4 апреля 2020, 18:25
Источник sputnik.kg
Комментарии
К счастью или к несчастью, но пандемия COVID-19 выявила несостоятельность, несерьезность, поверхностность, легкомыслие и преступную беспечность современной цивилизации потребления и навязанных ею человечеству ценностей. Расхожий демотиватор "оставайся дома", пропагандируемый сегодня всеми массмедиа, требует от нас как минимум расшифровки его, казалось бы, очевидного смысла. А без обращения к истории, к культурному наследию сделать это невозможно.
В глобальном смысле временная приостановка всех социальных механизмов (действий) означает поворот в сторону женского/материнского, сберегающего энергию отношения к жизни, в том смысле, что в архаичной традиции понималось как акцент на "пассивной" стороне деятельности, отход от агрессивного центробежного мужского активизма в сторону самосохранения, центростремительного движения к собственным истокам — к душе, сознанию, к самому себе. В Древнем Китае это понимали.
"Знай мужское, но держись женского", — говорил Лао-Цзы.
1. О чем говорил Лев Толстой
На эмпирическом уровне уединение в нынешнем контексте означает способность к автономной хозяйственной жизни, то есть к элементарному ручному труду, от которого современный "урбанизированный" человек цивилизации потребления отучен: уметь все делать своими руками: строить дом, сеять/сажать, делать хозяйственные запасы, печь хлеб, готовить еду и так далее. Как раз то, к чему в свое время призывал "высший" класс Лев Толстой, обозначив такой образ жизни, как "опрощение" (кстати, сам великий писатель умел и с сохой обращаться — пахать землю, сеять, жать.
A propos, фильмы фэнтези в стиле стимп-панк на Западе уже давно прогнозировали подобную ситуацию, создав альтернативные реальности, где человек постапокалипсиса выживает в причудливом и парадоксальном симбиозе новейших технологий и архаичных форм жизни. А чем наша нынешняя реальность не фантастична, когда люди на улицах и в помещениях поголовно ходят в масках и респираторах?
2. Пассивный принцип жизни
На духовном уровне у человечества имеется большой эзотерический опыт: так, не-деяние на Востоке именовалось "у-вэй" (Китай) и означало, что человек управляет миром, не прилагая активных усилий. То есть дает и собственным внутренним, и природным (космическим) процессам течь по собственным законам, не нарушая их общего равновесия. Этот мнимо пассивный женский принцип ("не-деяния") китайцы приписывали и фундаментальному мировому началу — дао.
Социальный эквивалент китайского у-вэй получил в Индии название "ванапрастха", когда человек удаляется либо в лесной ашрам (общину) к учителю-гуру, либо уединяется в домашних условиях, погружаясь в глубокую медитацию (для воссоединения с внутренним гуру). Такая ситуация означает радикальную "обрезку" всех прежних потребностей (социальных амбиций, сексуальных влечений, пагубных аффектов, в том числе пищевых излишеств, и т.д.), что, как правило, практиковалось обычно в зрелые годы либо в экстремальных ситуациях (войны, эпидемии, стихийные бедствия).
В более узком смысле — поскольку подобных духовных практик на Западе не было — появилось интеллектуальное требование в античной мыслительной традиции, которое именовалось "амехания", что в переводе означало нулевая точка, пауза, интервал, бездействие, необходимые для осознания какой-либо важной проблемы или ситуации. Это уже европейский ответ на вызовы жизни.
Обе эти ситуации "активности" и "пассивности", как вдох и выдох, нужны человечеству как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. Сегодня в ситуации пандемии коронавируса востребован оказался восточный, "пассивный", женский принцип жизни, к которому мы оказались не готовы по всем позициям (поскольку современная цивилизация преимущественно патриархальная): психологически, интеллектуально, практически, по укладу своей жизни. Такова плата за невежество и утрату традиционного духовного наследия человечества.
3. Вернуться в детство
Интуитивно мы понимаем, что мир уже не будет прежним, даже вчерашний день для нас уже история. Оказалось, что цивилизация потребления тотально нестабильна, как колосс на глиняных ногах, и может в любой момент рухнуть. Отсчет новой реальности, в которой пандемии или иные смертельно опасные для человечества угрозы станут общим фоном жизни, а не чем-то исключительным, уже наступил.
И если вернуться к нашему родному местечку, к Кыргызстану, то следует воспринять создавшуюся ситуацию в духе "у-вэй" (не-деяния), "ванапрастхи" и "амехании" с максимальной для страны и каждого гражданина пользой.
Говоря на языке программистов, произвести тотальную перезагрузку жизни. Республика должна (на)учиться "питаться от своих корней", жить собственными ресурсами: хозяйственно-экономическими, технологическими, научно-производственными и т.д., учитывая тот факт, что на новом этапе постапокалиптической реальности, в который мы с момента наступления пандемии коронавируса уже вступили, необходимо выживать, рассчитывая только на внутренние ресурсы, а не на унизительные подачки со стороны.
Если вкратце изложить памятку для "личного пользования" в нынешней ситуации, то она, на мой взгляд, может в несколько упрощенной и неполной форме иметь следующие 5 позиций:
— сделай выдох, вернись к самому себе, каким ты был в детстве: с душевной простотой, доверием к жизни, минимумом потребностей и умением радоваться простым вещам. Другими словами, возвращайся к природе, учись жить просто, экономно, разумно, следуя изначальному закону жизни, который гласит, что природа всегда сохраняет внутренний баланс, соблюдая принцип наименьшего усилия (экономии энергии);
— сделай "перепросмотр" по Карлосу Кастанеде, своей жизни. Отсеки лишнее и подведи предварительные итоги, что важно делать в любом возрасте, ведь "время и случай для всех";
— прими во внимание, что отныне ты должен научиться жить как на войне (хотя это следовало сделать гораздо раньше, ведь третья мировая уже началась и протекает в форме различного рода гибридных войн, в том числе бактериологических). Даже если все устаканится на некоторое время, опыт жизни в ЧП во время разгула коронавируса должен быть с соответствующими выводами усвоен и осознан;
— обрати внимание, что "три яда" по буддизму — алчность, вражда (аффекты) и невежество — пробуждаются и активизируются с особенной силой в экстремальных ситуациях, таких как нынешняя. И значит, будь бдителен, памятуя об этом в каждый момент, и не будь водим за нос этими первобытными аффектами;
— будь внимателен к ближним и сострадателен к людям, то есть способен на активную социальную коммуникацию и взаимопомощь. Это позитивное наследие, утраченное, к сожалению, после распада Союза, где ценности коллективной взаимопомощи и духовной общности создали великую страну и помогли ей выжить в мировой войне.
"В этом царстве иллюзий, — писал Ральф Уолдо Эмерсон, — мы стремимся нащупать какую-то опору. Нам дана только одна: строго и честно действовать самому, не допуская двуличности и иллюзорности в своих делах. Пусть нами играют, мы сами не должны играть с собою, но поступать с последней честностью и прямотой. Говори так, как думаешь, будь тем, кто ты есть, плати любые долги".
(Короче изложить не имело бы смысла, хотя в нынешней, сумасшедшей по своим ритмам эпохе массовое сознание привыкло жить на бегу, вполглаза читая, вполуха слушая, абы как что-то делая, и жить мимоходом, надеясь, что авось пронесет).