20 января 2020, 13:49
Источник vb.kg
Комментарии
Ушедший год указом президента Сооронбая Жээнбекова был объявлен Годом развития регионов и цифровизации страны. Серьезные цифровые изменения коснулись всех секторов экономики, включая банковскую и платежную системы.
Национальным банком 15 ноября 2019 г. было принято постановление "Об основных направлених цифровой трансформации банковских услуг Кыргызской Республики на 2020–2021 годы".
Документ разработан в целях создания и расширения условий для развития цифровых технологий в банковском секторе, что будет способствовать предоставлению качественных и доступных банковских услуг более широкому кругу потребителей.
Рост показателей
В прошлом году коммерческие банки и операторы платежных систем провели колоссальную работу по автоматизации бизнес–процессов. Благодаря этому новые финансовые продукты и инструменты стали еще более доступными жителям нашей республики, в том числе и в регионах страны, что привело к увеличению объемов безналичных расчетов по всей стране.
Банки активно работали над совершенствованием инфраструктуры, способствующей более широкому использованию безналичных расчетов. По данным на начало декабря, в республике установлено 1 663 банкомата,10 890 POS–терминалов в торгово–сервисных точках и банках, а также 1 789 платежных терминалов.
В 2019 г. ряд банков запустил систему выдачи кредитов через удаленные каналы обслуживания с применением электронной подписи при оформлении договоров по предоставлению кредитов.
Что это дает клиентам? Возможность получить кредит онлайн, не являясь лично в банк. Это существенно сокращает время.
Онлайн–оформление кредитных заявок набирает популярность при оформлении быстрых кредитов через платформу электронной коммерции. Покупатель бытовой техники, электроники или мебели благодаря новой услуге может оформить заказ и получить необходимые товары буквально в несколько кликов.
В прошлом году также были улучшены каналы по приему платежей для погашения кредитов через интернет–банкинг, мобильный банкинг, а также через различные мобильные приложения. В этих целях стали использовать технологии для обработки персональных данных клиентов.
Электронные кошельки
Широкое распространение в республике получили электронные кошельки. Появилась возможность оплаты услуг и товаров по QR–коду посредством мобильных приложений. Банки предлагают осуществлять эмиссию и эквайринг по международным банковским картам, устанавливают банкоматы, способные принимать наличные деньги.
Отметим, в Кыргызстане электронные деньги эмитируются десятью коммерческими банками, кроме того функционирует одиннадцать систем расчетов электронными деньгами.
Причем показатели использования электронных денег во взаиморасчетах кыргызстанцев только растут. Так, по данным на конец III квартала, количество электронных кошельков увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. почти в 1,5 раза, превысив 1,6 миллиона кошельков. Объем платежных операций вырос примерно во столько же, составив 1,6 миллиарда сомов.
Новинки появились и в сфере банковских карт. Теперь банки выпускают "пластик" с новой защитой - 3D–Secure, виртуальные банковские карты, которые существуют только в электронном виде, а также предвыпущенные карты, которые позволяют банкам выдавать платежные карты клиентам на момент обращения.
Национальный колорит
Национальная платежная система "Элкарт" теперь предлагает кобрендинговые карты, которые дают владельцам возможность обналичивать средства в банкоматах дружественной сети. Также реализована возможность пополнения любых платежных карт "Элкарт" через мобильные кошельки, платежные терминалы, системы денежных переводов.
Отметим, общее количество платежных карт на 1 декабря 2019 г. составило более 2,9 миллиона. Больше половины из них - 1,5 миллиона - национальные карты "Элкарт". Их число выросло по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. на четверть.
На национальную карту "Элкарт" переведены: заработная плата практически всех бюджетных учреждений; социальные выплаты; пенсии; также в бюджетных организациях используется карта "получателя бюджетных средств".
Для максимального удобства пользователей национальной платежной карты разработано мобильное приложение "Элкарт Мобайл", которое позволяет пополнять баланс мобильного телефона, оплачивать коммунальные услуги, налоговые и другие платежи; просматривать баланс счета; переводить денежные средства с карты на карту; совершать платежи с использованием QR–кода (двухмерный штрих–код).
"Элкарт Мобайл" существенно экономит время, поскольку практически все операции возможно осуществить через данный сервис по мобильному телефону в течение нескольких секунд. Бесплатно скачать "Элкарт Мобайл" на телефон может каждый держатель карты Элкарт, который является владельцем смартфона на базе Android или IOS.
Сейчас активными пользователями приложения "Элкарт Мобайл" являются свыше 83 тысяч человек, которыми проведено более 1,5 миллиона транзакций.
С 1 марта 2019 г. ЗАО "МПЦ" запущен проект по совершению платежей с использованием QR–кода (двухмерный штрих–код) через мобильное приложение "Элкарт Мобайл", что позволит торговым точкам принимать платежи в безналичной форме посредством мобильного телефона. Данный продукт не требует никаких инвестиций, что является большим плюсом для развития электронной коммерции. Для успешного использования сервиса подойдет практически любой телефон со встроенной камерой.
Инновации - в регионы
В последнее время комбанки упрощают процедуры оплаты населением государственных и муниципальных услуг, в том числе в сферах образования и здравоохранения, а также штрафов, предоставив возможность безналичного погашения, в том числе для жителей отдаленных пунктов. Специально для сельского неселения финансово–кредитные учреждения организуют выездные кассы, снабженные всеми необходимыми устройствами.
Кроме того, в регионах реализуется совместный пилотный проект ГП "Кыргыз почтасы" и нескольких коммерческих банков. В рамках этой программы установлено больше 300 POS–терминалов, что позволяет владельцам платежных карт почти из тысячи отдаленных сел обналичивать средства вблизи места проживания.
Также банки и операторы платежных системы начали работать над интеграцией с государственной системой межведомственного электронного взаимодействия "ТІндІк". Ведутся работы по запуску инновационных решений через разработанные платформы, которые позволят клиентам банков использовать госуслуги в режиме реального времени и проводить быстрые платежи за государственные услуги вз любой точке республики.
В прошлом году во всех регионах страны проводились мероприятия по информированию населения о современных цифровых сервисах в целях повышения финансовой грамотности. Были организованы круглые столы для бизнес–сообществ с участием представителей финансовых учреждений и местных органов власти.
Сообщи свою новость: