В Кыргызстане ежедневно происходят десятки дорожно-транспортных происшествий. Однако, по словам экспертов, большинство из них не регистрируются дорожной милицией.
В рамках рубрики "ПДД в Кыргызстане — самое важное" мы рассказываем о причинах нежелания водителей обращаться к инспекторам УОБДД, а также о том, как работает закон, если на место ДТП вызывают милицию.
Пресс-секретарь ГУОБДД Тилек Исаев сообщил, что Правила дорожного движения позволяют водителям самостоятельно принимать решение о возмещении материального ущерба.
"Если при незначительных повреждениях и отсутствии пострадавших водители согласны с обстоятельствами происшествия, они могут не вызывать инспекторов, но при этом им следует обратиться в милицию за справкой для ремонта авто, которая будет нужна в СТО. Их попросят написать объяснительную, как произошла авария. Сотрудники милиции осмотрят машину и проверят, не в угоне ли она. После этого им выдадут справки — они бесплатные", — рассказал Исаев.
Он отметил, что, если "кузовщики" примут в ремонт авто, поврежденное в ДТП, без справки из УОБДД, их ждет наказание в виде серьезного штрафа.
Как устанавливают виновника ДТП? По словам представителя ГУОБДД, когда инспекторы прибывают на место аварии, они осматривают место происшествия, опрашивают очевидцев, проводят замеры и составляют схему ДТП.
"Если нет пострадавших, сотрудники дорожной милиции регистрируют факт в Едином реестре нарушений (ЕРН) согласно Кодексу о нарушениях и назначают соответствующие экспертизы. Если есть пострадавшие, на место вызывают следственно-оперативную группу, которая фиксирует факт в ЕРПП и начинает досудебное производство. Назначаются экспертизы, результат которых можно получить в течение трех-десяти рабочих дней", — рассказал Исаев.
Машины в Бишкеке ставят на штрафстоянку выборочно? Ответ УПСМ
По словам эксперта одной из оценочных компаний Бишкека Александра Рубенова (компания занимается автоэкспертизой и оценкой ущерба вследствие ДТП), на основании результатов экспертизы выносят постановление, в котором указывается водитель, нарушивший ПДД.
"Постановление обязывает водителя уплатить штраф государству. Если дело не уголовное, никто не пострадал, причинен ущерб размером меньше миллиона сомов, то пострадавший и виновник ДТП договариваются о компенсации либо разбираются в гражданском судебном порядке. В большинстве случаев люди договариваются сами, без суда, иногда помогает следователь — у него есть полномочия "принудить" стороны к согласию. Если дело уголовное, следователь передает его в суд, в таком случае, помимо штрафов, возможен реальный срок", — рассказал Рубенов.
Он отметил, что судебное разбирательство может затянуться на месяцы, а то и годы. При этом, по словам эксперта, сегодня избежать возмещения материального ущерба гораздо сложнее.
"Если раньше виновник ДТП мог попытаться избежать выплаты, к примеру, сказать, что он безработный, и суд назначал выплату по 100 сомов в месяц, то сейчас на имущество накладывается арест либо судебный исполнитель следит за ответчиком и ждет, пока у него не появится какое-либо имущество, — его сразу арестовывают и продают в пользу пострадавшего", — уточнил специалист.
Почему водители зачастую не вызывают инспекторов на место ДТП? По словам экспертов, водители обычно пытаются избежать приезда милиции, чтобы сэкономить время и деньги.
"Если ДТП несерьезное, оно обойдется гораздо дешевле в плане денег и времени при решении на месте. Бюрократия, большие штрафы и потерянное время отпугивают водителей от оформления инцидента. На мой взгляд, обычное ДТП при среднем ущербе и отсутствии пострадавших должно расследоваться 2-3 дня. Однако на деле процесс, бывает, длится месяц. Все это время машины простаивают на штрафстоянке", — пояснил Рубенов.
Нужно ли уступать дорогу ГБР — правила по спецмашинам с мигалками
Он рассказал, что в большинстве некрупных ДТП экспертиза не требуется, но на деле многое зависит от следователя.
"Допустим, водитель проехал на красный свет светофора и признает вину. В таком случае грамотный следователь указывает на нарушенный пункт правил и выносит постановление. Не нужно ждать итогов эскпертизы, но у нас не всегда так происходит", — отметил Рубенов.
Зампредседателя Союза автомобилистов Кыргызстана Дуйшеналы Токтакунов согласен с экспертом. Он считает, что нынешняя ситуация неудобна как для водителей, так и для милиции.
"Вызывать милицию водителям невыгодно: нужно платить за нарушение ПДД и за штрафстоянку. Прибывшие на место ДТП инспекторы, даже если ситуация ясна, не могут просто оштрафовать водителей и позволить им ехать. Машины водворяют на штрафстоянку, что создает излишнюю бюрократию и неудобства", — сказал Токтакунов.
Пробел в законодательстве? Аварийный комиссар одной из страховых компаний Кайрат Омурбеков оказывает консультационные услуги водителям, попавшим в ДТП. Он рассказал, что автомобилисты не вызывают инспекторов, чтобы не нести лишние расходы.
"Допустим, столкнулись две машины и поврежден бампер. Его ремонт обойдется автолюбителю в 3-4 тысячи сомов. Если вызывают УОБДД, штраф составит 5 500 сомов, также оплачиваются штрафстоянка, экспертиза. Во многих европейских странах и в России милиция приезжает на место ДТП и составляет схему, заполняет протокол и на месте решает ситуацию. У нас нет такой системы. Даже если у машины 5-сантиметровая царапина, ее забирают на штрафстоянку. Я считаю, что это недостаток нашего законодательства", — говорит аварийный комиссар.
Он добавил, что выезжает на место ДТП помогать только водителям, застраховавшим автомобили. Таких в Бишкеке около трех тысяч.