Депутаты Жогорку Кенеш вынесли на общественное обсуждение новый проект Конституции и законопроект о референдуме.
Предлагается назначит референдум (всенародное голосование) на всей территории Кыргызстана на 10 января.
Выдержки из справки-обосновании:
Введение института Народного Курултая, переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за форсирование и работу правительства, уточнение института парламента по численному составу и другие, так сказать, новшества.
Курултай
- Законопроектом предлагается установление высшего совещательного, консультативного и координирующего органа народовластия в форме Народного Курултая (статья 7 Конституции).
- Народный Курултай осуществляет свою работу во взаимодействии с президентом, Жогорку Кенешем, государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами.
- Народный Курултай в числе своих полномочий наделяется правом заслушивать отчеты торага Народного Курултая, президента, торага Жогорку Кенеша, вносить предложения о несоответствии занимаемой должности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
- Порядок формирования, а также организация и деятельность Народного Курултая предполагается регулировать Конституцией и конституционным законом.
Президент
- Президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть. Он определяет основные направления внутренней, внешней политики государства и может быть избранным на 5 лет, но не более двух сроков.
- Переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за формирование и работу правительства предполагает, что Президент должен назначать главу правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов. Это назначение осуществляется с согласия Жогорку Кенеша.
- Президент вправе освободить по собственной инициативе или по предложению Народного Курултая министров и председателей государственных комитетов, может назначать руководителей иных органов исполнительной власти, глав местных государственных администраций и освобождать их от должности.
- Президент наделяется правом вносить законопроекты в Жогорку Кенеш и обращаться к народу с ежегодными посланиями о положении дел в стране.
- С учетом уроков событий октября 2020 года предлагается установить, что в случае досрочного прекращения президентом своих полномочий по указанным в Конституции причинам его полномочия до избрания нового президента исполняет глава правительства.
- В случае невозможности исполнения полномочий президента главой правительства полномочия президента осуществляет торага Жогорку Кенеша.
- С учетом требований народных масс о переформатировании институтов президента и правительства одновременно предлагается определить численный состав Жогорку Кенеша в количестве 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. При этом порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша будет устанавливаться конституционным законом. Представительство депутатов в Жогорку Кенеше, избираемых по мажоритарной или пропорциональной системе (по партийным спискам), будет определяться конституционным законом.
- Формирование правительства главой государства предусматривается осуществлять с согласия парламента. Жогорку Кенеш будет заслушивать ежегодные послания и выступления Президента.
- Парламент наделяется и другими полномочиями, предусмотренными Конституцией и законами КР.
- С учетом практики законодательной деятельности предлагается расширить число субъектов законодательной инициативы, с включением в их число президента и главы правительства, Конституционного и Верховного судов по вопросам их ведения.
- Правительство состоит из главы правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.
- Структура и состав правительства определяются президентом.
- Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства.
Также для оптимизации числа сотрудников государственных структур предлагается в Конституции предусмотреть, что деятельность правительства обеспечивается администрацией президента.
Предлагается Конституционную палату вывести из состава Верховного суда, образовав Конституционный суд с компетенцией, определенной в Конституции и конституционном законе. При этом к полномочиям Конституционного суда отнесены дополнительно: рассмотрение и дача официального толкования Конституции по запросу президента, Жогорку Кенеша и Верховного суда, разрешение споров о компетенции между ветвями государственной власти, а также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.
Предлагается уточнить порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, где такие поправки могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению президента, большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей.