24 июля 2020, 12:48
Источник akipress.kg
Комментарии
Государственная комиссия по делам религий предлагает внести изменения в Кодекс о нарушениях. Предлагается предусмотреть ответственность за нарушение отдельных норм закона о свободе вероисповедания и религиозных организациях и дать право МВД составлять протоколы по ним.
Госкомрелигий дает пояснение по поправкам:
Целью проекта закона является совершенствование Кодекса о нарушениях, принятого в рамках судебно-правовой реформы, для эффективной ее реализации в правоприменительной практике уполномоченными государственными органами.
Основными задачами проекта являются:
- предусмотреть ответственность за нарушение отдельных норм законодательства о свободе вероисповедания и религиозных организациях;
- устранить имеющиеся коллизии и пробелы в статье 92 Кодекса о нарушениях.
Так, в статье 92 Кодекса о нарушениях выявлены следующие коллизии: в пункте 1 статьи 92 Кодекса указывается, что уклонение руководителя религиозного объединения от регистрации объединения в органах государственного управления влечет наложение штрафа 4 категории. Согласно части 5 статьи 8 закона "О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике" статус религиозного объединения образуется при наличии не менее десяти религиозных организаций единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории страны не менее пятнадцати лет. При практическом применении не представляется возможным составлять протоколы о нарушениях в отношении лиц, совершивших их.
Во-первых, невозможно установить руководителя, так как согласно нормам Гражданского кодекса органы управления формируются на основании учредительных документов (устав, учредительный договор).
Во-вторых, в вышеуказанной статье Кодекса о нарушениях основное словосочетание опирается на "уклонение от регистрации", однако, религиозной организацией (религиозным объединением) признаются организации, которые прошли государственную регистрацию в уполномоченных государственных органах.
В этой связи в правоприменительной практике возникают трудности при квалификации нарушения (осуществление религиозной деятельности без учетной регистрации) по пункту 1 статьи 92 Кодекса о нарушениях.
Также по пунктам 2 и 3 статьи 92 Кодекса о нарушениях законодательством не предусмотрены нормы (правила), предписывающие меры возможного и (или) должного поведения участников регулируемого данной нормой общественного отношения. В законодательстве не закреплены субъективные права, обязанности, запреты или рекомендации, формулирующие правила организации и проведения религиозных собраний, шествий или других церемоний культа, проведение служителем культа или членом религиозного объединения специальных детских (юношеских) собраний либо трудовых, литературных или других кружков (групп). В связи с чем, пункты 2 и 3 статьи 92 Кодекса о нарушениях практически не применяются.
В ходе анализа выявлены пробелы в статье 92 Кодекса о нарушениях. В соответствии с Законом "О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике" предусматриваются нормы о:
- недопустимости вмешательства религиозных организаций или служителей культов в деятельность органов государственной власти или местного самоуправления;
- запрете на распространение литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов религиозного характера в общественных местах, обход квартир, детских учреждений, школ и высших учебных заведений.
Однако данные виды ответственности в Кодексе о нарушениях не предусмотрены.
Текст вносимого изменения составляет более половины текста, в связи с чем проектом закона статью 92 Кодекса о нарушениях предлагается изложить в новой редакции.
Предлагаемая редакция статьи 92 Кодекса о нарушениях состоит из трех частей, в которых предусмотрены конкретные диспозиции и виды ответственности за нарушение норм Закона "О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике".
С учетом текущей религиозной ситуации в стране и тенденции увеличения правонарушений в сфере регулирования религиозной деятельности, а также отсутствия достаточного количества сотрудников Государственной комиссии по делам религий на местах для фиксации нарушений, проектом закона предлагается часть 3 примечания к главе 15 Кодекса о нарушениях дополнить нормой, дающей право Министерству внутренних дел составлять протоколы о нарушениях, так как МВД является органом государственного управления, предназначенным для обеспечения общественного порядка, безопасности личности и общества.
Ввод зафиксированного факта нарушения в Единый реестр нарушений будет осуществляться сотрудником соответствующего государственного органа, составившего протокол о нарушении. Рассмотрение дел о нарушениях в регионах будет осуществляться комиссией, утвержденной совместным приказом ГКДР и МВД в районных отделах внутренних дел в соответствии со статьей 313 Кодекса о нарушениях.