Комитет Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и Регламенту 25 февраля рассмотрел законопроект "О прокуратуре Кыргызской Республики" в первом чтении.
Первый заместитель генерального прокурора Нурлан Дарданов проинформировал, что новый проект закона разработан в целях приведения положений закона "О прокуратуре КР" в соответствие с Конституцией и гармонизации с кодексами Кыргызской Республики, вступившими в силу с 1 января 2019 года.
Ввиду того, что количество вносимых в действующую редакцию изменений и дополнений составляет более половины текста нормативного правового акта, проект закона подготовлен в новой редакции.
Депутат Мыктыбек Абдылдаев ("Бир Бол") обозначил вопросы по статьям 12, 13 законопроекта в части подотчетности Генеральной прокуратуры. "Представлять ежегодный отчет и быть подотчетным - это разные понятия. Получается, что только Жогорку Кенешу подотчетен? Я так понял. То есть, вы больше никому не подчиняетесь? Ранее в законах и Конституции указывалось, что Генпрокуратура подотчетна главе государства и Жогорку Кенешу. Президент же назначает генпрокурора, мы в свою очередь даем согласие", - сказал он заместителю генерального прокурора.
Верно, ответил Дарданов.
"А что случилось с этим человеком? Вы вышли из его юрисдикции? Вы этот институт выводите из игры. Что получается?" - уточнил Абдылдаев.
Замгенпрокурора ответил, что замечания депутата будут рассмотрены.
"Нужно внести, а не рассматривать. Рассмотрим и внесем - разные вещи. Если правильно, то надо внести. В 12 статье в 4 пункте говорится, что генпрокурор дает заключение о наличии в действиях президента признаков преступления в случае выдвижения Жогорку Кенешем обвинения. А ведь в другом законе есть речь об экс-президенте. Тогда почему в этот закон не вошло это? Ведь на основании такой процедуры в июне 2019 года генпрокурор выдвинул обвинения экс-президенту. Этот проект закона уже 2 года как идет. Раз правительство инициатор, нужно было все тщательно посмотреть. Одну норму только увидели, а все остальное будто не видят", - сделал замечание депутат.
Он также поинтересовался, уполномочен ли генпрокурор защищать честь и достоинство президента в суде и становиться его защитником. Это полномочия генпрокурора. Почему тогда этого пункта нет, спросил Абдылдаев.
"Есть еще один очень щепетильный вопрос. В той же статье о гарантиях президента говорится, что честь и достоинство президента в суде защищает генеральный прокурор страны. Как это будет? Я уже поднимал этот вопрос. Кроме адвоката кто еще должен быть. В законе так прописано. В одном законе прописаны 3 полномочия генпрокурора - защищает честь и достоинство президента в суде, дает заключение о наличии в действиях президента признаков преступления в случае выдвижения Жогорку Кенешем обвинения, защищает честь и достоинство экс-президента в суде. Всего этого нет в полномочиях генпрокурора в предлагаемом проекте закона. Или в другом законе это все будет предусмотрено?" - уточнил депутат.
"Мы учтем ваше предложение, рассмотрим и внесем", - сообщил Дарданов.
"Я вам тут только по 12 статье сделал замечания. В других статьях очень много вопросов", - подытожил свои вопросы Абдылдаев.
- Мыктыбек Абдылдаев занимал должность генпрокурора с 2002 по 2005 годы.