18 сентября 2020, 12:08
Источник akipress.kg
Комментарии
Государственный комитет национальной безопасности Кыргызстана предлагает предоставить ему функции по отбуксировке автомашин в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны - первых лиц государства.
Соответствующие поправки в "Правила принудительной эвакуации транспортных средств, перемещения их на специализированные стоянки, их хранения и применения блокираторов колес или других видов приспособлений" вынесены на общественное обсуждение.
Так, предлагается внести в Правила следующие изменения:
- пункт 1 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"- в случаях отбуксировки транспортных средств.";
- пункт 2 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
"- отбуксировка транспортных средств - принудительное перемещение транспортного средства с места остановки/стоянки, где проводится охранное мероприятие с участием объектов государственной охраны в другое указанное или согласованное с ответственным сотрудником органа государственной охраны место.";
- дополнить главой 2-1 следующего содержания:
"2-1. Отбуксировка транспортных средств
15-1. Отбуксировка транспортного средства осуществляется с использованием средств эвакуации, принадлежащих ОВД или иным организациям (частным лицам).
15-2. Отбуксировка транспортного средства осуществляется в случаях крайней необходимости (угрозы жизни и здоровью охраняемых органом государственной охраны лиц, создание препятствий (помех) передвижению объектов государственной охраны) по требованию сотрудника органа государственной охраны должностными лицами подразделений безопасности дорожного движения ОВД с места остановки/стоянки, где проводится охранное мероприятие с участием объектов государственной охраны в другое безопасное место, определяемое указанными должностными лицами по согласованию.
Лицо, принявшее решение о принудительной отбуксировке транспортного средства в отсутствие водителя осуществляет действия, предусмотренные в пункте 4 настоящих Правил.
15-3. Перед началом отбуксировки транспортного средства должностное лицо подразделений безопасности дорожного движения ОВД обязан произвести фото или видео-фиксацию транспортного средства без составления протокола о нарушении.
Сотрудником органа государственной охраны, составляется акт, установленной руководителем уполномоченного государственного органа в сфере национальной безопасности формы в трех экземплярах, один из которых остается у лица, составившего акт, второй - вручается должностному лицу подразделений безопасности дорожного движения ОВД и лицу, осуществившему принудительную отбуксировку транспортного средства, третий собственнику (владельцу) транспортного средства.
15-4. При отбуксировке транспортных средств в случаях предусмотренных настоящими Правилами, протокол о нарушении не составляется и взыскания суммы штрафа, оплаты расходов, связанных с перемещением транспортного средства не производится.
15-5. В случае причинения ущерба действиями сотрудника органа государственной охраны, граждане или юридические лица вправе обжаловать указанные действия должностным лицам этого органа, прокурору или в суд, если считают, что эти действия повлекли ущемление их прав, нанесли им вред или причинили убытки.".
ГКНБ поясняет, что поправки направлены на комплексное и качественное обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного или временного пребывания.
Выдержки из справки-обоснования:
Согласно статье 15 Закона лики "Об органах национальной безопасности Кыргызской Республики" органы национальной безопасности осуществляют меры по обеспечению безопасности объектов государственной охраны. При этом, единую систему органов национальной безопасности Кыргызской Республики образуют уполномоченный государственный орган, ведающий вопросами национальной безопасности, его управления по областям, городу Бишкек и подчиненные им городские, районные отделы (отделения), орган государственной охраны, а также органы военной контрразведки.
В статье 3 Закона "О государственной охране" отражено, что основными задачами органа государственной охраны являются прогнозирование и выявление угрозы жизни и здоровью объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы, обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания.
Таким образом, Закон "О государственной охране" наделяет орган государственной охраны полномочиями по комплексному обеспечению безопасности охраняемых лиц в местах постоянного и временного пребывания, а также на автомобильных дорогах их проезда (передвижения) с целью предотвращения и пресечения противоправных действий, посягающих на жизнь и здоровье объектов государственной охраны.
Вместе с этим, в соответствии с абзацем вторым части 3 статьи 12 Закона "О государственной охране", орган государственной охраны имеет право принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств и граждан на отдельные участки местности и объекты, а также по отбуксировке транспортных средств.
Согласно статье 1 вышеуказанного Закона орган государственной охраны осуществляет совокупность правовых, организационных, охранных, режимных, технических мер с целью обеспечения безопасности объектов государственной охраны. В этих целях проводится совокупность охранных мероприятий, осуществляемых уполномоченным государственным органом в сфере национальной безопасности, в том числе с привлечением сил и средств других государственных органов обеспечения безопасности, в местах постоянного или временного пребывания объектов государственной охраны, в том числе на трассах их проезда, направленных на обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защиту охраняемых объектов. Вместе с этим, статьей 5 Закона "О государственной охране" установлено, что орган государственной охраны решает стоящие перед ним задачи во взаимодействии с уполномоченными государственными органами, ведающими вопросами национальной безопасности, обороны, уполномоченным государственным органом в сфере внутренних дел и другими государственными органами.
Тем не менее, в настоящее время при решении указанных задач, в связи с отсутствием четкого правового механизма принудительного перемещения транспортных средств, реализация полномочий органа государственной охраны, предусмотренных законодательством о государственной охране, становится проблематичным и не исполнимыми субъектами правоприменительной практики.
На сегодняшний день некоторые объекты государственной охраны отказались от полного перекрытия автомобильного движения по городу Бишкек на трассах их передвижения, однако при поступлении информации о возможных угрозах жизни и здоровью объектов государственной охраны, орган государственной охраны обязан принимать исчерпывающие меры, направленные на обеспечение безопасности этих лиц. При этом, как показывает мировая практика, покушения на первых лиц государства совершаются на трассах их проезда.
Кроме того, на территории республики, в частности в Чуйской области и по городу Бишкек наблюдается рост интенсивности застройки недвижимости (жилые дома, гостиницы, торгово-развлекательные центры и т.д.) и, соответственно, появляются новые автомобильные дороги и развязки, заезды, выезды для автотранспортных средств, новые пешеходные переходы, подземные либо надземные. В связи с этим данное обстоятельство, т.е. постоянно меняющаяся обстановка при обеспечении безопасности охраняемых лиц на трассах их передвижения, потенциально создает угрозу безопасности жизни и здоровью объектов государственной охраны.
В соответствии с нормами Закона "О государственной охране", одной из задач органа государственной охраны является прогнозирование и выявление угрозы жизни и здоровью объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы, т.е. на основании данной нормы орган государственной охраны должна принимать комплекс мероприятий направленных на полное и непрерывное обеспечение безопасности объектов государственной охраны, в том числе и на автомобильных дорогах/трассах их передвижения.
Таким образом, в целях правового закрепления в подзаконных актах механизма отбуксировки, т.е. принудительного перемещения транспортных средств представляющих реальную угрозу безопасности охраняемых Законом лиц, а также эффективного обеспечения безопасности объектов государственной охраны, предлагается внесение изменений в действующие Правила принудительной эвакуации транспортных средств, перемещения их на специализированные стоянки, их хранения и применения блокираторов колес или других видов приспособлений от 4 апреля 2017 года № 202.