4 октября 2020, 23:48
Источник akipress.kg
Комментарии
Сегодня в Бишкеке прошли парламентские выборы. Он прошел в условиях набирающей обороты второй волны эпидемии коронавируса.
Указ о проведении выборов был подписан президентом Жээнбековым 3 июля, в самый разгар первой волны эпидемии. С того времени в стране от коронавируса официально умерли 946 человек (на 3 июля официальная статистика смертности составляла 120 человек) и заболели 44920 человек.
Многие алгоритмы проведения всеобщих выборов при пандемии ЦИК взяла из зарубежного опыта, в первую очередь из южнокорейского. Но как всегда это бывает, успешный зарубежный опыт в отечественных условиях превратился, например, в отсутствие социального дистанцирования. Кроме того, в течение дня появлялись противоречивые советы - больных просили приходить на голосование после 18.00, говорили об отдельных кабинках для больных, а министр здравоохранения Абдикаримов просил врачей из "красной зоны" вообще не голосовать.
Нервозность от нарастающей пандемии нарастает. Сегодня по статистике выявлены 244 новых случая коронавируса, то есть вернулись к показателям середины августа. В Жалал-Абадской области сегодня выявили 79 случаев, такая статистика в области была на конец июля - начало августа.
...
Перенос выборов был не уместен по нескольким причинам. Президент Жээнбеков в интервью "Биринчи радио" говорил, что перенос мог привести к вакууму власти и дестабилизации. Вообще-то, это также нарушает Конституцию страны. Однако, за перенос выборов выступали несколько оппозиционно настроенных партий.
Если сопоставить появившиеся в прошлом году слухи о новых союзах и сложившихся реальных союзах, подготовка к выборам началась, как минимум, осенью прошлого года. В такой ситуации перенос выборов означал бы срыв планов и, конечно, дополнительные ресурсы в период экономического и финансового кризиса.
Но главная причина в проведении выборов в период пандемии - политическая. VI созыв был избран при Атамбаеве, и непостоянство этого созыва был ясно многим. Конечно, не должно было быть чрезмерных иллюзий относительности лояльности и нового созыва. И все-таки, с VII созывом президент Жээнбеков встретит в 2023 году окончание срока своих полномочий. И встанет серьезный вопрос - вопрос транзита власти. Поэтому с новым составом ЖК можно будет попробовать альтернативные варианты. Возможные варианты - изменение Конституции в любую сторону: как в сторону усиления президентской, так и парламентской формы правления. Во втором варианте предстоит усиление роли премьер-министра.
...
Предварительные итоги голосования (на 23-20 4 октября) показывают, что по составу и контролю Жогорку Кенеша все поставленные задачи полностью выполнены - в парламент проходят готовая коалиция- триумвират 3 партий и плюс одна номинально оппозиционная партия. Поэтому вопросов с созданием коалиции и назначением премьер-министра не должно возникнуть.
В истории Кыргызстана парламента из 4 партий пока еще не было. Правда, меньше один раз было. При президенте Курманбеке Бакиеве на выборах 2007 года в Жогорку Кенеш прошли только 3 партии, а президентская партия "Ак Жол" единолично имела конституционное большинство.
Но помимо плюсов есть и риски. Небольшое количество партий в Жогорку Кенеше суживает его легитимность. Что хуже, партии, которые не попали в парламент, могут влиться во внесистемную оппозицию и выводить людей на улицу.