связи со Средней Азией, Восточным Туркестаном и даже Тибетом. Торговые караваны из Средней Азии приходили каждые три года, они привозили узорчатые шёлковые ткани. В обмен среднеазиатские купцы покупали у киргизов пушнину, железные изделия, золото, мускус и др.

Киргизы имели свою руническую письменность, которую потом утратили. К IX в. у киргизов заметно усилилось разложение родо-племенного строя. Среди членов общины всё резче сказывалось имущественное неравенство. Были богатые скотоводы, имевшие до 6 тыс. лошадей, и бедняки, у которых скота почти не было.

В это время у киргизов еще сохранялись пережитки почитания животных. Больше всего чтили барса.

В IX в. енисейские киргизы стали богаче и сильнее. Именно в это время они начали борьбу с властителями уйгурского каганата, распространявшего тогда свою власть от Монголии до Восточного Туркестана. После первых неудачных столкновений с уйгурскими войсками киргизы начали одерживать победы и вскоре освободились от власти уйгурского каганата, а в 840 г. разбили его воинов в бою. Уйгурский каганат распался. Власть перешла к киргизским каганам, перенёсшим свою ставку к реке Селенге в Монголии. Под господ-ством киргизов объединились многие племена, находившиеся раньше в составе уйгурского каганата. Киргизские властители завязывают более активные дипломатические и торговые сношения с Восточным Туркестаном и другими государствами.

Бурные события начала X в., многочисленные военные столкновения и, наконец, полный разгром военных сил киргизов каракитаями не могли не сказаться на состоянии их хозяйства и культуры. Настала пора упадка, развитие временно приостановилось, народ утратил единство и был раздроблен. Часть киргизов откочевала к Енисею, другая часть передвинулась в пределы нынешней территории Киргизстана.


Развитие феодальных отношений при караханидах и каракитаях.

Начиная с середины X в. господство в Киргизстане переходит к династии караханидов, вышедших из племени ягма, прежде занимавшего районы Тянь-Шаня к югу от Нарына и Кашгара. Столицей нового государства был город Баласагун. Правители караханидов именовали себя «карахан». Государство караханидов объединяло в своём составе ряд кочевых племён и оседлых народностей, которые раньше входили в

Важной особенностью караханидского периода истории Киргизстана было появление новых и рост старых городов, что вело к дальнейшему подъёму хозяйства и культуры местного населения. Наряду с городами и сельскими поселениями возникали феодальные Узгене. В городах сооружают водопроводы, булыжные мостовые, памятники архитектуры того времени. Так называемая «башня Бурана»- минарет, дворцы для правителей и т. д.

В эпоху в начале XI в. Примерно строят общественные бани, караван-сараи, замки.

Свидетельством высокого уровня развития строи-тельного искусства служат замечательные к той же эпохе относятся известные памятники в мечетиразвития достигает и культура караханидов значительного мечети около города Баласагуна - построена жителей Киргизстана. Широко распространяется арабский алфавиту.

При караханидах в Киргизии широко распространился ислам, ставший сильным идейным оружием правящих классов для укрепления своей власти.

Ислам постепенно вытесняет зороастризм, буддизм, христианство и другие верования населения района Семиречья.

В начале XII в., когда внутри караханидского государства участились феодальные раздоры и дворцовые перевороты, сельджукский правитель Санджар в районе Аму-Дарьи нанёс полное поражение караханидским войскам. После этого караханиды начали терять своё господство в Средней Азии. В 30-х гг. XII в. их государство распалось окончательной

Непосредственно к падению власти караханидов привело нападение каракитаев. Каракитаи, или кидани,- народ маньчжурского происхождения. К северу от Китая они в X в. создали государство Ляо, вскоре завоевавшее весь северный и средний Китай, и подчинили многие племена Монголии и Маньчжурии. Но в начале XII в. их государство пало под ударами чжурчженей, выходцев из Маньчжурии.

Часть каракитаев ушла на запад и обосновалась на реке Эмиль в северо-западном районе Китая. Вскоре каракитаи захватили владения караханидов и образовали свое государство с центром в Чуйской долине.

 Население Каракитайского государства в этническом и религиозном отношениях было разнородным. Если каракитаи исповедовали религию буддизма, то местное кочевое население оставалось шаманистами. На территории Киргизии проживало также и значительное число христиан-несториан, погребения которых найдены на Иссык-Куле и в Чуйской долине. Но господствующей религией продолжал оставаться ислам, особенно распространённый среди оседло-земледельческого населения и феодальной знати.

В начале XIII в. государство каракитев пришло к упадку. Причиной этого было усиление феодальной раздробленности и междоусобицы, а также вторжения извне. Решающую роль в падении Каракитайского государства сыграли найманы, которые, отступая от Чингиз-хана, в 1206 г. пришли в Семиречье. Но ещё до этого каракитаи получили серьёзный удар со стороны хорезмского шаха Мухаммеда. Хорезм-шах, умело ис-пользовав религиозные противоречия в Каракитайс-ком государстве, в 1207 г. разбил каракитаев и захватил Бухару.

<< Перейти к всем новостям

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru