12 июня 2020, 17:37
Источник vb.kg
Комментарии
Международный деловой совет высказался по поводу возможного повышения налога на доходы горнодобывающих предприятий Кыргызской Республики.
11 июня Жогорку Кенеш КР принял во втором чтении законопроект, направленный на повышение налога на доходы золотодобывающих предприятий на 7% по каждой позиции ставки налога, то есть устанавливающий ставку в размере от 8 до 27 % от выручки (!) в зависимости от цены на золото.
Иными словами, при текущей цене на золото (1727 долл. США за тройскую унцию) ставка составит 18% от выручки, не учитывая расходы на добычу (себестоимость продукции), другие налоги и платежи. Кроме того, предполагается установление единой ставки роялти (5%) как для крупных, так и для мелких месторождений золота.
"Бизнес-сообщество с сожалением восприняло возможное принятие этой инициативы и считает необходимым в очередной раз кратко изложить свое мнение по этому вопросу. Горная добыча – технологически сложная и затратная отрасль, которая требует специализированного профессионального подхода. Даже при действующем налоговом режиме и ценах на металлы крупнейшим компаниям потребуется от 10 до 20 и более лет для того, чтобы только окупить сотни миллионов долларов, инвестированных в экономику страны, не говоря уже о получении прибыли. И это без учета поправки на инфляцию, колебаний на рынке сырья, политических и социальных рисков", - заявили в МДС.
Отмечается, что, по данным исследования международный компании Ernst&Young (2018), золотодобывающие компании Кыргызстана платят по меньшей мере 20 видов налогов, неналоговых и иных обязательных платежей на территории страны. Общая налоговая нагрузка на отрасль в КР, по разным подсчетам, составляет от 20 до 30% к выручке, что является самой высокой нагрузкой по сравнению с другими отраслями и с аналогичными показателями других стран.
"
Любое существенное повышение налогового бремени в этой отрасли неминуемо ведет к сокращению инвестиций в развитие, рабочих мест, расходов на оплату труда и добровольных выплат. Это также ведет к изменениям в технологии добычи и неэффективному использованию минерально-сырьевой базы. По отдельным проектам производство может стать и вовсе нерентабельным, что может привести к приостановке или прекращению производственной деятельности в самых отдаленных горных районах страны
", - считают эксперты.
Но самое главное, отмечают в МДС, повышение налогов отпугнет большинство потенциальных инвесторов в отрасль, которая может действительно стать двигателем роста других приоритетных секторов экономики нашей страны – энергетики, сельского хозяйства и многих других.
"В погоне за миллионами сомов дополнительных платежей в бюджет в этому году страна может потерять миллиарды долларов (!) в виде сокращенных инвестиционных проектов и не поступивших инвестиций в будущие годы. Особое сожаление вызывает тот факт, что ведомства, ответственные за долгосрочное экономическое развитие, – Министерство экономики и Государственный комитет промышленности, энергетики и недропользования показали поверхностный подход к горнодобывающей промышленности, отсутствие принципиальной позиции (позиция правительства по ставке налога поменялась с 3% до 7%) и долгосрочного видения развития экономики и реального сектора страны", - говорят в организации.
Такой упор министерств экономического профиля на пополнение бюджета любыми путями, говорят эксперты, оставляет бизнес практически беззащитным перед государственным аппаратом, а дальнейшие долгосрочные инвестиции в страну – сомнительными.
"В условиях самого серьезного экономического кризиса XXI века, вызванного глобальной пандемией, страны по всему миру стараются максимально снизить налоговое бремя и помочь бизнесу и людям выжить. В это время крупный бизнес нашей страны ощущает на
себе беспрецедентное повышение налогового бремени, многомиллионные доначисления налогов в самых разных отраслях экономики и неясные перспективы на будущее. Практика развитых стран мира показывает, что для успешного развития нужно обеспечить невмешательство государства в экономику, конкурентно низкие налоги и эффективные государственные институты. Бизнес-сообщество не утрачивает надежды увидеть реальные изменения по этим ключевым направлениям.
Выражаем надежду, что правительство и парламент страны все-таки возьмут за основу долгосрочный подход к развитию Кыргызстана и поддержат бизнес-сообщество и тысячи его работников в это сложное время", - заключили в МДС.
Справочно:
1) Одной из основных причин повышения налога инициаторы законопроекта называют необходимость стимулирования переработки концентратов драгметаллов внутри страны. Однако, по сообщениям экспертов и по данным исследований, строительство таких фабрик на территории страны (1) нерентабельно для разрабатываемых в настоящее время месторождений и (2) создает существенные риски для экологии горных регионов (тяжелая металлургия), несопоставимые с выгодой от добавленной стоимости.
2) Показатели себестоимости производства на отдельных золотодобывающих предприятиях, приведенные Госкомитетом промышленности, энергетики недропользования на слушаниях в Жогорку Кенеше КР, основаны на устаревших данных ТЭО, поданных на самых начальных стадиях работы предприятий.
Сообщи свою новость: