13 сентября 2020, 14:09
Источник akipress.kg
Комментарии
Партия "Кыргызстан" предлагает разграничить налоговые платежи производителей от поставщиков товаров, работ и услуг. Данные меры разработаны в рамках программы партии "ЭЛ YЧYН".
Как отмечает партия, тенденция развития налоговой системы Кыргызстана за последние годы указывает на наличие высокого уровня теневой экономики. По данным Нацстаткома КР, объем теневой экономики в 2018 году составил 133,4 млрд сомов или 23,4% к ВВП.
Для выхода из существующих проблем в фискальной политике следует обратить внимание на налоговую систему, действовавшую до 2009 года, так как широкое применение косвенных налогов стало одной из основных причин прекращения роста экономики, возникновения и расцвета в стране тотальной коррупции. Тогда существовало 5 косвенных налогов: НДС - 20%, налог на автодороги - 0,8%, налог для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций - 1,5%, налог на платные услуги населению - 4%, акцизный налог (с индивидуальными ставками на каждый товар). В результате такой неразумной экономической политики почти все крупные предприятия страны обанкротились, что привело к массовой безработице и выезду сотен тысяч граждан в другие страны в поисках работы.
Если наша страна хочет получить максимальные поступления в бюджет страны от налога предпринимателя на устойчивой основе, то установленные ею налоги должны быть оптимальными. Налоги и иные обязательные платежи не должны превышать 1/3 части дохода предпринимателя, чтобы предприниматель мог использовать оставшуюся часть (2/3) на свои нужды и расширение своего бизнеса. Такое соотношение наблюдается в фискальной политике многих развитых стран мира.
Вместе с тем в Кыргызстане при проведении последней налоговой реформы была принята новая редакция Налогового кодекса, которая вступила в силу в 2009 году и действует по сей день. В данном Налоговом кодексе впервые за многие годы было сокращено количество косвенных налогов и снижены их ставки: ставка НДС с 20% была уменьшена до 12%; три налога - налог на платные услуги населению, налог на автодороги, налог для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций - были объединены в один налог, налог с продаж, составляющий от 1 до 3%.
Однако анализ показывает, что этих мер все еще недостаточно для оптимизации налоговой системы и создания условий для экономического роста в стране. До сих пор остаются высокими количество и ставки косвенных налогов. Они позволяют предпринимателю получить достаточный доход для устойчивой деятельности и расширения бизнеса только, если его бизнес высокорентабельный - 100% и выше (когда предприниматель от каждого вложенного в бизнес сома получает прибыль в размере 2 сомов и выше). Если же рентабельность бизнеса ниже этого уровня, что наблюдается у большинства предпринимателей страны, то получить доход, достаточный для устойчивой деятельности и расширения бизнеса, при существующей налоговой системе до сих пор невозможно.
При сравнении прямых и косвенных налогов можно увидеть, что прямые налоги (подоходный налог, налог на прибыль) являются для производителей продукции более щадящими и справедливыми, чем косвенные (НДС, налог с продаж, акцизы), которые должны быть применимы не к производителям. Косвенные налоги можно успешно применить к непроизводственному сектору, к примеру, в сферах, осуществляющих посреднические услуги.
В целях обеспечения доходности предприятия вначале его создания, в виду необходимости получения достаточного дохода для устойчивой деятельности и расширения бизнеса в будущем, а также в необходимости ухода от реэкспортной государственной политики, партия "Кыргызстан" предлагает предусмотреть для предпринимателей, осуществляющих производство продукции, особые налоговые преференции, т.к. ближайшие соседи (Китай, Казахстан, Россия, Узбекистан) имеют более развитую индустриальную промышленность в отличие от Кыргызстана. Кроме этого следует предусмотреть, что наша страна должна конкурировать по себестоимости выпускаемой продукции, а именно влиять на удешевление стоимости продукции. Результатом данной политики станет увеличение экспортного потенциала, создание новых рабочих мест, повышение ВВП на душу населения, улучшение международного рейтинга "Легкости ведение бизнеса".
Если мы хотим создать условия для стремительного роста экономики как в Сингапуре, Малайзии, Южной Кореи и Китае, мы должны учиться у этих стран. Например, Кыргызстан мог бы использовать опыт КНР, который применялся в стране до недавних пор: в Китае новые предприятия на 2 года были освобождены от налога на прибыль, последующие 3 года - на 50%. Данная мера способствовала новым предприятиям за 5 лет "встать на ноги". КНР смогла привлечь огромный поток иностранных инвестиций и за короткий срок стать современной промышленно-развитой державой, способной конкурировать с ведущими развитыми странами мира.
Между тем партия "Кыргызстан" считает необходимым внедрить нормы в законодательство, по которым иностранный инвестор мог бы быть полноценным хозяином недвижимости, а именно дать возможность осуществить покупку земельного надела в течение определенного срока (к примеру, в течение 5 лет, до полного завершения этапа налоговых каникул).
Кроме этого, партия предлагает предусмотреть нормы, обязывающие инвестора на основании кредитного соглашения ежегодно вносить 20% от полученной прибыли в развитие и расширение бизнеса. Такая мера позволит создать рабочие места, устранить возможность ухода инвестора из страны при получении дохода в режиме налоговых каникул (по окончании 2 лет).
Также, по мнению партии "Кыргызстан, следует обратить большое внимание на необходимость использования в полную мощь рынка Евразийского экономического союза, а также имеющихся таможенных преференций, предоставленных республике парламентом Европейского Союза.
Так, низкие налоги позволят привлечь значительные инвестиции со всего мира. Инвестиции - это экономический рост, улучшение благосостояния народа и пополнение бюджета. Это путь к увеличению числа рабочих мест с высокой заработной платой, а также размера пенсий и пособий, отмечает "Кыргызстан".
Исполнитель: ОсОО "АКИ Кыргызстан"; адрес: г. Бишкек, ул. Московская, 189
Заказчик: ПП "Кыргызстан"
Тираж: 1
Изготовлено: "12" сентября 2020 года.
Оплачено из избирательного фонда Политической партии "Кыргызстан" уполномоченным представителем по финансовым вопросам Шамшидин уулу Разак (свид. № 94, от 06.08.2020 г.).