Последние два месяца главный инфоповод в Кыргызстане — это выборы депутатов Жогорку Кенеша, которые пройдут 4 октября.
За 120 заветных мандатов борются 16 партий. В Жогорку Кенеш пройдут партии, которые преодолеют избирательный порог (семь процентов от числа проголосовавших и 0,7 процента в каждой области).
Поэтому редакция Sputnik Кыргызстан подготовила справку о том, кто такие депутаты, какова история возникновения парламента и для чего он нужен.
Допарламентские времена Органы народного представительства существовали еще в глубокой древности. Правда, они назывались по-иному и имели разные функции. Так, в Древнем Риме было три вида народных собраний, самое важное из которых — трибутные комиции, которые составляли и принимали законы, выбирали ряд чиновников, в том числе военных, также в их ведении были и судебные вопросы. Был и Сенат, он предварительно рассматривал законопроекты, которые потом поступали народному собранию, занимался военными, финансовыми вопросами, ведал внешней политикой. Первоначально в Сенат входили исключительно патриции, затем туда начали допускать и плебеев. Но Сенат не был народным собранием, хотя, конечно, имел ряд функций современного парламента.
В эпоху раннего Средневековья большую роль в государствах выполняли народные собрания. У славян, например, они назывались вече, в нем имели право участвовать главы свободных семей. Наиболее сильным вече было в Новгородском государстве (фактически республика), оно решало даже вопросы войны и мира.
В других европейских странах также имелись подобные собрания. Например, в Англии был Витенагемот, состоящий из представителей духовенства и знати, который давал советы королю, подтверждал его решения. Еще одна функция — утверждение нового короля.
Одним из первых парламентов считается и альтинг (Исландия), который появился в X веке. Это было собрание всех свободных мужчин, которое имело судебные и законодательные функции. Отметим, что в Исландии тогда не было монархии и центрального правительства, поэтому альтинг был очень важен.
О количестве нарушений во время предвыборной гонки рассказал вице-премьер
Что было у древних кыргызов Курултаи и народные собрания, являющиеся формами всенародного волеизъявления, обычно проводились один раз в год, на них обсуждались важные вопросы, актуальные в повседневной жизни народа.
Во время Великодержавия кыргызов существовал совет аксакалов при кагане, состоявший из вождей племен, он исполнял обязанности консультативно-совещательного органа.
Первый парламент Как видим, "прообразов" нынешнего парламента было много. Но первое собрание, которое получило название "парламент", было сформировано в Англии. Оно получило название от французского слова parler – говорить, так как в Англии вся знать тогда говорила на французском.
В начале XIII века бароны обязали короля Иоанна I (Джон Безземельный) подписать Великую хартию вольностей. По ней король не мог вводить новые налоги без согласия "общего совета королевства". Уже при его сыне Генрихе III бароны во главе с Симоном де Монфором смогли создать парламент, в который помимо духовенства и высшей знати попали по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города. Победив де Монфора, следующий английский король Эдуард I все равно был вынужден созывать парламент, чтобы получать согласие на новые налоги и субсидии. Отметим, что претенденты на престол во времена Алой и Белой розы старались подкрепить свои претензии и закрепить захват трона парламентскими актами.
Парламенты были и в других странах. В Испании это были кортесы, во Франции — Генеральные штаты. Последний был создан в начале XIV французским королем, чтобы иметь дополнительную поддержку во время борьбы с Папой Римским.
Интересно, что во Франции помимо штатов были региональные парламенты, самым влиятельным из которых был парижский. Но он несмотря на свое название являлся судебным органом. Еще более интересный факт — места в парижском парламенте были в свободной продаже, а действующий член мог передать его по наследству своему сыну. При этом была неплохая скидка — нужно было уплатить лишь одну шестидесятую часть стоимости. Подчеркнем еще раз, парламентом в современном понимании этого слова он не был, а являлся судебным органом.
Как распределят мандаты в ЖК и сколько их может получить одна партия
Парламенты в Кыргызстане: в советский период и во время независимости 24 июня 1938 года впервые состоялись общенародные выборы в Верховный Совет Киргизской ССР. Всего в советское время было 12 созывов, последний из которых известен как "легендарный парламент". Именно он принял Декларацию о независимости и избрал первого президента — Аскара Акаева. Количество депутатов в советское время менялось, в первом созыве было 284 человека, а затем их число выросло до 350. Причем Верховный совет работал не постоянно, а собирался два раза года на сессии и состоял из представителей рабочих профессий, в частности депутатами были чабаны и рабочие. Правда, между сессиями работал Президиум Верховного совета.
В 1995 году был избран первый созыв парламента (сейчас мы выбираем седьмой) в истории независимого Кыргызстана. Первые два были двухпалатными и состояли из Законодательного собрания и Собрания народных представителей.
Все остальные созывы были однопалатные, а начиная с четвертого ЖК избирался по партийным спискам (до этого выборы были по округам). Количество депутатов менялось от 60 в первом созыве до 120 в последних двух. До конца срока не доработали три созыва: легендарный парламент из-за самороспуска, а также третий и четвертый (из-за апрельской революции).
Неприятная правда о депутатах — крик души заслуженного юриста Кыргызстан
Какие функции у Жогорку Кенеша У отечественного парламента огромное количество полномочий. Ниже мы перечислим только самые важные:
- принимает законы, ратифицирует и денонсирует международные договоры;
- решает вопросы об изменении границ;;
- утверждает республиканский бюджет;
- издает акты об амнистии;
- выбирает премьер-министр и членов правительства (кроме глав ГКНБ и ГКДО);
- может отправить правительству в отставку;
- назначение и снятие генпрокурора, председателя Нацбанка и судей Верховного суда проходит только по согласию Жогорку Кенеша;
- вводит чрезвычайное положение, утверждает или отменяет указы президента по этому вопросу;
- решает вопросы войны и мира; введения военного положения; объявления состояния войны; утверждения или отмены указы президента по этим вопросам;
- решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами КР;
- может лишить статуса экс-президента бывшего главу государства.