В Кыргызстане малое и среднее предпринимательство является важной составляющей экономики и выступает одним из важнейших объектов проводимых государством реформ, направленных на развитие и улучшение бизнес-среды, привлечение прямых инвестиций, создание эффективно работающей экономической системы для успешного развития государства в целом. Об этом сообщает партия "Кыргызстан".
По данным Нацстаткома КР, за 2019 год на территории Кыргызстана действовало 12 тысяч предприятий, из них 11,3 тысячи - малые предприятия и 700 - средние предприятия. При этом более 61 процента из числа действующих малых предприятий находятся в Бишкеке.
Численность занятых в малых и средних предприятиях за 2019 год составила 87,3 тысячи человек. В 2018 году - 91 тысяча человек.
Согласно исследованию Всемирного банка "Ведение бизнеса 2020", за 2018-2019 годы Кыргызстан вошел в топ-20 стран-реформаторов, улучшив показатели по индикаторам: "Подключение к электросетям", "Налогообложение" и "Получение кредита".
Между тем Кыргызская Республика заняла 80-е место в рейтинге из 190 стран, потеряв 10 позиций в связи с изменением методологии составления индикаторов "Получение разрешений на строительство" и "Защита миноритарных инвесторов", по которым были понижены показатели на 60 и 77 позиций соответственно, что существенно повлияло на рейтинг страны.
Наиболее острой проблемой малого и среднего бизнеса в Кыргызстане является ставка социальных отчислений, уплачиваемых работодателями, которая почти в два раза превышает ставку налога на прибыль, что создает экономическое основание для уменьшения заработной платы субъектами малого и среднего бизнеса.
Также отмечается отсутствие нормативной базы, устанавливающей четкие и понятные требования при получении лицензионных и разрешительных документов, отсутствие прозрачности и открытости процедур лицензирования, отсутствие процедур приостановления и возврата лицензии, дублирование процедур лицензионного контроля с проверками, проводимыми инспекциями госорганов, отсутствие конкретных требований к порядку прекращения действия и аннулированию лицензий и разрешений.
Сохраняются сложности получения различных видов разрешений, а проводимые проверки на предмет соблюдения требований законодательства содержат коррупционные проявления, избыточные требования и не гарантируют безопасности.
Стоит отметить, что с 1 января 2019 года введен мораторий на проверки субъектов предпринимательства сроком на 2 года. В целях защиты прав предпринимателей и исключения потенциальных коррупционных механизмов внесены изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики "О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства", которые предусматривают освобождение новых предпринимателей от проверок на 3 года, сокращение в два раза кратности проверок предпринимателей со стороны санитарно-эпидемиологического надзора, государственные контролирующие органы не вправе проводить внеплановые проверки без подтверждающих сведений и материалов, а также уменьшился срок контрольной проверки до 1 дня.
Тем не менее по опросам предпринимателей остаются претензии к деятельности контролирующих органов, и с повестки бизнес-сообщества не сходит проблема проверок, а их результативность находится под сомнением.
Партия "Кыргызстан" предлагает:
- Сократить количество лицензионно-разрешительных документов, которых насчитывается 240.
- Провести анализ пересмотра ставок тарифов страховых взносов для предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, малого и среднего бизнеса в целях введения соизмеримого тарифа страховых взносов и фокусировки на рост общего объема отчислений в результате изменений, создания экономических стимулов для решения вопросов занятости, а также отказа от выплат заработных плат в "конвертах".
- Пересмотреть Закон Кыргызской Республики "Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности" в части изменения принципа периодического пересмотра нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательство (на данный момент раз в 5 лет).
- Создать понятную и прозрачную систему контроля.
Эффективные законы исключат неэффективные и коррупционные государственные проверки!
Исполнитель: ОсОО "АКИ Кыргызстан"; адрес: г. Бишкек, ул. Московская, 189
Заказчик: ПП "Кыргызстан"
Тираж: 1
Изготовлено: "22" сентября 2020 года.
Оплачено из избирательного фонда Политической партии "Кыргызстан" уполномоченным представителем по финансовым вопросам Шамшидин уулу Разак (свид. № 94, от 06.08.2020 г.).