28 сентября 2017, 21:47
Источник http://kg....
Комментарии
Сегодня президент Алмазбек Атамбаев открыл своей речью международную конференцию "Ислам в современном светском государстве". Она стала второй после конференции по Алтайской цивилизации в июле этого года, которая должна была придать импульс и дальнейшее направление интеллектуальному наследию нашего президента.
"Да поможет нам наш создатель", - попросил он за конференцию в начале своей речи.
Ислам в Кыргызстане
Ислам в Кыргызстане подвержен двумя факторам - как внутренней динамике, так и глобализации.
С научной точки зрения пока остается спорным, является ли рост ислама в Кыргызстане процессом ренессанса ислама, то есть возрождению религии после 70-летнего советского периода или это новый феномен, который имеет мало общего с прошлым. Есть некоторые основания склоняться к последнему варианту, хотя бы по причине возникновения различных центров исламизации за последние 25 лет. Это течение Джаамат-Таблиги из субиндийского континента, турецкое международное движение Саида Нурси ("Себат") и финансовые вливания из монархий Персидского залива.
Внешние факторы легли на благодатную почву - идеологический вакуум как следствие распада коммунистической империи, сильнейший кризис светского государства и становление молодой кыргызской государственности, а также демократизация всех сторон общественной жизни. Именно по этой причине, например, в Кыргызстане также процветают различные христианские миссионерские течения протестантского толка.
История человечества за последний век привела к разнонаправленной динамике. С одной стороны, национальное государство, колониализм, всеобщее образование, кризис содержания Библии и либерализм привел в развитых странах Запада к торжеству рационализма и дехристианизации. С другой стороны, борьба с колониализмом, кризис светских государств с мусульманским населением, универсальный доступ к Корану и миграция противопоставила ислам западной цивилизации. В этом смысле для кыргызов ислам - это анти-западный, но тоже глобализм.
Тут надо отметить главный фактор, который стал причиной сегодняшней конференции - ислам претендует, чтобы предложить альтернативу и в этой альтернативе бросает вызов лидерам кыргызской государственности на монополию политической власти. Именно на этом фоне, внутреннем и внешнем, сегодня президент Атамбаев предлагал свою форму взаимодействия с исламом.
Универсальная форма
Отправной точкой этой формы стала наша традиция, которая не противоречит исламу. "Сложившаяся здесь исламская правовая школа - ханафитский мазхаб, суфийские учения, не противопоставляют доктринальный ислам местной традиции... Наши предки в свое время приняли ислам еще и потому, что он не противоречил местным обычаям и традициям, мировоззрению кочевников. Сегодня он стал неотъемлемой частью нашей традиционной культуры", - сказал Атамбаев. Если перефразировать его слова, то мы должны найти свой, кыргызский, ислам.
Подобный подход нужен, чтобы легализовать и очертить пространство, в котором ислам может сочетаться с традиционными ценностями кыргызстанского общества, а значит и со светским государством. Это должно как легитимизировать ислам в обществе, так и очертить его границы. И эта граница не должна выходить за рамки традиции народа, оставаться в частном секторе и, самое главное, не выходить на политическую арену. В ответ государство в этом частном пространстве гарантирует мусульманам комфорт. Конечно, это несколько упрощенная формула, но она универсальная в большинстве стран, где большую часть населения составляют мусульмане.
В соседних с Кыргызстаном странах ислам пытаются жестко контролировать, не дать ему никакого шанса для выхода в политическую сферу. Поэтому эти границы не постоянны и они меняются.
Диалог
Что делается в нашей стране, чтобы сдерживать эти границы? Логика в расчетах следующая - если религию не преследовать и дать ей существовать в рамках светских законов, у потенциальных исламистов, если они вообще появятся, не будет реальной базы, да и повода, чтобы пытаться расширить это религиозное пространство. В идеальном случае ислам гармонично интегрируется и не будет выходить из общей традиции народа.
Пока эта логика в целом работает, и Кыргызстан в некоторой степени гордится этим на фоне соседей. Более того, светское государство считает, что местные традиции и ислам гармонично сочетаются. Этой гармонии может угрожать только внешнее влияние, вроде чужеродной культуры и одежды, а также неафишируемые финансовые вливания иностранных религиозных фондов.
Не последнюю роль светское государство отводит образованию и просвещению, как механизм предотвращения радикализма среди молодежи. О роли образования неоднократно говорил президент, в том числе и в своей сегодняшней речи.
Однако это религиозное пространство может подвергнуться эрозии по другой причине - кризиса светского государства. Можно долго спорить, какой был вклад перманентного кризиса государства в исламизацию за последние 25 лет. Несомненно, социально экономический кризис, миграция из сел в город, миграция из страны, коррупция и расслоение общества внесли свой вклад.
Сейчас лидер государства говорит, что он готов к диалогу и готов обсудить будущее ислама в рамках обозначенных границ.
А тем временем, сегодня одной из самых читаемых новостей страны стала информация о беременной женщине с 11 детьми из села Ой-Булак Тюпского района, которую осудили на 3 года из-за запрещенной книги...