4 февраля 2020, 16:17
Источник vb.kg
Комментарии
Долговая устойчивость Кыргызстана существенно улучшилась за последние три года. Тем не менее, дальнейшие перспективы остаются неопределенными. Об этом сообщается в рабочем документе "Долговая устойчивость Кыргызской Республики и внешние шоки", подготовленном специалистами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР).
Рабочие документы ЕФСР, как поясняется, представляют собой аналитические исследования Фонда в области глобальных, региональных и страновых экономических тенденций, экономического моделирования, макроэкономического анализа, отраслевого анализа, мировой финансовой архитектуры и иных вопросов. Документ по Кыргызстану подготовлен сотрудниками Проектного блока ЕФСР в Евразийском банке развития.
Отмечая улучшение долговой позиции КР за последние три года, аналитики ЕФСР отмечают: ее анализ в рамках базового сценария свидетельствует о том, что динамика внешнего и государственного долга страны в перспективе останется достаточно устойчивой. Внешний долг, который представляет собой сумму внешних государственных и частных обязательств, снизится с 83.8% ВВП в 2018 году до 76.5% ВВП в 2024 году. А общий государственный долг (включает внешний и внутренний государственный долг) в 2024 году уменьшится до 52.1% ВВП по сравнению с 56.0% ВВП в 2018 году. Во многом такая динамика будет отражать опережающий рост ВВП по сравнению с ростом процентных ставок.
Тем не менее, дальнейшие перспективы остаются неопределенными, говорится в рабочем документе. Во-первых, экономика Кыргызстана остается уязвимой к внешним шокам. Высокая доля валютной задолженности и зависимость от цен на сырьевые товары остаются значительными рисками для экономической устойчивости. Во-вторых, учитывая ослабление глобальной экономической активности, эти неблагоприятные сценарии имеют относительно высокие шансы реализоваться.
В рамках исследования проводилась оценка долговой устойчивости Кыргызской Республики по трем стресс-сценариям: глобальная рецессия, резкий рост финансовой волатильности и глобальная рецессия, сопровождаемая финансовым кризисом.
Первый стресс-сценарий предполагает замедление роста мировой экономики до 1.5% и 0.5% в течение двух лет, а также снижение цен на сырьевые товары. Глобальная рецессия значительно повысит уровень долга в стране. Внешний долг, по прогнозам, увеличится до 91.9% ВВП в 2024 году – по сравнению с 83.8% ВВП в 2018 году; в то время как государственный долг вырастет с 56.0% ВВП до 65.8% ВВП, соответственно. Реакция внешнего долга в условиях глобального кризиса в большей степени будет обусловлена изменением цен и курса национальной валюты, а также снижением темпов экономического роста.
Влияние финансового шока на долговую устойчивость страны будет относительно ограничено.
Второй сценарий - финансовый шок - выражается в почти 30-процентном скачке индекса волатильности финансового рынка VIX (один из самых широко признанных биржевых методов для оценки волатильности фондового рынка). В рамках этого сценария внешний долг снизится до 82.7% ВВП, что, тем не менее, будет выше уровня, спрогнозированного в рамках базового сценария. Государственный долг незначительно возрастет с 56.0% ВВП на конец 2018 года до 57.6% ВВП в 2024 году. В целом, финансовый шок не потребует существенной корректировки бюджетной политики для стабилизации уровня долга.
Третий сценарий включает в себя как глобальную рецессию, так и экономический кризис "по лекалам" 2008-2009 годов. Такая комбинация негативных внешних шоков приведет к снижению ВВП до 2% и значительному росту внутренней процентной ставки. В результате опасения относительно долговой устойчивости Кыргызстана могут значительно возрасти: внешний долг достигнет уровня 100.8% ВВП, тогда как государственный долг увеличится до 74.0% ВВП. Изменение динамики долга, в первую очередь, будет обусловлено ослаблением национальной валюты, которое приведет к резкому росту внешнего долга по сравнению с базовым сценарием. Росту уровня долга также будут способствовать сокращение роста ВВП и рост внешних процентных ставок.
Результаты исследования показывают, что негативные внешние условия могут вызвать существенное увеличение долговой нагрузки. "Нарастание глобальной неопределенности может побудить власти активно использовать бюджетное стимулирование, – отмечает главный экономист Проектного блока ЕФСР Евгений Винокуров. - Однако, дальнейшее аккумулирование долговых обязательств в сочетании с валютным риском может негативно сказаться на бюджетных возможностях экономики при неблагоприятных внешних условиях". В этих условиях и с учетом результатов стресс-тестирования, желателен консервативный подход к управлению долгом страны.
Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР) в размере 8,513 млрд долларов учрежден в июне 2009 года правительствами Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана. Целями ЕФСР является содействие государствам-участникам в преодолении последствий глобального финансового кризиса, в обеспечении их экономической и финансовой стабильности и поддержке интеграционных процессов в регионе. Управляющим средствами ЕФСР является Евразийский банк развития.
Сообщи свою новость: