7 мая 2020, 18:01
Источник akipress.kg
Комментарии
На общественное обсужден вынесен законопроект о внесении изменений в конституционный закон "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики".
Инициаторами поправок выступили Алтынбек Сулайманов ("Бир Бол"), Мыктыбек Абдылдаев ("Бир Бол"), Акылбек Жапаров ("Бир Бол"), Мирлан Жеенчороев ("Республика - Ата-Журт"), Руслан Казакбаев ("Республика - Ата-Журт"), Марлен Маматалиев ("Республика - Ата-Журт"), Айбек Алтынбеков ("Республика - Ата-Журт"), Жанар Акаев, Аалы Карашев (СДПК), Кожобек Рыспаев, Абдывахап Нурбаев (СДПК), Дастан Бекешев, Зиядин Жамалдинов ("Онугуу-Прогресс"), Айсулуу Мамашова ("Ата Мекен").
Целью настоящего проекта конституционного закона является переход из одного вида пропорциональной избирательной системы в другой, а именно, с закрытого партийного списка на открытый партийный список, говорится в справке-обосновании к законопроекту.
Законопроектом будут решены, по словам инициаторов, задачи по предоставлению возможности избирателю выбрать как политическую партию, так и конкретного лица в списке кандидатов, а также кандидатам работать и на партию и на себя, создав условия для их индивидуальности и определенной самостоятельности.
В Кыргызстане выборы в парламент проводятся по системе единого республиканского избирательного округа с применением закрытого партийного списка с ноября 2007 года. Тринадцатилетняя практика применения такого вида пропорциональной системы показала свои положительные и одновременно отрицательные стороны.
"При применении предлагаемой пропорциональной избирательной системы открытых списков политические партии так же, как и при системе закрытых списков, своим решением устанавливает очередность кандидатов в списке. Однако, любой избиратель вправе не только голосовать за определенный список кандидатов, выдвинутой политической партией, но и выражать предпочтение в отношении одного кандидата из списка кандидатов", - пишут авторы законопроекта.
Так, предлагаются следующие изменения в действующий конституционный закон "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", в части регулирующий порядок проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша:
- статья 1 дополняется термином "порядковый номер кандидатов";
- в связи с тем, что данный конституционный закон также регулирует порядок проведения выборов президента, статья 30 дополняется новой частью 31, а части 4 и 5 излагаются в новых редакциях, не меняющие действующего нормативного регулирования порядка выборов президента, но предусматривающие выделение из такого нормативного регулирования новеллы порядка выборов депутатов парламента;
- в статье 31 часть 8 излагается в новой редакции, а также дополняется новой частью 81, тем самым предлагается разделить содержание избирательных бюллетеней на выборах президента и депутатов Жогорку Кенеша. При этом, самым важным изменением является то, что на выборах депутатов Жогорку Кенеша избиратель ставит в избирательном бюллетене соответствующую отметку в квадрате, относящемся к политической партии, а также в квадрате с порядковым номером кандидата, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции "против всех";
- вносятся изменения в статью 35, где одним из нововведений являются дополнительные случаи признания избирательных бюллетеней недействительными на выборах депутатов Жогорку Кенеша, вследствие выражение воли в избирательных бюллетенях в нарушение установленного порядка;
- в статью 39 вносятся уточняющие поправки, направленные на приведение в соответствие с вышеупомянутыми изменениями;
- в абзаце первом части 3 статьи 60 цифры "200" предлагается заменить цифрами "100";
- в статье 64 предлагается изменить избирательный порог для прохождения в парламент политических партий с 9% на 7%, а также часть 4 излагается в новой редакции, согласно которой распределение депутатских мандатов будет осуществляться по новому механизму, с учетом сохранения требования представительства не более 70% кандидатов одного пола, при этом разница очередности в полученных мандатах женщин и мужчин, не должна превышать трех позиций (гендерное представительство);
- в статью 65 вносятся соответствующие изменения, в том числе направленные на регулирование отношений по передаче депутатского мандата следующему зарегистрированному кандидату, в случае досрочного прекращения полномочий действующего депутата.