Года два тому назад на меня вышла одна известная итальянская Ассоциация «Cuore Onlus» с предложением заняться деятельностью в сфере международного усыновления на территории Кыргызской Республики. Итальянской стороне требовался адвокат, который бы представлял интересы данной Ассоциации и итальянских усыновителей в местных судах, органах опеки и попечительства и иных государственных структурах. Данная авторитетная неправительственная организация тесно взаимодействует с Правительством Италии по вопросам усыновления. Международную Ассоциацию представляла госпожа Сильвия Караус (Silvia Caraus), которой CAI (Итальянская комиссия по международному усыновлению) были даны полномочия по международному усыновлению в странах Центральной Азии. После этого началась активная переписка с иностранным партнером, обмен информацией в части семейного законодательства, защиты прав детей, отслеживались публикации в кыргызстанской прессе и принимаемые парламентом страны законы в этой области. Итальянская сторона даже сформировала отдельно портфолио о Кыргызстане и его национальном законодательстве. Данная инициатива медленно, но верно продвигалась вперед в надежде на ее реализацию в недалеком будущем. Для начала запуска Программы оставалось совсем немного. Надо было всего лишь дождаться отмены ранее введенного моратория на международное усыновление и присоединение Кыргызской Республики к Гаагской Конвенции. Казалось бы вся подготовительная работа проведена и оставалось только воплотить в свет данную международную Программу.
На пути реализации международной инициативы появилось множество подводных течений и препятствий, таких, например, как: неусовершенствование Семейного кодекса Кыргызской Республики, неурегулированность самой процедуры международного усыновления, неточности и двоякие толкования отдельных норм кыргызского законодательства. И обо всем этом итальянская сторона постоянно отмечала в переписке. Если в законодательстве большинства стран процедуры были ясно прописаны, то в нашем нет. В качестве примера даже приводились отдельные нормы законодательства «О браке и семье» Республики Казахстан, в которых прозрачная процедура международного усыновления была понятна для иностранца, тогда как в кыргызстанском законодательстве многие подобные правовые нормы и процедуры были запутаны, завуалированы, что вызывало определенные трудности, создавало некоторые административные барьеры и даже коррупционные моменты. Все эти неточности и разночтения в отечественном законодательстве напрямую вели к злоупотреблениям и обходу законов. Отсутствие официальной информации о международном усыновлении на сайтах государственных органов Кыргызской Республики вызывало у итальянской стороны множество вопросов. Потому-то иностранные эксперты до мелочей интересовались у бишкекской юридической компании всеми тонкостями местного законодательства, дабы не попасть впросак и не совершить ошибок. Иностранные партнеры от точки до запятой проштудировали наш Семейный кодекс, Кодекс о детях, Гражданское право, найдя в них существенные противоречия. Мы оповещали итальянскую сторону о том, что при двух прежних семейно-клановых режимах вопрос международного усыновления в Кыргызстане был пущен на самотек, никто этим вопросом серьезно не занимался, и готовы были работать в тесном контакте с Правительством КР, депутатами парламента, экспертами, предлагая свое видение по усовершенствованию и либерализации национального законодательства в сфере международного усыновления, основанного на богатом опыте иностранного партнера. Названная неправительственная структура Италии даже готова была изыскать гранты на организацию учебных курсов, семинаров, круглых столов в целях приведения кыргызстанского законодательства в соответствие с международными стандартами.
В ходе проработки намеченной Программы нами совместно изучалась и проблема 65 кыргызстанских детей, усыновленных гражданами Соединенных штатов Америки. И, поскольку США в свое время не присоединились к Гаагской Конвенции, регулирующей деятельность в сфере международного усыновления, то на определенном этапе и возникли проблемы. Также изучался и прошлый негативный опыт усыновления в Кыргызстане, когда этот вопрос был отдан на откуп министерству образования, где вследствие алчности государственных чиновников в надежде на сиюминутное обогащение, имели место многочисленные факты злоупотреблений, когда коррумпированные чиновники делали бизнес на детях.
Стоит отметить, что итальянская сторона на достаточно высоком уровне осведомлена с семейным законодательством многих зарубежных стран, в том числе и постсоветского пространства. Богатый опыт работы упомянутой итальянской Ассоциации в сфере международного усыновления и защиты прав ребенка пошел бы на пользу кыргызским чиновникам и для этого не следует распыляться по всему миру, разъезжая за государственный счет по дальним странам и весям, а стоит лишь наладить контакты с ней и запросить соответствующие консультации у экспертов. Но, в нашей стране некомпетентные госмужи как всегда привыкли на деньги законопослушных налогоплательщиков кататься в качестве туристов по планете, якобы для приобретения положительного опыта, и при этом возвращаться ни с чем.
Самым главным препятствием в осуществлении итальянцами Программы международного усыновления на территории Кыргызской Республики явилось отсутствие консульской службы Италии в нашей стране. Иностранному усыновителю требовалось за тысячи верст колесить до Астаны из Бишкека, чтобы в своем дипломатическом ведомстве оформить все документы и вывезти усыновленного ребенка. По этой причине работа была временно приостановлена до поиска новых путей и возможностей. Но все же госпожа Караус питала надежды на скорейшую реализацию деятельности Ассоциации в высокогорной стране, расположенной в предгорьях Тянь-Шаня.
Нами с радостью была воспринята весть о принятии Жогорку Кенешем закона, отменяющего мораторий на международное усыновление. Большие надежды на прозрачность самого процесса аккредитации иностранных компаний были возложены и на созданную Комиссию, в которую входили представители спецслужб, МВД, МИД, Минюста. Все эти инициативы кыргызского Правительства внушали иностранцам определенное доверие и однозначно радовали их. Но все же, итальянцы, имеющие большой опыт работы в области международного усыновления во многих странах мира, в некоторой степени осторожничали и не торопились принимать поспешных решений о начале своей деятельности в нашей республике. Вместе с тем, в ходе подготовительной работы итальянская сторона сообщала кыргызскому партнеру о многочисленных фактах злоупотреблений при международном усыновлении, с которыми она сталкивалась в других странах мира, случаях взяточничества, коррупции со стороны госчиновников, грязного бизнеса на детях. И, несмотря на то, что Правительство Кыргызской Республики гарантировало иностранным усыновителям прозрачность и законность международного усыновления, они все же предвидели подобный негативный сценарий развития событий и в нашей стране после аккредитации иностранных компаний и начала самого процесса усыновления.
Недавний случай задержания министра социального развития Равшана Сабирова и его помощника со взяткой при аккредитации иностранной компании лишний раз подтвердил прогнозы моих итальянских партнеров. В своем недавнем письме госпожа Сильвия Караус, посвятившая многие годы международному усыновлению и хорошо разбирающаяся во всех тонкостях этой кухни, сообщила, что она и ранее предполагала о возможных фактах злоупотреблений и взяточничества в нашей стране со стороны коррумпированных чиновников, как это присуще для многих развивающихся стран, и нисколько в этом не сомневалась, вот только она не знала, как скоро это произойдет. Положительные эмоции у моего иностранной партнера вызвали умелые действия кыргызских спецслужб, с такой скоротечностью задержавших нечистую на руку птицу столь высокого полета вместе с его помощником.
"Открытый Кыргызстан"
13.07-2012