13 апреля 2019, 21:49
Источник
turmush.kg
Комментарии
Житель села Чангет Узгенского района Ошской области смастерил дельтаплан.
Как рассказал в комментарии Turmush 39-летний Сапарбек Мырзакматов, дельтаплан он собирал на протяжении трех лет, чем удивил своих односельчан. Как говорит Сапарбек, с детства он мечтал покорить небо и решил воплотить свою мечту в реальность. "Отец является мастером по работе с железом. В детстве много времени проводил в его мастерской, благодаря чему научился секретам ковки. У кыргызов есть хорошая поговорка: "Атаң кылган ишти кыл" ["Занимайся тем, что делал твой отец"]. Так поступил и я, решив пойти по стопам отца. В детстве часто мечтал летать. Даже во сне поднимался на высоту и парил в небе. Видимо, это повлияло на то, чтобы решиться собрать дельтаплан.
Использовал обычное железо и качественные ткани, потому что для такого вида летательного аппарата требуются качественные материалы. К сожалению, в Кыргызстане таких материалов не нашел. Когда поднакоплю денег, то буду покупать на заказ из России или Узбекистана. В начале неоднократно пытался полетать на том, что собрал. Но, увы, ничего не получалось. Пришлось детально подходить к этому вопросу. Даже изучал строение крыльев птиц, чтобы понять, как собирать конструкцию. Не сразу все получилось, как задумывалось. Несмотря на то, что все кажется просто, на практике возникает много проблем. Все требует кропотливого труда", - рассказывает местный Кулибин.
Только после того, как Сапарбек собрал конструкцию наподобие крыльев птиц, он заметил разницу при первом же полете. "Безусловно, умение летать - это целая наука. Есть свои тонкости. Не каждый человек просто так возьмет и полетит. Нужно желание и стремление, которые позволят добиться желаемого. Ничего без преодоления трудностей не получится. Во время первых полетов с высоты жестко приземлялся, получая тем самым различного рода травмы. Дельтаплан можно разобрать и потом вновь собрать. Все сейчас можно изучить по интернету. По крайней мере, видеоуроки можно взять за основу. Так как основная конструкция состоит из железа и плотных тканей, то вес летательного аппарата составляет 55-58 кг. Некоторые, увидев его, сразу начинают говорить, что он достаточно тяжелый. При использовании тонких конструкций и обычных материалов могут быть проблемы во время полета - если лететь противоположно ветру, то он просто снесет тебя. Нужна крепкая конструкция. Другой момент - если хоть в чем-то допустил неточность, то это все может привести к серьезным последствиям для здоровья человека, а порою и вовсе стоить человеческой жизни", - сообщил он.
Во время полета, как говорит сельчанин, необходимо разогнаться с 10-15 метров, а затем взлетать. Первый полет был страшным, но от последующих Сапарбек получал удовольствие. Количество полетов на сегодняшний день составило 70. "Управление во время полета достаточно сложное. Например, летчик должен управлять лежа. Движение зависит от веса и порывов ветра. Бывает и такое, что ветер просто переворачивает аппарат. Если взлетать с высоты, то необходимо иметь подстраховку в виде парашюта. В противном случае можно погибнуть. Сейчас в поисках титана, который позволит мне усовершенствовать дельтаплан. Титан легкий и очень прочный вид металла", - сообщил Мырзакматов.
Летательным аппаратом Сапарбека интересуются как местные жители, так и иностранные граждане. По его словам, с ним связался житель России, которому он по видеосвязи рассказал о правилах сборки конструкции. Поступали звонки и от граждан Казахстана, которые приглашали его провести мастер-классы. Но по семейным обстоятельствам ему пришлось отказаться от поездки.
Вместе с супругой Мырзакматов воспитывает шестерых детей - трех дочерей и трех сыновей.