situs togel http://jeniferseo.my.id/ situs togel https://seomex.org/ situs togel toto 4d dentoto togel4d https://www.sabalansteel.com/ togel 4d situs toto https://dentoto.link/ https://dentoto.cc/ https://dentoto.vip/ https://omtogel.art/ https://dentoto.live/ situs togel situs toto toto 4d dentoto https://tfts.org/ https://152.42.182.72/ situs toto situstoto https://www.gala.itone.lu/ https://128.199.107.156/ https://panamerica.capuchinhos.org.br/ dentoto
omtogel toto togel https://jeniferseo.my.id/ omtogel omtogel situstoto omtogel omtogel omtogel situs toto omtogel omtogel toto 4d situs toto toto togel toto togel
2020 год президент Кыргызстана объявил годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детейВ Китае ночью недалеко от границы с Кыргызстаном произошло землетрясение

Допустит ли Бишкек появления "старшего брата" в ЦА — интервью с политологом

18 марта 2018, 16:08       Источник https://ru...       Комментарии

15 марта в Астане прошла рабочая (консультационная) встреча глав государств Центральной Азии. Инициатором выступил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев. Об итогах встречи, почему страны Центральной Азии долго не могли начать полноценный диалог, а также, что даст сближение странам региона, корреспонденту Sputnik Казахстан рассказал директор Группы оценки рисков РК кандидат политических наук Досым Сатпаев.
- Вояж президента Мирзиёева интересен, во-первых, встречей с Рахмоном, во-вторых, приехал он и в Казахстан. А еще до этого, осенью прошлого года, Мирзиёев посетил Кыргызстан.
- И Туркменистан...
- Встречи уже названы историческими и прессой, и главами государств. Не свидетельствует ли это о том, что реализация интеграционной идеи в рамках малой, "постсоветской Центральной Азии" вновь приобретает очертания?
- Вы знаете, у нас был очень большой перерыв в отношениях между странами с точки зрения попыток создать единое региональное пространство. Насколько я помню, было пять или шесть проектов объединения стран Центральной Азии для решения определенной категории совместных вопросов. К сожалению, все они остались по большей части на бумаге.
В 2005-м была последняя попытка. Кстати, тогда же поднимали активно тему создания Международного водноэнергетического консорциума. Но надо исходить из того, что в тот период, может быть, одним из главных тормозов регионального взаимодействия был Узбекистан, который занял жесткую позицию по отношению к Таджикистану и Кыргызстану по проблемам границы, воде, борьбе с экстремизмом и терроризмом.
Я хорошо помню, что, когда встречался с узбекскими чиновниками и экспертами, они часто заявляли, что Узбекистан - это бастион, а остальные страны не предпринимают никаких усилий для эффективной борьбы с радикализмом, ну и так далее. Много было разногласий еще с того периода.
То, что сейчас происходит, конечно, важный исторический этап. Но, с другой стороны, надо быть готовыми, что обиды, трения, конфликты, которые копились в регионе в течение многих лет, невозможно быстро разрешить. Необходима политика win to win, когда две стороны, взаимодействуя, понимают, что в итоге обе будут победителями. Встреча, которая прошла в Астане (рабочая встреча глав Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, а также представителя Туркменистана. - Прим. ред.), обратите внимание - это не официальный саммит. Это рабочая консультативная встреча. Там не предполагается каких-то договоров о стратегическом сотрудничестве.
- Больше похоже на демонстрацию намерений, скажем так...
- Да, сейчас идет попытка реанимации инициатив, которые когда-то были. И самое интересное, что именно Шавкат Мирзиёев предложил провести эту встречу в Казахстане. Это тоже показательно.
Именно Мирзиёев в прошлом году, когда проходила международная конференция в Самарканде, сделал несколько важных заявлений. И одно из них мне очень понравилось. Он предложил тогда создать Ассоциацию глав приграничных регионов стран Центральной Азии. И тогда же сказал, что политики должны создать благоприятные условия для работы, а бизнесу, когда он начнет работать в приграничных регионах, никто не должен мешать: надо быстрее наладить контакты.
Если от слов наши страны перейдут к делу, хотя бы по приграничному сотрудничеству, это уже будет большим прорывом. А дальше методом постепенного развития, как это делали страны Европы. Они же не сразу создали ЕС...
В принципе в Центральной Азии можно создать ядро такого взаимодействия по двум важным направлениям: приграничное и водноэнергетическое сотрудничество. Если будут эти два столпа, появится и хорошая перспектива для развития.
- Получается, что именно Узбекистан становится главным фактором сближения в регионе, как когда-то был главным фактором заморозки, по сути, процесса?
- Скорее всего, да. Узбекистан проснулся после долгой спячки и сейчас, по сути, наверстывает упущенное, потому что Казахстан изначально и традиционно был сторонником взаимодействия в Центральной Азии. Но потом у нас опустились руки. После 2005 года, обратите внимание, казахстанское руководство все чаще начало позиционировать Казахстан не как часть Центральной Азии, а как "евразийское государство". Почему так? Потому что уже было разочарование - все попытки, которые Астана предпринимала, не удались. Поэтому Казахстан переориентировал всю свою энергию на евразийскую модель, а потом на создание Таможенного союза, ЕврАзЭС...
Сейчас есть хорошая возможность вернуться в центральноазиатское русло. Помните, еще несколько лет назад прозвучало заявление президента Казахстана убрать окончание "стан" из названия страны, чтобы не ассоциировать себя с другими странами. Это тоже был показатель разочарования.
Что показывает опыт Евросоюза и, в принципе, других региональных блоков? Там всегда должны быть страны-локомотивы. В ЕС это Франция и Германия.
В Центральной Азии такими странами могли бы стать Узбекистан и Казахстан. Не в качестве "лидеров", потому что наше лидерство никто не признает, а в качестве локомотивов, которые будут инициировать совместные проекты, где-то их финансировать, потому что у этих стран больше финансов, чем у Кыргызстана и Таджикистана. Так делают Франция и Германия в ЕС. Если наши страны будут таким хорошим дуэтом, думаю, весь регион можно будет "подтянуть" под общие проекты без попыток продемонстрировать какие-то амбиции, вроде борьбы за лидерство и так далее.
- Кстати, когда мы говорим о Казахстане и Узбекистане, часто упоминаем и реальную конкуренцию за лидерство в регионе. Нужна ли эта гонка?
- На самом деле это высосано из пальца. Конкуренции не было. Узбекистан при Исламе Каримове и Казахстан демонстрировали разные модели развития - и экономического, и политического. При Каримове Узбекистан был зациклен на себе, находился немного в состоянии изоляции.
Если речь идет об экономическом развитии, Казахстан считался фаворитом, но именно с точки зрения привлечения инвестиций. Я считаю, что конкуренция начнется именно сейчас, когда Шавкат Мирзиёев очень резко начинает менять и внешнюю политику Узбекистана, и внутреннюю экономическую политику. Если он будет проводить не на словах, а на деле либерализацию экономики, если будет улучшать инвестиционный климат, активно проводить реформы для повышения конкурентоспособности страны, у Казахстана появится конкурент в экономическом сегменте, причем серьезный.
- А в политическом смысле?
- Политическое лидерство я считаю мифом. Что это такое? Лидерство есть только тогда, когда его кто-то признает. В Центральной Азии этого не получится сделать, даже если завтра Казахстан или Узбекистан будут на что-то подобное претендовать. Я уверен, что ни Душанбе, ни Ашхабад, ни Бишкек никакую форму лидерства здесь не поддержат. Они не захотят "старшего брата", как в свое время, например, Узбекистан в начале 90-х годов не захотел видеть Турцию в этом качестве. Все хотят равноправных отношений.
Да, экономически позиция у Казахстана лучше, но политического лидерства у страны в регионе нет. Помните прошлогодний конфликт между Кыргызстаном и Казахстаном? Это четкий показатель того, что страны Центральной Азии готовы экономически и культурно сотрудничать, но никто не будет кого-то рассматривать выше себя. Такого не получится.
- Реформаторство Мирзиёева, на ваш взгляд, какой природы: это исторические амбиции, попытка выйти из-под влияния каримовского окружения, решение государственных задач математически?
- Думаю, то, что вы назвали, имеет место как совокупность факторов. Понятно, что, если ты хочешь провести какие-то изменения, то должен избавиться от наследия прошлого. А это не только существующая система, но и люди, которые ее олицетворяют. С другой стороны, Мирзиёев все-таки был премьер-министром. Это немаловажный момент. Когда-то руководил регионом. Он хозяйственник. Не просто человек, долгое время занимавший какие-то должности по идеологической или партийной работе. Это хозяйственник, который хорошо знает, из чего состоит узбекская экономика, где ее сильные и слабые места. Мирзиёев понимает, что, если он хочет сделать Узбекистан государством привлекательным, необходимо проводить хотя бы первые этапы каких-то реформ.
Конечно, рассчитывать на то, что он проведет какие-то политические реформы, тоже не стоит. Жесткая система политического контроля - важный ресурс. И он будет его использовать. То есть будет делать только какие-то точечные послабления. В сфере экономики он, скорее всего, захочет перенять модель Китая либо Сингапура, как у нас тоже это позиционировали - экономические реформы при сохранении жесткого политического контроля. Но рано или поздно он может столкнуться с теми же проблемами, что и другие страны: по мере экономического развития Узбекистана там появятся средний класс, частный собственник, независимый от государства, с более свободным образом мыслей. Рано или поздно средний класс превратится в ту самую силу, которая будет требовать больших перемен.
- После распада СССР прошла четверть века. Если не получится значительно улучшить отношения в этот раз, не сыграет ли время злую шутку, когда, разойдясь по разным путям развития, мы ощутим уже не политические, а цивилизационные барьеры?
- Уже! Уже за эти 20 с лишним лет мы, близкие соседи, стали далеки друг от друга. Потому что, обратите внимание, за все эти годы мы так и не создали в Центральной Азии единого информационного пространства. Мы друг о друге очень мало знаем. Правильно?
- Очень мало. Парадокс: казахстанцы, живя в Алматы, плохо знают о том, что происходит в Бишкеке, хотя мы находимся относительно близко.
- В том-то и дело! Мы не знаем, что происходит в Туркменистане! Находясь поблизости друг от друга, мы далеки с точки зрения культурного, гуманитарного, информационного взаимодействия. Помните про точечные проекты, о которых я говорил? Они должны предполагать в том числе создание единого поля для культурно-гуманитарного, образовательного взаимодействия, чтобы молодые люди лучше друг друга узнали. Необходимо разрушать эти стены! В действительности представители целого поколения, "поколения независимости", во всех наших странах выросли в условиях плохой информированности о странах-соседях. Мы должны менять эту политику. Если этого не сделаем, вырастет поколение, которым Центральная Азия уже не будет восприниматься как единое целое. Это очень важный момент.
- Мы не упустили время?
- Мне кажется, нет. У нас еще есть шанс вернуться к тому, что мы когда-то пытались сделать, и заполнить это новыми проектами с учетом современных трендов. В любом случае многие молодые люди более открыты миру, если им дать возможность.

Ссылка на новость:
https://for.kg/news-473713-ru.html

Читайте также

Строительство мусоросжигательного завода и капремонт дорог. Новости Бишкека

Афиша Бишкека на выходные: мастер-классы, перформанс и концерты

Загрязнение воздуха в Бишкеке. Столица находится в зеленой зоне

В Бишкеке капитально отремонтируют шесть дорог

Дан старт строительству экотехнологического завода в Бишкеке

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru