21 июля 2020, 16:04
Источник sputnik.kg
Комментарии
Распространение коронавирусной инфекции в Кыргызстане привело к потере уже более тысячи человеческих жизней. Несмотря на тяжелую ситуацию, до сих пор многие не соблюдают рекомендации врачей и даже похороны проводят с большим количеством людей. Как в исламе относятся к решениям медиков, что предпринимают религиозные деятели в борьбе с инфекцией и что нужно делать мусульманину, чтобы не заболеть коронавирусной инфекцией, рассказал член экспертного совета при президенте КР, член Совета улемов ДУМК, профессор, специалист по шариату и исламскому праву Кадыр Маликов.
— Я слышал, что вы переболели коронавирусной инфекцией. Как вы сейчас себя чувствуете?
— Слава богу, все нормально, с божьей помощью держимся. Нахожусь в изоляции, пик болезни уже прошел, принимаю лекарства и витамины.
— В социальных сетях распространяются сообщения о хиджаме как едва ли не о панацее от коронавируса.
— Традиционную современную медицину и исламскую медицину пророка Мухаммеда (С.А.В) нельзя разделять и противопоставлять — это одна и та же наука о врачевании. Согласно понятиям ислама, любая болезнь — испытание, посланное Всевышним, и Он же дает исцеление, но не через чудо, а посредством приема лекарств и действий врача.
Медицина пророка подсказывает способ не излечения, а поддержания здоровья, очищения организма, то есть профилактики болезней в дополнение к традиционным медицинским методам. Рекомендовать те или иные способы лечения вправе только врач.
Кому можно ходить на похороны в пандемию — правила от Минздрава КР. Видео
Это же касается и хиджамы. Человек, который ее делает, должен быть врачом и в полной мере обладать соответствующей информацией, понимать все процессы, происходящие в организме. Сразу скажу, что хиджама как профилактическое мероприятие, как способ снятия каких-то симптомов заболеваний подходит не всем. И только медик, комплексно рассмотрев болезнь, ее влияние на состояние пациента, может принять решение — делать хиджаму или нет.
Вообще, хиджаму следует рассматривать как инструмент врача. Это лишь прием, который, как и другие лекарства или медицинские приемы, в одних случаях приносит исцеление, в других просто бесполезен, а в-третьих даже вреден. Насколько я понимаю, при лечении от коронавируса показаний для хиджамы нет.
© Sputnik / Табылды Кадырбеков Член экспертного совета при президенте КР, член Совета улемов ДУМК, профессор, специалист по шариату и исламскому праву Кадыр Маликов — То есть ислам выступает за научное обоснование медицины?
— Знание — это и есть часть ислама, ни в коем случае нельзя разделять науку и религию. Современная медицина получила распространение и широкое применение в том числе благодаря научным изысканиям исламских ученых. Напомню, что расцвет медицины в современном ее понимании неразрывно связан с именем исламского ученого Авиценны (Ибн Сины). Его энциклопедический труд "Каноны врачевания" вобрал в себя достижения античных и арабских медиков того времени и был настольной книгой многих европейских докторов вплоть до XVIII века. Абу Али Ибн Сина окончил медресе, был хафизом Корана (хранитель — духовное сословие), то есть знал его наизусть. Он славился мудростью среди богословов.
Поэтому каждый мусульманин должен получать медицинское лечение, относиться к рекомендациям врачей с почтением и пониманием, а не просто сразу делать хиджаму или принимать какие-то травы.
Для успешного исцеления в первую очередь должен быть поставлен правильный диагноз. Мусульманин верит, что, принимая лекарства, он получает исцеление от Аллаха, и таблетки лишь путь к этому излечению.
— Тогда почему многие предвзято относятся к врачам и не желают делать те же прививки?
— Очевидно, это происходит от нехватки знаний и информации. Если бы все лечилось хиджамой, то не было бы ни министерства здравоохранения, ни больниц, ни современных лекарств. Во всех исламских странах есть медицина, а в некоторых ее уровень очень высок. Недавно в Арабских Эмиратах выписали последнего пациента с коронавирусом. И лечат там современными методами, то есть все это соответствует исламу.
— Как мусульманин должен относиться к ношению масок?
— Если честно, я не встречал людей, которые полностью отрицают врачей и ношение масок. Зачастую мы сталкиваемся просто с халатностью и легкомыслием человека, независимо от его вероисповедания. Есть такая русская пословица: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Это относится, к сожалению, ко многим.
Как хоронить умерших от пневмонии и COVID — правила и требования в КР
Сегодня одним из очагов распространения коронавируса являются похороны, и в основном это распространено в регионах. Люди приходят на жаназа-намаз (поминальная молитва) без масок, при этом не соблюдают дистанцию, после похорон собираются в одном доме и читают Коран. Но я думаю, проблема не в религии, тут играет роль "кыргызчылык" — когда обычаи и традиции диктуют форму поведения "уят болот" — (стыдно), "эл эмне дейт" — (что люди скажут). Поэтому люди, невзирая на угрозу заражения, идут на похороны. Прискорбно, что иногда для проведения похорон на привычном уровне даже скрывают причину смерти покойника.
Все это происходит от незнания, хотя ситуация стала меняться, но не от сознательности, а под влиянием трагических событий, когда стала подтверждаться информация об опасности вируса и стали умирать знакомые, близкие, родственники. Люди стали носить маски — стал срабатывать инстинкт самосохранения, и появился страх перед заражением.
© Пресс-служба президента КР / Султан Досалиев Кадыр Маликов: медицина пророка подсказывает способ не излечения, а поддержания здоровья, очищения организма, то есть профилактики болезней в дополнение к традиционным медицинским методам. Рекомендовать те или иные способы лечения вправе только врач. — Какая разъяснительная работа ведется среди мусульман?
— Муфтият и Совет улемов еще в начале пандемии выпустили фатвы с правилами поведения и мерами предосторожности, которые каждый верующий обязан соблюдать. В них также описаны правила проведения молитв, ритуалов и похорон.
Хотел бы выразить глубокие соболезнования всем, кто потерял родных и близких. Мы все принадлежим Всевышнему, и к Нему наше возвращение. В сегодняшней ситуации, когда идет распространение коронавируса и повышен риск заражения, введены некоторые ограничения. Прошу не собирать большое количество родственников на жаназа. Это не грех — главное, чтобы среди собравшихся был человек, который прочтет поминальную молитву. Это лучше делать в узком семейном кругу — от пяти до десяти человек. При этом необходимо соблюдать дистанцию не меньше полутора метров друг от друга.
Муфтият разработал правила похорон умерших с COVID в Кыргызстане
При захоронении умерших от коронавируса также следует обязательно сделать дезинфекцию. Обряд омовения сейчас проводят в морге, там же тело дезинфицируют. Ткань, в которую оборачивают умершего, также промачивается в спецрастворе. Тело заворачивают в саван в соответствии с правилами шариата, далее его помещают в специальный защитный мешок. После этого не надо везти его домой, тем более повторно проводить омовение. После всех медицинских процедур нужно сразу везти тело на кладбище, там прочитать жаназа и сразу разойтись по домам.
Близкие перед входом в дом умершего должны продезинфицироваться и быть в масках. Проводящие хутбу в доме умершего должны читать молитву не дольше пяти-семи минут, после этого нежелательно приглашать всех на трапезу.
Также, несмотря на то что жума-намаз является обязанностью мужчины, мы пошли на ограничения и запретили проводить его в мечетях. Это сделано для того, чтобы максимально снизить риск. Также мы призываем в полной мере соблюдать личную гигиену, носить маски и обрабатывать руки антисептиком.
— Насколько я знаю, правила гигиены прописаны и в Коране.
— Они были придуманы на Ближнем Востоке и широко распространились в том числе благодаря исламу. Понятие карантина было введено пророком Мухаммедом и упоминается в хадисах. Там говорится, что "если в каком-то месте или городе началась ваба (чума), то не заходите в этот город, а тем, кто живет в нем, нельзя выходить из него". Правила дезинфекции были введены Абу Али Ибн Синой, который спас целые народы Центральной Азии и Ближнего Востока от вымирания во время грозных эпидемий. Он же ввел правило носить маски — в кончик чалмы (тюрбан) вкладывали кусочек хлопка, смоченного уксусом, и обматывали лицо.
Я запрещал обнимать покойного, но без толку! Как в КР заражаются на похоронах
Ислам предписывает неукоснительное соблюдение личной гигиены, начиная от чистки зубов и заканчивая омовением ног. Все это говорит о том, что ислам не может выступать против эпидемиологических мер, которые введены у нас сегодня, наоборот, эта религия учит безопасности. Каждый мусульманин должен соблюдать меры предосторожности согласно рекомендациям врачей. В шариате есть правило "решение врачей есть решение шариата". Думаю, именно такое отношение к ближнему помогло мусульманам стать прогрессивным обществом.
— То есть несоблюдение рекомендаций врачей является нарушением шариата?
— Верно. Более того, тот, кто умышленно не следует этим правилам и нарушает фатвы, совершает грех. А если легкомысленное отношение к своему здоровью и безопасности окружающих привело к заражению и смерти самого человека и других людей, то это приравнивается к греху самоубийства, и за это он будет нести ответственность в Судный день. Ведь в аятах Корана так и написано: "Не кидайте себя своими руками к погибели".
© Sputnik / Табылды Кадырбеков Кадыр Маликов: если легкомысленное отношение к своему здоровью и безопасности окружающих привело к заражению и смерти самого человека и других людей, то это приравнивается к греху самоубийства, и за это он будет нести ответственность в Судный день. — В начале пандемии, когда с приездом даваатчы из зарубежных стран в Кыргызстан выявили первые случаи заражения, в социальных сетях очень бурно обсуждался этот вопрос. Люди разделились на два лагеря — тех, кто обвинял их, и тех, кто защищал этих кыргызстанцев. Что вы на это скажете?
— На тот момент информации о коронавирусной инфекции практически не было, и я склонен считать, что проповедники могли просто не знать, что являются носителями. Не думаю, что это было сделано со злым умыслом, хотя, конечно, тут есть и легкомыслие, о котором мы говорили, и даже недоверие к словам врачей.
В истории человечества немало примеров таких эпидемий, и думаю, что с помощью разума и божьей силы мы переживем и эти тяжелые дни.
В Кыргызстане временно запретили жума-намазы
В борьбе с болезнью нужно не падать духом и проявлять терпение. В Коране написано, что на долю человечества выпадет немало испытаний — голод, болезни, гибель людей и разрушения, но нужно проявлять терпение. В священной книге говорится — поистине после тягости наступит облегчение. Из этого состоит жизнь, и нет такой ситуации, из которой не было бы выхода.
Сегодня мы каждый день читаем трагичные новости, в обществе много негатива, и все это может стать причиной депрессии. Вера в победу — уже половина успеха, ни в коем случае нельзя опускать руки. Все предопределено и, как говорится, в руках Божьих, но, полагаясь на Бога, нужно быть оптимистом и выполнять необходимые профилактические меры.