МВД Кыргызстана внесло на рассмотрение Жогорку Кенеша законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики".
Изменения вносятся в Кодекс о нарушениях, а также в закон "О внешней миграции".
Законопроект разработан для устранения пробелов в законодательстве Кыргызстана в сфере противодействия незаконной миграции, в частности упорядочения порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Кыргызстана.
Эффективность старого Кодекса, утративший силу
По данным МВД, до 1 января 2019 года противодействие незаконной миграции в Кыргызской Республике осуществлялось в соответствии с КоАО.
Кодекс предусматривал ответственность за нижеуказанные административные правонарушения:
- нарушение должностными лицами принимающей организации, физическими и юридическими лицами, пригласившими иностранных граждан или лиц без гражданства в Кыргызскую Республику, установленного порядка пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства;
- нарушение правил пребывания иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Кыргызской Республики;
- незаконная деятельность по трудоустройству граждан.
Также, отдельные нормы КоАО регулировали вопросы выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы страны, а также исполнения постановлений о выдворении (ч.1, ч.2 ст. 390, ст. 391, ст. 77, ст. 633 КоАО).
С января 2019 года КоАО заменил новый Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях. В нем нет механизмов привлечения к ответственности иностранцев за нарушение миграционных норм.
"Это может повлечь ухудшение миграционной ситуации в стране, так как отсутствует механизм привлечения к ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушающих правила пребывания на территории Кыргызской Республики, а также принимающую сторону за несоблюдение ими установленного порядка пребывания", - считают в МВД.
Предлагаемые изменения в Кодекс о нарушениях
Предлагается внести следующие изменения в Кодекс о нарушениях:
- статью 28 дополнить дополнительным правовым последствием нарушения в виде выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства;
- дополнить статьей 312, предусматривающей нормы о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства";
- дополнить статьей 571, предусматривающей ответственность за незаконную деятельность по трудоустройству граждан;
- статью 292 изложить в новой редакции, в соответствии с которым, предусматривается ответственность за нарушение лицами, пригласившими в Кыргызскую Республику или принимающими иностранных граждан и лиц без гражданства, их установленного порядка пребывания;
- дополнить статьями 2921, 2922, 2923, предусматривающих ответственность за нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленного порядка пребывания в Кыргызской Республике или транзитного проезда, нарушение лицом, имеющим статус кайрылмана порядка регистрации и (или) утрата (порча) удостоверения кайрылмана, а также нарушение лицом, имеющим статус кайрылмана, срока действия удостоверения кайрылмана;
- Кайрылманы - это этнические кыргызы, получившие статус кайрылмана до приобретения гражданства Кыргызской Республики. Кайрылманы являются гражданами иностранного государства или лицами без гражданства, но при этом государством обеспечиваются социальные гарантии.
- в отношении кайрылманов предлагается применять штрафы 1 и 2 категории (1 тыс. и 3 тыс. сомов) вместо 5 категории (10 тыс. сомов) за аналогичное нарушение, совершенное иностранным гражданином.
Размеры штрафов
Для профилактики и пресечения нарушений со стороны граждан Кыргызстана и иностранных граждан, а также строгого соблюдения законодательства в сфере внешней миграции были установлены нижеследующие категории в санкциях статей 292, 2921, 571.
В части 1 статьи 292 предлагается установить штраф 1 категории с учетом действующей редакции Кодекса о нарушениях. В части 2 данной статьи предлагается установить штраф 2 категории, исходя из штрафов за аналогичное нарушение, ранее установленных в статье 391 КоАО.
В статье 2921 предлагается установить штраф 5 категории исходя из размера штрафа за аналогичное нарушение, установленного в статье 390 КоАО.
В статье 571 предлагается установить штраф 8 категории исходя из размера штрафа за аналогичное нарушение, установленного в статье 77 КоАО.
Предлагаемые изменения в закон "О внешней миграции"
Для приведения закона "О внешней миграции" в соответствие с Уголовным кодексом Кыргызской Республики, Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики, Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях по всему тексту указанного закона слова "административное", "принудительное", "рецидивист" и "административный надзор милиции" в различных падежах исключаются, а термин "административное правонарушение" заменяется термином "нарушение".
Также по всему тексту закона "О внешней миграции" в различных падежах дополняется термин "проступок", а слова "возбуждено уголовное дело" заменяются словами "в отношении которого начато досудебное производство по уголовному делу и (или) делу о проступке". Кроме этого, статью 19 отмеченного закона - нарушение порядка пребывания предлагается изложить в новой редакции.
"В части наложения временного или постоянного запрета на въезд в Кыргызстан после выдворения иностранных граждан за пределы страны отмечаем, что временный запрет предлагается налагать на 1 год и 9 месяцев. Кроме того, в интересах обеспечения национальной безопасности или охраны общественного порядка предлагается налагать постоянный запрет на въезд на территорию Кыргызстана", - говорится в проекте закона.
Расходы
Для реализации изменений МВД отмечает, что из республиканского бюджета ежегодно потребуется 6 млн сомов.
"Источником финансирования будут являться средства, предусмотренные в бюджете задействованных государственных органов на соответствующие годы", - сообщает МВД.
С полным пакетом документов можете ознакомиться тут.