14 января 2020, 8:58
Источник vb.kg
Комментарии
В Министерстве образования и науки признались корреспонденту "ВБ", что хотят сделать упор на развитие преподавания физики, информатики и математики. Сейчас чиновники от образования ломают головы над тем, как повысить уровень преподавания и заинтересованности в изучении точных наук.
Ставка на технарей
Согласно карте потребности в специальностях до 2022 года, составленной Министерством образования и Министерством труда и социального развития, в десятку самых востребованных специальностей входят: информационная безопасность, инфокоммуникационные технологии и системы связи, горное дело, технология геологической разведки, технологические машины и оборудование, медицина, менеджмент и маркетинг, строительство, образование.
Да и по итогам вузовской приемной компании 2019 года абитуриенты с наиболее высокими баллами чаще всего выбирали именно эти специальности. Они почти все требуют знаний по математике и предметам естественно–научного цикла.
Между тем в Министерстве образования признают, что в последние годы снизился уровень знаний по точным предметам.
- В наше время требуются грамотные люди, умеющие работать с информационно–коммуникационными технологиями, - напомнила корреспонденту "ВБ" главный специалист управления дошкольного, школьного и внешкольного образования Минобразования Зоя Пак. - Ранее был перекос в сторону гуманитарных направлений. Конечно, юристы и экономисты нужны, но не в столь большом количестве. Поэтому наша задача - крепить инженерную мысль! Мы понимаем, что общество будет развиваться по цифровым технологиям. Для этого нужно знать математику и физику, востребована и химия. Этого требует рынок и современная жизнь. В рамках программы "Цифровой Кыргызстан" мы сейчас апробируем модель 30 инновационных школ. Для этого выбранные школы в регионах оснащаются необходимым мультимедийным оборудованием, доступом в Интернет для работы в режиме онлайн.
С 2018 года с 8–го класса школ у учащихся появилась возможность самим выбирать предметы для углубленного изучения. В 8–м, 10–м и 11–м - по 2 урока в неделю, в 9–х классах - по 3.
- Предметы по выбору оплачиваются за счет государственного бюджета так же, как и в лицеях усиление предметов физико–математического и естественно–научного цикла, - говорит Зоя Пак.
По ее словам, МОиН разработало еще одни проект, который касается углубленного изучения математики, физики и информатики. Но он будет внедряться только с сентября 2020 года и лишь в девяти школах разных регионов республики.
- Чтобы этот проект запустить с нового учебного года, Министерству образования определили средства в размере одного миллиона 400 тысяч сомов, - сообщает Зоя Пак. - В настоящий момент создается рабочая группа, которая будет разрабатывать программы для углубленного изучения предметов. Во время январских каникул планируем провести семинар для администраций школ и завучей, которые будут курировать эти направления. Хотели бы получить их мнения, чтобы специалисты смогли скорректировать программы.
Будет создаваться принципиально новый курс преподавания точных наук, который позволит развивать у школьников способности к самостоятельной исследовательской деятельности, умение добывать информацию, неординарно и нестандартно мыслить.
- Просто так взять и добавить в учебную программу часы по математике или физике невозможно, ведь из–за этого возникнет перегруженность детей, - поясняет Зоя Пак. - Недельная максимальная нагрузка 30 часов, а с учетом гимназического или лицейского компонента дополнительных образовательных услуг предусмотрено максимум 35 часов. У нас есть полгода, чтобы мы создали программы, разработали методички, инструкции и провели семинары с учителями. Если проект в этих девяти выбранных школах будет успешно реализован, то мы будем выходить с предложением увеличивать количество других физико–математических школ или открывать экспериментальные классы в обычных школах.
И в селе нужны программисты
Электронные учебники и дневники, онлайн–обучение, интерактивные доски и многое другое - вот далеко не полный список ноу–хау, с которыми имеют дело современные школьники. С 2018 года введен новый предмет для учащихся 5–6–х классов - информатика, которая ранее изучалась с 7–го класса.
Чиновники уверяют, что для преподавания информатики разработан новый предметный стандарт с учетом программирования. Но это нововведение пока не везде успешно приживается. К сожалению, школы Кыргызстана, особенно сельские, только начинают открывать для себя мир новых технологий.
В некоторых школах доступ к Интернету есть только у директора и, возможно, офис–менеджера. Хорошо если у педагогов и учащихся дома есть Интернет, чтобы найти какие–то дополнительные материалы.
Чем занимаются школьники в классах на старых компьютерах? Глава Ассоциации информатиков КР Улан Мамбетакунов рассказал, что преподаватели информатики нередко учат исключительно работе с простейшими базовыми программами.
- Знаний учителей критически не хватает, поэтому вместо того, чтобы объяснять детям языки программирования, они работают в текстовых редакторах или рисуют в Pаint, - сказал Мамбетакунов.
авторитетно
Дастан Бекешев, депутат Жогорку Кенеша:
- Нам нужно получить как можно больше физиков, математиков, программистов. Эти специальности становятся востребованными, так как в развитых странах активно развивается робототехника, во многих областях планируется использовать искусственный интеллект, разрабатываются новые материалы. Инженеры, химики, биологи также являются узкими специалистами, но весьма популярными в развитых странах. Мы же рано или поздно будем идти по пути развитых стран, и на одних лишь гуманитарных знаниях нам не выбиться вперед.
Однако пока государство не занимается серьезно данными направлениями. Пока мы говорим о цифровизации, но в год мы выпускаем малое количество программистов, что означает: нам придется импортировать знания из других стран. В принципе так и происходит: большинство программных приложений закупается государством у зарубежных компаний и специалистов. У нас нет подготовки новых инженеров, и поэтому нам приходится закладывать кредитные и грантовые средства на наем иностранных консультантов, которые разрабатывают для нас проекты строительства мостов, дорог, ГЭС и прочих сооружений. Если нам не вкладываться в подготовку специалистов соответствующих сфер, то так и останемся потребителями, а это значит, развиваться мы не будем.
шахматный бум
Хотите повысить успеваемость ребенка в школе - тогда запишите его на занятия по шахматам. Национальный инструктор ФИДЕ Рыспек Арзыматов по образованию учитель истории, но вот уже 11 лет полностью посвятил себя преподаванию шахмат. Сейчас он преподает основы этой древней игры в столичной гимназии № 24. И отмечает, что даже завзятые троечники с помощью шахмат могут дорасти до отличников.
Арзыматов убежден, что шахматы учат молодых людей мыслить не только над черно–белой доской, но и в жизни. Помогают выбирать правильные цели! И потому он считает, что нужно стремиться к внедрению "шахматного всеобуча" в Кыргызстане.
- Шахматы развивают логику и стратегическое мышление, - объясняет Рыспек. - Эта игра учит детей целеустремленности, вниманию, усидчивости и умению сконцентрироваться. К тому же это недорогой вид спорта, не требуется никакого оборудования и специальной формы, да и большой площадки для игры. Сейчас существуют комплекты шахмат по очень приемлемым ценам, которые доступны всем. Человек, который играет в шахматы, - это стратег, и он должен продумывать свои ходы заранее. Детям шахматы помогают развиваться всесторонне. Я им так и говорю: "Шахматы - это не самоцель, это средство для достижения других целей!".
Арзыматов сам играет в шахматы уже 45 лет. Он уверяет, что именно благодаря шахматам развил у себя способности к изучению иностранных языков. По его словам, он знает английский, французский, немецкий, итальянский, испанский, турецкий, китайский и японский. А два месяца назад он участвовал в чемпионате мира по шахматам среди ветеранов в Румынии. И поехал в Бухарест, успев выучить не просто несколько дежурных фраз, а достаточно для свободного общения. За это румынская сторона даже оплатила кыргызстанцу расходы на проживание.
- Раньше была очень сильная школа шахмат и даже шашек. Увы, после развала Союза шашки почти исчезли из нашей жизни, а вот шахматы благодаря поклонникам и энтузиастам этой игры сохранились и развиваются. А сейчас вообще шахматный бум, - считает Рыспек.
Кстати, в России с нового учебного года уроки шахмат, возможно, станут обязательным предметом в начальной школе. Российские чиновники от образования считают, что занятия шахматами положительно влияют на общую успеваемость школьников. В пилотных регионах (а их по всей России - 40) это уже заметно. Именитый шахматист Кирсан Илюмжинов в бытность его главой Республики Калмыкия ввел в школах и детских садах с 1996 года обязательные занятия шахматами. После этого успеваемость учащихся повысилась аж на 40 процентов.
Сообщи свою новость: