24 октября 2020, 14:22
Источник sputnik.kg
Комментарии
"Я понимал, что если продолжу учебу в университете, то стану одним из тех старшекурсников, которые забыли про образование и все время посвящают компьютерным играм и девушкам, тратя деньги родителей", — откровенничает 22-летний бизнесмен.
Несмотря на молодой возраст, сейчас у Санжара Маматова все по-взрослому. Он руководит школой программирования, занимается разработкой учебных программ и собирается провести крупный международный конкурс для школьников.
— Расскажите о себе.
— Мне 22 года. Я родился в Бишкеке в семье медиков. Казалось бы, должен был пойти по их стопам, но с самого детства родители отговаривали меня идти в медицину. Дело в том, что отец работает гематологом, то есть лечит от болезней, связанных с кровью, а в этой отрасли самая высокая смертность.
Зарабатывал бешеные деньги на детских видеороликах — история кыргызстанца
Часто бывало, что к нему привозили пациента в терминальной стадии и он умирал прямо на кушетке. Соответственно родственники начинали винить врача, но никак не себя, хотя сами вовремя не обратились за медицинской помощью. Вот такие разговоры матери и отца я слышал все детство. Родители не хотели для меня такой жизни — связанной со смертью, с людской неблагодарностью, да еще и за очень маленькие деньги.
Также я часто наблюдал за конфликтами отца с вышестоящими лицами и решил, что никогда не буду работать на кого-то — только на себя.
© Sputnik / Табылды КадырбековСанжар Маматов: я часто наблюдал за конфликтами отца с вышестоящими лицами и решил, что никогда не буду работать на кого-то — только на себя — Поступая учиться на программиста, вы уже знали, что ваша специальность станет самой высокооплачиваемой не только в Кыргызстане, но и во всем мире?
— Нет. Изначально я мечтал поступить в Американский университет в Центральной Азии, изучать управление бизнесом. Я успешно сдал экзамены, но мне дали только 50 процентов скидки. То есть в год нужно было платить около 3 500 долларов.
Тогда я поступил в еще один университет по программе Россотрудничества. Ежегодно Российская Федерация предоставляет большое количество квот в разных вузах, и я поступил на бюджет в Томский государственный университет на IT-направление. Подумал, что там учиться гораздо перспективнее, и отправился в Россию.
— Вам дорого обошлась учеба в Томске?
— Нет, учеба была бесплатной, нам даже выдавали стипендию в 3 000 рублей. Жили мы в общежитии, за которое нужно было платить 600 рублей в год. При этом никто не ставил тебе условий: мол, после учебы ты должен отработать там несколько лет.
Как Boeing стал пользоваться услугами молодого кыргызстанца — история успеха
— Мои родители рассказывали о жизни в общежитии, и на мой вкус это не для слабонервных. Например, меня особенно испугали тараканы и то, что кто-то может украсть мою сковороду жареной картошки.
— Тараканы в любом случае были, и они есть до сих пор. Как мы их только не травили! Вопрос лишь в том, встречаю ли я 10 тараканов в день или одного в неделю. А вот проблем с едой не было: у нас стояли холодильник, микроволновка, мультиварка. У кого-то даже телевизор с приставкой. Это все студенты покупали за свой счет, а потом перепродавали первокурсникам.
Вообще, в Томске очень приветливые люди, там живут граждане из всех стран СНГ. Благодаря этому городу я стал более коммуникабельным. До этого учился в 61-й школе, и все время у меня были только уроки-уроки-уроки, а в Томске я научился общаться, говорить "нет" — когда живешь в одной комнате с тремя парнями, это очень важно.
— А правила в общежитии строгие?
— Например, там нельзя было курить и употреблять спиртное. Элементарно девочки и мальчики жили отдельно друг от друга. По общежитию навешаны камеры, и если парень с девушкой ночь провели в одной комнате, их сразу же выселяли.
Правила строгие, но не скажу, чтобы они сильно сдерживали, многие нарушали их на свой страх и риск.
— 61-я школа считается одной из лучших в республике. Легко вам было учиться в Томске с такой внушительной базой?
— Что касается математики, то с этим проблем не было, а вот знаний по информатике было недостаточно. Однако нам преподавали слишком много предметов, цель которых для меня была неясна. Мне хотелось больше практики.
Очень быстро мне наскучила учеба. Я вдруг осознал: либо у меня появится интерес к учебе, либо я погружусь в молодежную жизнь: мне встречалось много старшеклассников, у которых было много "хвостов", но они все свободное время сидели в компьютере и общались с девушками, тратя родительские деньги.
Это был ужас! Мне пришлось жить в самом страшном районе Берлина — кыргызстанка
В конце первого курса я убедился, что учиться больше не хочу. Позвонил родителям и сказал, что вернусь, поступлю в бишкекский вуз и буду самостоятельно изучать программирование. Они посоветовали делать выбор самому.
Когда я вернулся домой, пришлось несладко: на меня давило все окружение. Говорили, что это был очень перспективный вуз, очень интересное направление. В общем, прессинга было много.
— Легко ли вы нашли себя в Бишкеке?
— Нет, но я был готов, что так и будет. Поступил на бюджет в Политех, но там обучение не очень эффективное: все, что мы прошли за полгода в Томске, там давали на протяжении трех лет.
Я сам нашел какие-то курсы в интернете, но заниматься было сложно: не было человека, который бы объяснял, что и как нужно изучать. К счастью, я нашел хорошие курсы в Бишкеке, и это стало для меня толчком. Я наконец понял, что такое программирование.
© Sputnik / Табылды КадырбековСанжар Маматов: потерпев неудачу с трудоустройством, понял: надо начинать. Так появились курсы обучения детей программированию. — Вам удалось сразу найти работу?
— Нет. Если честно, единственная моя работа по найму — это когда в девятом классе стал официантом. Я пытался устроиться в call-центр и на стажировку программистом, но мне везде отказали. И тогда я решил открыть свое дело.
Мне было всего 18 лет, я мечтал о своем бизнесе. Даже планировал делать куруты на палочке. Однако до реализации дело так и не доходило, ведь было страшно. Потерпев неудачу с трудоустройством, понял: надо начинать. Так появились курсы обучения детей программированию.
— Где вы нашли деньги на открытие бизнеса?
— Что касается вложений, то мне понадобилось всего 5 000 сомов! 2 500 я потратил на покупку в интернете книги "Изучение программирования через Minecraft". Ну это же то, что нужно — обучать детей через компьютерную игру! Сначала я, конечно, хотел найти ее в бесплатном доступе, но мне не удалось этого сделать, и пришлось потратиться.
В 23 года я заработал первый миллион — история простого кыргызстанца
Остальные деньги вложил в рекламу на популярных инстаграм-пабликах. Свой первый зал я снял бесплатно — договорился со знакомыми, он у них все равно по выходным простаивал. Сначала было всего три ученика, но, почувствовав их заинтересованность, я понял, что двигаюсь в правильном направлении.
Тогда, в 2016 году, таких школ практически не было, кажется, на рынке работали лишь четыре игрока. Сейчас в Бишкеке их минимум 80.
— У вас прям сразу все получилось?
— Нет. Например, дизайн я делал сам, и это было максимально уродливо. У меня ушло много времени, чтобы понять: те вещи, которые я не могу делать хорошо, лучше делегировать.
Когда у меня получилось собрать команду профессионалов, дела пошли в гору. За 4 года мы обучили программированию около 2 тысяч ребят. До эпидемии коронавируса у нас было 7 филиалов по Бишкеку.
— Какую самую большую сумму вы заработали в месяц?
— Если смотреть на доходы, то примерно 300-350 тысяч сомов. Но если вычесть из них расходы, получится, что наша маржа всего 30 процентов. То есть, если мы заработали 300 тысяч, наша прибыль составляет только 90 тысяч, остальное — расходы.
— Как вы нашли преподавателей?
— В прошлом году нам нужно было для нового филиала сразу 8 учителей. Поступило около 80 заявок, из них мы с трудом отобрали троих преподавателей. Это очень сложно! Представьте, что человек без опыта заходит в класс, наполненный детьми. К тому же у них перед глазами компьютер. Да кто его будет слушать?
В 43 года остался без работы, а сейчас завален заказами. История кыргызстанца
Пожалуйста, не обвиняйте меня в сексизме, но мне кажется, что эта профессия гораздо больше подходит девушкам, чем парням. Молодые люди относятся к работе безответственнее, они могут опоздать на урок или не подготовиться к занятиям. Девушки намного лучше справляются.
— Вот что странно: на ваше объявление пришло 80 заявок, а в обычные школы учителя почему-то не идут.
— Чтобы работать в школе, обязательно нужно высшее образование, желательно педагогическое. Нам, например, это не обязательно, мы работаем и со студентами. Даже не важно, чтобы они учились по IT-специальности, главное, чтобы прошли нашу аттестацию.
Второй момент — зарплата. Если не ошибаюсь, учитель получает до 50 сомов за урок. На таких курсах, как у нас, зарплата составляет 250-300 сомов в час.
Кроме того, в школах нужно трудиться полный рабочий день. Это при том, что в классе 30-40 учеников. Естественно, очень сложно работать в таких условиях.
© Sputnik / Табылды КадырбековСанжар Маматов: мне очень хочется разрушить стереотип, что программирование — это очень сложно. Нужно, чтобы дети поняли, насколько это просто и интересно. — Можно ли сказать, что после ваших курсов дети сразу могут устроиться на работу?
— С этим связан один из самых больших провалов в моей деятельности. Мы почти год потратили на то, чтобы создать курс: вот ребенок его пройдет и станет очень хорошим программистом. К разработке было привлечено много специалистов, и мы были в восторге от результата.
В итоге оказалось, что через пару месяцев учебы на этом курсе от тебя уходит половина учащихся — им просто становится неинтересно. Потом у тебя остаются всего 2-3 ученика в группе, и курс становится убыточным. Программа оказалась очень тяжелой. Пришлось осознать, что мы создали никому не нужный продукт.
Над моей идеей смеялись, а зря! Как кыргызстанец создал искусственный ледник
Дело в том, что у детей нет нужды зарабатывать. Для них приоритет — учеба в школе. Были ученики, которые увлекались и посвящали нашим занятиям слишком много времени, но потом у них начинались проблемы в школе. Естественно, родители были этим недовольны и требовали прекратить сидеть столько времени за компьютером.
Тем не менее многие ученики нашей школы занимали на олимпиадах первые места по программированию. Один шестиклассник рассказал, что российское брачное агентство заказало у него сайт за 5 тысяч рублей. Он советовался со мной, как это лучше реализовать. Не знаю, как он смог договориться, скорее всего, скрыл свой возраст.
— Как коронакризис повлиял на вашу работу?
— Еще в декабре мы поняли, что расти больше некуда. Можно выходить в регионы или другие страны, но это процесс непростой и достаточно затратный. Коронавирус заставил нас искать что-то новое в ускоренном темпе.
Когда началась пандемия, мы решили создать новый проект — онлайн-игру, которая обучает детей программированию. Там есть персонаж, с которым нужно проходить определенные обучающие квесты. Эту программу мы запустили буквально три недели назад. Сейчас она находится на стадии тестирования — мы исправляем ошибки, что-то доделываем, "допиливаем".
Несмотря на то что мы не занимаемся продвижением, к нам уже подключились более тысячи пользователей. Мы просто разослали ссылку на игру учителям информатики, а они показали это своим ученикам.
— Насколько я знаю, вы собираетесь организовать олимпиаду для детей.
— Да, в прошлом году мы уже проводили этот конкурс, в нем участвовало около 1 000 учеников. Дети создавали свои игры и мультфильмы. Затем жюри отобрало финалистов, и они получили ноутбуки.
В этом году планируем провести состязание по всей Центральной Азии, чтобы участвовали дети не только из Кыргызстана, но и из Узбекистана, Таджикистана и Казахстана. Планируется, что у нас будет около 20 тысяч участников с пятого по одиннадцатый класс.
Поступок двух парней разрушил мой бизнес — история кыргызстанки
Так как во многих семьях нет компьютеров, мы сделали так, чтобы детям для участия нужен был только сотовый телефон с выходом в интернет. Для нас важно, чтобы в конкурсе участвовало как можно больше детей.
Призовой фонд составит 5 тысяч долларов, а победители получат ноутбуки. Мы хотим выявить детей с большим потенциалом и дать им возможность учиться дальше. Мне очень хочется разрушить стереотип, что программирование — это очень сложно. Нужно, чтобы дети поняли, насколько это просто и интересно.