22 октября 2020, 15:06
Источник akipress.kg
Комментарии
В Жогорку Кенеш 22 октября 2020 года внесен законопроект о приостановлении действия некоторых норм конституционного закона "О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР".
Законопроект инициирован депутатами Акылбеком Жапаровым, Талантом Мамытовым, Канатбеком Исаевым, Омурбеком Текебаевым, Исой Омуркуловым, Алтынбеком Сулаймановым, Жыргалбеком Турускуловым, Нурбеком Алимбековым, Омурбеком Бакировым.
Проект закона:
Статья 1.
В целях стабилизации общественно-политической, эпидемиологической и связанной с ней экономической ситуации в стране, повышения уровня доверия населения к выборному процессу и в связи с необходимостью учета мнений наиболее широких слоев общества приостановить действия статей 38 и 63 конституционного Закона Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики" от 2 июля 2011 года № 68 до окончания проведения конституционной реформы.
Статья 2.
Установить, что проведение конституционной реформы, предусматривающей внесение изменения в действующую Конституцию Кыргызской Республики, должно быть закончено не позднее 10 января 2021 года.
Статья 3.
В связи с признанием проведенных 4 октября 2020 года выборов депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики недействительными повторные выборы либо новые выборы депутатов Жогорку Кенеша проводятся после проведения конституционной реформы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, но не позднее 1 июня 2021 года.
Статья 4.
1. Настоящий конституционный Закон вступает в силу со дня официального опубликования и действует до проведения конституционной реформы.
2. Правительству Кыргызской Республики и Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики:
- привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим конституционным Законом;
- принять необходимые меры, вытекающие из настоящего конституционного Закона.
СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ
к проекту конституционного Закона "О приостановлении действия некоторых норм конституционного Закона КР "О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР"
Необходимость принятия настоящего конституционного Закона продиктовано рядом обстоятельств, а также сложившейся общественно-политической ситуацией в стране.
Прошедшие в стране 4 октября 2020 года исключительно по партийной системе выборы депутатов Жогорку Кенеша провалились, и, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов собственное решение об итогах голосования отменила и признала выборы недействительными.
В результате народных волнений Правительство ушло в отставку. В соответствии с Конституцией сформировано новое Правительство. Действующий Президент 15 октября 2020 года вынужден был подать в отставку. Торага Жогорку Кенеша отказался принимать полномочия Президента. Исполнение полномочий Президента перешли к Премьер-министру, который пришел на волне общественных волнений, требующих отставки действующей власти и проведения конституционной реформы.
Следует заметить, что в настоящее время парализована деятельность Центральной избирательной комиссии, требуется восстановление деятельности Жогорку Кенеша и здания, в котором расположены Жогорку Кенеш и Президент. Уточненный дефицит бюджета на 2020 год и расходы по подготовке работы ко второй волне пандемии КОВИД 19 превышает более 36 млрд. сомов.
По предварительным расчетам нанесен ущерб в размере около 450 млн. сомов. Для разрешения возникшей ситуации предлагается приостановить проведение досрочных выборов Президента и повторных выборов депутатов Жогорку Кенеша и провести конституционную реформу. Действующий Жогорку Кенеш не может находиться в стороне и должен приложить все усилия вместе с Правительством и Премьер-министром для проведения конституционной реформы.
Жогорку Кенеш должен создать правовые условия для проведения конституционной реформы. В этой связи разработан и вносится на рассмотрение прилагаемый проект конституционного Закона "О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР".
Законопроект предусматривает приостановлениe действий статей 38 и 63 конституционного Закона "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики", которыми регламентированы порядок проведения досрочных выборов Президента и повторных выборов депутатов Жогорку Кенеша, до окончания проведения конституционной реформы.
Статья 2 законопроекта гласит, что проведение конституционной реформы предусматривает внесение изменения в действующую Конституцию, а также приведение законодательства о выборах и о Правительстве в соответствие с конституционными изменениями, которое должно быть закончено не позднее 10 января 2021 года. И в этой связи в статьях 3 законопроекта предусматриваются, что сроки проведения выборов депутатов Жогорку Кенеша будут назначены после проведения конституционной реформы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, но не позднее 1 июня 2021 года.
Необходимость принятия законопроекта продиктовано, как отмечено выше требованиями народа по изменению существующей модели государственного устройства, избирательной системы и установлению ответственной и справедливой власти. Приостановление проведения досрочных и повторных выборов на данный момент также связано с тяжелой ситуацией в стране, снижением экономической активности бизнес структур в силу сложившейся ситуации, уменьшением доходной части бюджета, а также с учетом эпидемиологической ситуации в стране, распространением количества зараженных от КОВИД 19 в стране. Следует заметить, что в настоящее время началась вторая волна пандемии (COVID19) по всему миру и в Кыргызской Республике.
Необходимо также отметить, что в настоящее время дефицит республиканского бюджета составляет более 36 млрд сомов.
Данный законопроект направлен на стабилизацию социально-экономической ситуации, восстановление правопорядка и безопасности в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
Следует заметить, что результаты проведенного анализа законопроекта показали, что его положения не противоречат Конституции и другим нормативными правовым актам и актам международного законодательства.
Законопроект не направлен на урегулирование предпринимательской деятельности. В связи с чем проведение АРВ не требуется.
Одновременно отмечаем, что принятие законопроекта негативных правовых, правозащитных, экономических, социальных и коррупционных гендерных и экологических последствий за собой не повлечет
Законопроект не требует дополнительных финансовых средств из государственного бюджета.
В соответствии со статьей 22 Закона "О нормативных правовых актах Кыргызской Республики" законопроект был размещен на официальном сайте Жогорку Кенеша по результатам, которого замечания и предложений по нему не поступало.