7 декабря 2021, 16:39
Источник akipress.kg
Комментарии
Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров подписал указ "О мерах поддержки малообеспеченных граждан (семей) в виде снижения платы за электрическую энергию".
Так, целью указа является адресная социальная поддержка нуждающихся граждан (семей), имеющих детей до 16 лет, в условиях роста цен на социально значимые товары.
В рамках указа постановляется Кабинету министров определить с 1 января 2022 года тариф на электрическую энергию для нуждающихся граждан (семей), имеющих детей до 16 лет, получающих государственное пособие "үй-бүлөгө көмөк", в размере 50,0 тыйынов за 1 кВт.ч при потреблении до 700 кВт.ч в месяц.
Как рассказали АКИpress в пресс-службе Министерства труда, социального обеспечения и миграции, по закону "О государственных пособиях в Кыргызской Республики", малообеспеченная семья - семья, имеющая ежемесячный доход на каждого члена семьи ниже гарантированного минимального дохода (ГМД).
ГМД - это показатель, определяемый из расчета бюджетных возможностей и состояния экономики, ежегодно устанавливаемый правительством с учетом прожиточного минимума, с помощью которого определяется нуждаемость семей в ежемесячном пособии нуждающимся гражданам (семьям), имеющим детей до 16 лет, "үй-бүлөгө көмөк".
Пособие "үй-бүлөгө көмөк" назначается при условии, если среднедушевой совокупный доход семьи ниже размера ГМД на каждого члена семьи.
На сегодняшний день размер ГМД - 1000 сомов, отметили в министерстве.
Также в министерстве пояснили, что в состав совокупного дохода семьи включаются следующие виды доходов:
1) доходы граждан по основному месту работы, службы (военнослужащие) и учебы в виде оплаты труда и стипендии, а также материальная помощь, ежемесячные денежные компенсации взамен льгот;
2) доходы граждан не по месту основной работы и службы (военнослужащие);
3) доходы граждан от осуществления ими экономической (предпринимательской) деятельности;
4) доходы граждан-членов фермерских, крестьянских хозяйств и других сельскохозяйственных объединений и организаций, полученные от использования земельных участков и сельскохозяйственных животных;
5) доходы граждан от личного подсобного хозяйства.
Порядок определения нуждаемости граждан (семей) в пособии "үй-бүлөгө көмөк" определяется по Положению "О порядке определения нуждаемости граждан (семей) в ежемесячном пособии нуждающимся гражданам (семьям), имеющим детей до 16 лет, - "үй-бүлөгө көмөк" утвержденного постановлением правительства от 29 июня 2018 года № 307.
По данному Положению:
1) к доходам граждан по основному месту работы, службы (военнослужащие) и учебы относятся доходы в виде:
- заработной платы работников, включая надбавки, премии, оплату труда от совмещения должностей, коэффициенты и надбавки за стаж работы, за работу в высокогорных и отдаленных районах и местностях с тяжелыми климатическими условиями и другие выплаты по месту работы;
- денежного довольствия, надбавок за воинские звания и выслугу лет, а также натуральных довольствий или сумм, выплачиваемых взамен довольствия военнослужащим и приравненным к ним лицам;
- стипендий, выплачиваемых учащимся и студентам образовательных организаций КР в размерах, установленных законодательством КР;
- материальной помощи, ежемесячных денежных компенсаций взамен льгот.
2) к доходам граждан не по месту основной работы, службы (военнослужащие) и учебы относятся доходы в виде:
- авторских вознаграждений, включая суммы за открытие, изобретение, промышленные образцы и рационализаторские предложения, а также создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы, искусства;
- процентов и выигрышей по вкладам в банке и по государственным казначейским обязательствам КР;
- сумм, полученных в порядке наследования и дарения, в денежной или натуральной форме;
- сумм, полученных от реализации принадлежащего им на праве собственности движимого и недвижимого имущества;
- дивидендов, выплачиваемых гражданам от доходов принадлежащих им акций акционерных обществ, в соответствии с их долей в уставном (учредительском) фонде юридических лиц;
- алиментов, получаемых в соответствии с законодательством КР.
3) к доходам граждан от осуществления ими экономической (предпринимательской) деятельности относятся доходы, полученные от осуществления экономической (предпринимательской) деятельности на основе:
- свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
- патента, выдаваемого налоговыми органами (за исключением добровольного патента, выдаваемого персональному ассистенту ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в постоянном уходе и надзоре).
Доход граждан от осуществления ими экономической (предпринимательской) деятельности на основе патента определяется из расчета, что стоимость патента равна 10% получаемого общего дохода. При этом полученный доход рассчитывается как разница между получаемым общим доходом и стоимостью патента.
4) К доходам от прочих видов экономической (предпринимательской) деятельности относятся доходы, полученные от:
- сдачи в наем (аренду, прокат, пользование) движимого и недвижимого имущества;
- разведения и реализации пушных зверей;
- выполнения работ по выпасу домашнего скота;
- получения или сдачи в аренду земельного надела.
5) Доходы граждан (семьи) от использования земельного надела и приусадебного участка рассчитываются на основе применения нормативов доходов от использования земельных наделов и приусадебных участков, которые ежегодно пересматриваются на основе расчетов Национального статистического комитета Кыргызской Республики по оценке условных доходов, получаемых населением от сельскохозяйственной деятельности, согласно приложению (прилагается).
Чтобы полностью ознакомиться с положением, кликните по нижеследующей ссылке: Если семья переезжает из одного населенного пункта в другой и при этом по прежнему месту жительства у семьи остается земельный надел и/или приусадебный участок, то доходы от использования земельного надела и/или приусадебного участка учитываются на основании справки, выданной органом местного самоуправления по прежнему месту жительства, подтверждающей факт обработки/необработки земельного надела и/или приусадебного участка.
6) При наличии у семьи сельскохозяйственных животных нуждаемость семьи в пособии "үй-бүлөгө көмөк" определяется исходя из количества имеющихся в наличии у семьи:
1) мелкого рогатого скота (МРС) - овцы и козы;
2) коров;
3) крупного рогатого скота (КРС) - нетели, телки, быки, волы старше года;
4) лошадей.
При этом все виды сельскохозяйственных животных, находящихся в наличии у семьи, переводятся в нижеследующие условные единицы МРС:
- 1 корова = 6 МРС;
- 1 нетель = 4 МРС;
- 1 телка = 2,5 МРС;
- 1 бык = 8 МРС;
- 1 вол = 6 МРС;
- 1 лошадь = 7 МРС.
Пособие "үй-бүлөгө көмөк" не назначается, если количество сельскохозяйственных животных, находящихся в наличии у семьи, переведенных в условные единицы МРС, составляет более 4 голов МРС на одного члена семьи.
7) При наличии у семьи одного и более наименований товаров длительного пользования, находящихся в рабочем состоянии, семья не имеет права на получение пособия "үй-бүлөгө көмөк".
К товарам длительного пользования относятся:
- легковой автомобиль со сроком эксплуатации, включая год выпуска заводом-изготовителем менее 20 лет, а также со сроком эксплуатации, включая год выпуска заводом-изготовителем, более 20 лет, с рабочим объемом двигателя 2000 и более кубических сантиметров (2 и более литров);
- сельхозтехника (трактор, комбайн);
- грузовой автомобиль;
- микроавтобус.
К видам доходов, не учитываемых при определении совокупного дохода относятся:
1) государственные пособия;
2) пособие на погребение;
3) компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством КР (за исключением ежемесячных денежных компенсаций взамен льгот);
4) единовременные пособия, предоставляемые органами в сфере социального развития;
5) пособие по беременности и родам;
6) пособие по временной нетрудоспособности;
7) командировочные и подъемные расходы (в пределах норм, установленных правительством КР);
8) оплата труда учащихся образовательных организаций КР (обучающихся на дневной форме обучения), работающих во время производственной практики, каникул или направленных на сельскохозяйственные работы;
9) страховые суммы при получении травмы или инвалидности, смерти застрахованного лица, материального ущерба или потери имущества;
10) суммы материальной помощи, оказываемой работникам в связи с возмещением материального ущерба или потери имущества в результате постигших их стихийных бедствий, болезни, а также в связи со смертью работника или его близких родственников;
11) пособие по безработице;
12) пенсии, назначаемые в соответствии с законодательством КР в сфере пенсионного обеспечения;
13) суммы помощи в натуральном или денежном виде, оказываемой семье в рамках проектов, направленных на улучшение благосостояния семьи, и вывод семьи из трудной жизненной ситуации;
14) оплата услуг персонального ассистента ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в постоянном уходе и надзоре.
К лицам, учитываемым в составе семьи, при определении совокупного дохода, относятся отец, мать, отчим, мачеха, их родные, усыновленные и опекаемые дети, совместно проживающие родители (бабушки и дедушки), ведущие общее хозяйство. Пасынки и падчерицы учитываются наравне с родными детьми при условии совместного проживания.
Состав семьи определяется по состоянию на момент обращения за назначением пособия "үй-бүлөгө көмөк".
В подтверждение состава семьи представляются справки айыл окмоту, жилищно-эксплуатационных органов, квартальных комитетов.
При этом трудоспособные лица, достигшие 16-летнего возраста, учитываются в составе семьи, если они заняты (работают или обучаются в образовательных организациях) или зарегистрированы в установленном порядке в отделе содействия занятости территориального подразделения уполномоченного государственного органа в сфере социального развития (далее - отел содействия занятости).
К лицам, не учитываемым при определении совокупного дохода семьи, относятся:
1) не занятые, не обучающиеся и не зарегистрированные в установленном порядке в органах государственной службы занятности члены семьи (кроме родителей), в трудоспособном возрасте (старше 16 лет);
2) члены семьи, проходящие действительную военную срочную службу в рядах Вооруженных Сил КР;
3) осужденные члены семьи, находящиеся в местах заключения;
4) члены семьи, находящиеся на полном государственном обеспечении в детских домах, домах-интернатах и домах престарелых;
5) члены семьи, постоянно проживающие в учреждениях социального обслуживания с частной формой собственности;
6) родители, которые лишены родительских прав;
7) лица, которые не имеют родственных отношений с заявителем, кроме лиц, постоянно проживающих и ведущих общее хозяйство с заявителем.
Среднедушевой совокупный доход семьи исчисляется путем деления совокупного дохода семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за пособием, на три, а затем - на число членов семьи, учитываемых при исчислении среднедушевого совокупного дохода семьи.
В случаях, когда заявитель сообщает о недавно произошедших изменениях в составе семьи или размерах дохода, территориальным подразделением уполномоченного государственного органа в сфере социального развития (далее - территориальное подразделение) производится перерасчет согласно представленным документам.
Среднедушевой совокупный доход семьи, а также доход сезонных работников исчисляются путем деления совокупного дохода семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за пособием, на двенадцать, а затем - на число членов семьи, учитываемых при исчислении среднедушевого совокупного дохода семьи.
Исчисление доходов граждан, работающих в хозяйствующих субъектах, независимо от форм собственности, производится из заработной платы.
Исчисление размеров доходов, полученных в натуральной форме, переводится на рыночную цену на момент получения дохода.
В случае, если жене (мужу) решением суда определен размер алиментов на детей, но алименты не выплачиваются, то пособие назначается на основании справки судебных органов о задолженности по выплате алиментов. При этом справку необходимо обновлять каждые шесть месяцев.
В случае, если брак между супругами расторгнут, но алименты решением суда не определены, то размер дохода определяется на основании акта обследования и объяснительной записки заявителя.
В случае, если брак между супругами не расторгнут, но вынесено решение суда о взыскании с отца (матери) алиментов, а супруги продолжают проживать совместно и вести общее хозяйство, то в совокупный доход семьи включаются заработная плата отца (матери).
В случае, если он (она) проживает раздельно, то из состава семьи отец (мать) исключается, а в совокупном доходе семьи учитываются только получаемые алименты.
В случае, если брак между супругами не расторгнут, но они совместно не проживают, то для определения совокупного дохода семьи требуется доход отца (матери) или размеры алиментов.
В случае неустановления места нахождения отца (матери) требуется справка органов внутренних дел о розыске и проводится акт обследования семьи.
В случае, если родители ребенка не состоят в зарегистрированном браке и совместно не проживают, то для определения состава семьи и совокупного дохода семьи проводится акт обследования семьи.
Алименты учитываются на основании справок судебных органов, предприятий, учреждений, организаций и хозяйств.
В случае, если один из родителей работает за пределами республики, а также за пределами места фактического проживания в республике, то совокупный доход семьи определяется на основании акта обследования семьи с учетом обследования ее жилищно-бытовых условий.
При определении нуждаемости граждан (семей) в пособии "үй-бүлөгө көмөк" доходы опекунов (попечителей) учитываются согласно пунктам 3-17 настоящего Положения.
В случае возникновения спорных вопросов в определении совокупного дохода семьи данный вопрос рассматривается Комиссией по рассмотрению жалоб и заявлений граждан о назначении и выплате государственных пособий при местной государственной администрации и мэрии города (комиссия). Положение о Комиссии утверждается правительством.
В случае несогласия с решением комиссии спор разрешается уполномоченным государственным органом в сфере социального развития или в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики в сфере административной деятельности и административных процедур.
Уточнение в течение года совокупного дохода семьи производится в случае:
1) изменения дохода семьи;
2) изменения состава семьи;
3) рождения ребенка;
4) изменения постоянного места жительства заявителя, члена семьи или выезда на постоянное место жительства за пределы республики;
5) помещения одного из членов семьи в учреждения социального обслуживания с полным государственным обеспечением;
6) помещения одного из членов семьи в учреждение социального обслуживания с частной формой собственности;
7) регистрации или расторжения брака;
8) призыва в ряды Вооруженных Сил КР и другие воинские формирования и государственные органы Кыргызской Республики, в которых законом предусмотрена военная служба (при прохождении срочной военной службы);
9) смерти заявителя или члена семьи;
10) лишения родителей(ля) родительских прав;
11) осуждения мужа или жены к лишению свободы (включая время нахождения под следствием) или направления на принудительное лечение;
12) достижения ребенком возраста 16 лет;
13) поступления одного из членов семьи на учебу или работу;
14) истечения срока инвалидности.
Заявитель, обратившийся в территориальное подразделение с заявлением на назначение пособия "үй-бүлөгө көмөк", представляет документы, подтверждающие полученные доходы:
1) по месту основной работы, службы (военнослужащие), учебы;
2) не по месту основной работы, службы (военнослужащие), учебы;
3) от осуществления экономической (предпринимательской) деятельности;
4) от сельскохозяйственной деятельности.
Справки о доходах принимаются, если со дня их выдачи не прошло более двух месяцев.
Подтверждающим документом о полученных доходах граждан по месту их основной работы, службы (военнослужащие), учебы в виде оплаты труда, стипендии является справка с места работы, учебы, Социального фонда КР, налоговых органов, заверенная подписями руководителя, главного бухгалтера и гербовой печатью.
Форма справки о доходах разрабатывается и утверждается уполномоченным государственным органом в сфере социального развития.
Подтверждающим документом о полученных доходах граждан не по месту основной работы, службы (военнослужащие), учебы, от экономической (предпринимательской) деятельности на основе свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя и патента, выдаваемого налоговыми органами, является справка установленной формы, которая выдается налоговыми органами по письменному заявлению граждан.
Подтверждающие документы об алиментах судебные органы, предприятия, учреждения, организации и хозяйства выдают только при наличии исполнительного листа на момент обращения.
Для определения доходов от использования земельного надела, приусадебного участка, а также сельскохозяйственных животных требуется справка айыл окмоту с указанием размера, категории земли и количества сельскохозяйственных животных.
Граждане, работающие в хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности, представляют в территориальное подразделение сведения о заработной плате с места работы.