В последних числах ноября внимание всего мира будет сосредоточено на двух масштабных политических событиях: саммит Евросоюза в Вильнюсе и первый Евразийский общественный экономический форум в Казани. По поводу первого подконтрольные западные медиа прожужжали уши за сотни дней вперед, а второй они же пытаются представить как спешно организованную попытку создания геополитической альтернативы.
Попытаемся разобраться и в масштабах, и в смыслах, и в последствиях как Вильнюсского, так и Казанского феномена.
Впрочем, с инициативой Евросоюза по ассоциации новых государств ситуация достаточно понятна. Множество экспертов рассмотрели данный процесс со всех сторон и разложили его по полочкам. Примечателен тот факт, что ноябрьский саммит в Вильнюсе оказался насквозь пропитан особым геополитическим напряжением. Со стороны Брюсселя идет беспрецедентное давление на потенциальных новичков в лице Молдовы и Украины, одновременно с этим на информационном поле развязана агрессивнейшая тактика – пользуясь языком военных, «бьют и по площадям, и по отдельным квадратам».
Впрочем, иного подхода от чиновников Евросоюза ожидать и не следовало. Главная проблема заключается в том, что подходит время решения целого комплекса ранее запущенных геополитических процессов. Времени этого остается все меньше, о чем отлично осведомлены и в Лондоне, и в Берлине, и в Париже, и в Варшаве, и в Киеве, и в Москве. Практически все ставки уже сделаны, и почти все козыри выложены на стол. И если больших сенсаций от саммита в Вильнюсе на сегодняшний день не ожидается, то встреча участников Евразийской интеграции может значительно изменить расстановку сил – если, разумеется, у собравшихся политиков в принятии важных решений возобладает стратегическая дальновидность и ответственность перед будущим своих народов.
В отношении Вильнюса уже сейчас наблюдается заметное охлаждение оптимизма со стороны брюссельских опекунов. Речь идет о дальнейшей судьбе самых богатых государств ЕС, экономике которых нужны новые рынки сбыта и дешевая рабочая сила. Страны бывшего Варшавского договора практически полностью оказались в радиусе влияния ЕС, а стратегия Брюсселя предполагает максимально близкую остановку от российских границ. Вот почему, высосав из таких стран, как Греция, все что возможно, поставив на грань дефолта Испанию, Португалию и ряд других государств периферии Евросоюза, еврокомиссары предпринимают просто чудовищной парадоксальности попытки любыми средствами распространить свое влияние на бывшие республики СССР. Особенно необходимы Украина и Молдова – поскольку именно за ними начинается тектоническая зона геополитического разлома между двумя центрами силы.
Но, как выяснилось, своего окончательного разворота в сторону ЕС Киев, вопреки ожиданиям, не продемонстрировал. За считанные дни до торжественных церемоний в Вильнюсе из кабинетов руководства республики послышались отнюдь не радующие европейцев заявления. Премьер-министр Украины Азаров обрисовал мрачнейшую статистику уже полученных потерь от прекращения прежних масштабов экономического сотрудничества с Россией, и вместе с тем напомнил, что на интеграцию с ЕС где-то нужно доставать сотни миллиардов евро. Разумеется, не будет же Брюссель оплачивать свой же заказанный банкет – не для того Украину затаскивают в Евросоюз, чтобы взваливать на себя лишние расходы, как раз дело обстоит с точностью до наоборот.
В этот же момент Киев озвучил свой отказ от дальнейшей кабалы международного Валютного фонда (МВФ), которому в 2014 году придется отдавать 6 миллиардов долларов в счет ранее взятых кредитов. Украине со стороны МВФ настойчиво предписывали поднять коммунальные тарифы до 40%. Подобный диктат, очевидно направленный на резкое падение уровня жизни населения и тем самым – на дискредитацию политической стабильности в стране, вряд ли оценили как стремление ЕС помочь Украине. Не говоря уже о том, что требования выпустить из тюремной камеры Юлию Тимошенко выглядят как грубейшее вмешательство во внутренние дела суверенного государства, и они едва не увенчались успехом, потому что в украинском парламенте готовы были ради одной заключенной фактически переписать национальную Конституцию.
Все это и многое другое еще раз подтверждает версию о том, что Брюссель – в цейтноте, а в спину еврочиновников уткнулась погоняющая палка Вашингтона. Бесспорно, англосаксонским тузам есть от чего суетиться и нервничать: Россия наращивает свой экономический и военный потенциал, возвращает свой высокий авторитет на международной арене и становится геополитическим центром притяжения. Альтернатива, таким образом, складывается лишь по формальным признакам – а по сути, речь идет о важнейшей возможности выбора для многих государств не только на «постсоветском» пространстве, но и на всем Евразийском континенте. И нет никаких сомнений, что в Вашингтоне и Лондоне подобные перспективы расценивают как фундаментальную угрозу своего влияния на сателлитов, угрозу «национальным интересам США»…
У данных опасений есть по-настоящему реальные основания. Достаточно задать вопрос о методах, с помощью которых Вашингтон и Брюссель распространяют свое влияние, и в то же время обратиться к аналитическим обзорам социально-экономического положения во множестве государств, получивших независимость после распада СССР.
Положение Украины – очевидно. Страна уже теряет тысячи рабочих мест и возможности для роста внутреннего валового продукта. Опыт взаимоотношений с другими странами в рамках ВТО не позволил Украине получить какой-либо ощутимой выгоды, занять какие-либо новые стратегически важные позиции в международной торговле, а перспектива ассоциации с ЕС чревата лишь окончательной дезинтеграцией последних работающих и приносящих успешный результат связей с ближайшими соседями – в первую очередь, с Россией.
Тот же самый сценарий ожидает и Молдову. Ничего позитивного в экономике республики в рамках заигрываний с Евросоюзом не произошло – зато Молдова сегодня «гремит» по всей Европе как «рай» для гомосексуалистов. Возможно, для этого в ранний период становления «молодой демократии» под напористым руководством еврочиновников создавались определенные предпосылки – говоря простым языком, все нормальные мужики, способные прокормить семью и позаботиться о стариках и детях, уехали из страны на заработки. И большинство из них, как ни парадоксально – в «недемократическую» Россию…
Тем временем Молдову со стороны Брюсселя корят Приднестровьем, а реальных выгод от вступления в ЕС не обещают. Секрет, видимо, в том, что таковых в Евросоюзе при его сегодняшних проблемах попросту нет.
Перейдем к Центральной Азии.
Кыргызстан, обескровленный «цветными» переворотами и межнациональной враждой, получил за это время беспрецедентный рост количества неправительственных организаций (НКО), действующих на зарубежные гранты. Уровень коррупции в республике зашкаливает – при этом не решена ни одна актуальная проблема ни в экономике, ни в социальной сфере. Многострадальный «Манас», так и не вернувшийся в распоряжение местных властей, фактически лишь сменил очередную вывеску, но на самом деле готовится к передаче под контроль прямых стратегических союзников США в лице Турции и аффилированных с Пентагоном структур. Более того – по данным эксперта Александра Князева, в настоящий момент посольство США в Киргизии завершает глобальную реконструкцию: военных специалистов, в том числе асов радиоэлектронной разведки, в массовом порядке переводят в дипломатический «гражданский» статус, а место для их работы переносят под землю на многометровую глубину под посольским комплексом.
Таджикистан, потеряв драгоценные годы, так и не воплотил свои амбициозные планы по превращению республики в регионального лидера по поставкам электроэнергии, получаемой в результате строительства новых ГЭС. Зато у Таджикистана сегодня – нерешенный клубок социальных проблем и отнюдь не радужная перспектива оказаться на переднем крае террористической агрессии афганских экстремистов.
Может быть, от сотрудничества с Вашингтоном выиграл Ташкент? Президент Каримов, все чаще упрекаемый в «нарушении прав человека», недавно обнаружил в буквальном смысле обнаженный тыл в собственном семейном кругу – его родная дочь Гульнара, известная в западных кругах как будущая наследница отцовского трона, развязала не только язык в социальных сетях, но и поясок на одеждах. Разумеется, такого удара в спину почтенный Ислам Каримов не ожидал: он своей «Гугуше» позволил взять под контроль многие СМИ, а также часть государственно значимых стратегических отраслей промышленности. И вдруг выясняется, что Акела уже давно не тот единоличный хозяин в собственной стране!
Туркменистан, роль которого западными стратегами определялась в качестве дополнительного блюда к будущему Каспийскому застолью, устал надеяться на обещания американских послов и заключил с Китаем весьма выгодный контракт на поставку углеводородов. Не в силах помешать сделке, Запад разразился язвительными «новостями» о том, как Туркменбаши на одном из крупнейших народных праздников упал с лошади. Кстати, статус республики до сих пор отягощен низкими рейтингами: с точки зрения международных поборников за права человека, в Туркменистане все очень плохо. Впрочем, это и не удивительно – в отличие от того же Бишкека, в Ашхабаде очень сильно ограничивают присутствие прозападных НКО.
Сколько новых дорог, школ и больниц построено в Центральной Азии за последние 20 лет, с учетом заверений Госдепартамента США в поддержке «молодых демократий»? единственные материальные выгоды ожидаются лишь в качестве подачки в виде брошенной техники и оборудования, которое планируется оставить войсками Альянса при выходе из Афганистана. В NATO (если точнее – то в Пентагоне, разумеется) подсчитали, что это не только сэкономит баснословные деньги, но и позволит закрепиться на стратегических плацдармах в Центральной Азии. Подумали, что достаточно лишь договориться с правящими кланами – и дело в шляпе.
Вот только практика показывает, что метод закрепления при помощи коррумпирования верхушки правящего режима себя не оправдал. Это видно на примере афганского правительства Карзая, которое скоро по количеству коррупционных скандалов займет первое место в книге рекордов Гиннесса. Но если в Афганистане у населения есть альтернатива в виде Талибана, способного навести пусть жестокий, но все же хоть какой-то порядок, то у руководства республик Центральной Азии кредит народного доверия заканчивается, и на этом не преминут сыграть те же западные «друзья демократии», постаравшись путем социального взрыва поставить у руля своих марионеток – как это уже было в Кыргызстане.
И Ислам Каримов, и Туркменбаши, и Эмомали Рахмон данные перспективы прекрасно осознают. Не говоря уже о Нурсултане Назарбаеве – пожалуй, единственном из нынешних руководителей на всем пространстве центральноазиатских государств, который обладает стратегическим видением и другими ценными свойствами политика международного масштаба. Вот почему Казахстан является сегодня одним из участников Таможенного союза и, без преувеличения, одним из столпов будущего Евразийского союза. Вот по какой причине Россия собирает в Казани всех заинтересованных сторонников идеи Евразийской интеграции.
Амбиции России по возрождению «нового Советского Союза» – миф бессмысленный, не имеющий под собой никаких реальных оснований, как, впрочем, и многие другие американские сценарии «развития» под чутким протекторатом Вашингтона и Брюсселя. На дворе 21-й век, строить взаимоотношения по принципу доминирования одних государств над другими невозможно – и пример самих же Соединенных Штатов тому убедительнейшее доказательство.
Россия предлагает мир и согласие, добрососедство и взаимовыгодную торговлю. Мифическим «пряникам» по образу и подобию тех, что обещают сегодня в Евросоюзе, в концепции Евразийского содружества государств просто нет места. Как нет места многомиллиардным затратам на переход к техническому регламенту Брюсселя – а по сути, просто огромному налогу в карман европейских бюрократов.
Борьба с бедностью, повышение уровня жизни населения, выстраивание долгосрочных стратегических отношений и в экономике, и в политике – вот приоритеты Евразийского союза, которые находятся в сфере взаимной поддержки и очевидно соответствуют национальным интересам каждого участника. Сколько за 20 лет «сотрудничества» с заокеанскими «друзьями» было потеряно в угоду заокеанским же интересам? Вопрос риторический. По какой причине англосаксонские политики прилагают неимоверные усилия по дискредитации идеи Евразийского сообщества государств? Ответ очевиден: в случае появления Евразийского содружества транснациональные корпорации Запада теряют контроль над огромными территориями, теряют сверхприбыли от варварского выкачивания ресурсов.
Западу не нужны сильные независимые государства, объединившиеся под эгидой Евразийского союза. Разделять, расщеплять, выдаивать досуха, держать в страхе и хаосе – примеры Югославии, Ливии, Египта создавались у всех на глазах. Кому из народов захочется испытать подобный «исторический опыт»?
Бесспорно, именно Россия на сегодняшний день является единственным государством, способным противостоять безмерно разросшимся аппетитам Запада, который под лозунги о Дивном Новом Мире превращает некогда цветущие государства в банановые республики. Другого варианта развития, как доказано на практике, у западных стратегов просто не существует – ведь они привыкли жить за чужой счет, а не созидать новое, полезное, необходимое для уверенного взгляда в завтрашний день.
Россия готова протянуть руку помощи всем, кто способен верно оценить перспективы совместного добрососедства. Евразийский союз создается не на годы – на десятилетия. Это будет общий крепкий дом для всех, кто намерен обеспечить уверенное «завтра» своим будущим поколениям. Армения, объявив о вхождении в Таможенный Союз – одно из тех государств, где понимают смысл предлагаемых перемен. На предстоящей встрече в Казани будет возможность заявить о своих намерениях и у других государств евразийского материка. При этом все политики, ответственные за принятие решений, должны отдавать себе отчет в том, что времени на выбор дальнейшего векового пути остается все меньше. Время пустых разговоров и откровенного торга по европейским шаблонам уходит в историческое небытие. Россия и ее собратья по Таможенному и Евразийскому союзу дальше ждать просто не имеют права.
Делом нужно заниматься. Восстанавливать то, что утрачено, поднимать народное хозяйство, развивать сотрудничество, стремиться к новым горизонтам.
И делать это – совместно, в одной большой и дружной евразийской семье.
Ссылка на новость:https://for.kg/public_reporter-248-ru.html