17 ноября 2020, 23:42
Источник akipress.kg
Комментарии
На общественное обсуждение вынесен проект закона "О Конституции" [новая редакция (53,29kb)], инициированный 80 депутатами Жогорку Кенеша. Депутаты предлагают провести по нему референдум 10 января 2021 года - в день досрочных президентских выборов.
Как сообщают инициаторы, необходимость конституционной реформы обусловлена множеством факторов, в числе которых существующие противоречия и пробелы в положениях действующей Конституции, неэффективность установленной системы власти и отсутствие механизмов ее ответственности.
Основными новеллами в проекте новой редакции Конституции при сохранении значительного числа уже проявивших свою правовую направленность конституционных норм, предлагаются уточнение и компоновка по направлениям всех прав и свобод граждан, введение института народного курултая, переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за формирование и работу правительства, уточнение института парламента по численному составу и другие законодательные новшества.
Так, законопроектом предлагается установление высшего совещательного, консультативного и координирующего органа народовластия в форме Народного курултая (статья 7 Конституции).
Народный курултай в числе своих полномочий наделяется правом заслушивать отчеты спикера Народного курултая, президента, спикера Жогорку Кенеша, вносить предложения о несоответствии занимаемой должности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
Порядок формирования, а также организация и деятельность Народного курултая предполагается регулировать Конституцией и конституционным законом.
Проектом закона предусматривается унифицировать все права и свободы человека по направлениям: личные права и свободы, политические права, экономические и социальные права, гарантии прав и свобод человека, права и обязанности человека.
Значительному пересмотру с учетом требований народных масс подвергнут раздел III Конституции "Органы государственной власти".
В частности, в главе I "Президент" институт президента претерпел изменения, где президент является главой государства и возглавляет исполнительную власть Кыргызской Республики. Он определяет основные направления внутренней, внешней политики государства и может быть избранным на 5 лет, но не более двух сроков.
Переформатирование институтов президента и правительства с возложением на главу государства ответственности за формирование и работу правительства предполагает, что президент должен назначать главу правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов. Это назначение осуществляется с согласия Жогорку Кенеша.
Президент вправе освободить по собственной инициативе или по предложению Народного курултая министров и председателей государственных комитетов, может назначать руководителей иных органов исполнительной власти, глав местных государственных администраций и освобождать их от должности.
Президент наделяется правом вносить законопроекты в Жогорку Кенеш и обращаться к народу с ежегодными посланиями о положении дел в стране.
Предлагается установить, что в случае досрочного прекращения президентом своих полномочий по указанным в Конституции причинам его полномочия до избрания нового президента исполняет глава правительства.
В случае невозможности исполнения полномочий президента главой правительства полномочия президента осуществляет спикер Жогорку Кенеша.
Также предлагается определить численный состав Жогорку Кенеша в количестве 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. При этом порядок избрания депутатов Жогорку Кенеша будет устанавливаться конституционным законом. Представительство депутатов в Жогорку Кенеше, избираемых по мажоритарной или пропорциональной системе (по партийным спискам), будет определяться конституционным законом.
Формирование правительства главой государства предусматривается осуществлять с согласия парламента. Жогорку Кенеш будет заслушивать ежегодные послания и выступления президента.
Парламент наделяется и другими полномочиями, предусмотренными Конституцией и законами Кыргызской Республики.
Предлагается расширить число субъектов законодательной инициативы, с включением в их число президента и главы правительства, Конституционного и Верховного судов по вопросам их ведения.
Изменение конституционного статуса президента и правительства влечет за собой необходимость изменения положений главы III Конституции "Исполнительная власть".
Повышение роли и ответственности главы государства предусматривает, что исполнительную власть в Кыргызской Республике осуществляет президент и подчиненное ему правительство.
Президент руководит деятельностью исполнительной власти, дает поручения правительству и подчиненным ему органам, контролирует исполнение своих поручений, отменяет акты правительства и подчиненных ему органов, временно отстраняет от должности министров и председателей государственных комитетов.
Устанавливается, что правительство состоит из главы правительства, его заместителей, министров и председателей государственных комитетов.
Структура и состав правительства определяются президентом.
Президент вправе председательствовать на заседаниях правительства.
Также для оптимизации числа сотрудников государственных структур предлагается в Конституции предусмотреть, что деятельность правительства обеспечивается администрацией президента.
Предлагается Конституционную палату вывести из состава Верховного суда, образовав Конституционный суд с компетенцией, определенной в Конституции и конституционном законе. При этом к полномочиям Конституционного суда отнесены дополнительно: рассмотрение и дача официального толкования Конституции по запросу президента, Жогорку Кенеша и Верховного суда, разрешение споров о компетенции между ветвями государственной власти, а также дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против президента.
Одновременно предлагается установить, чтобы жалобы на нарушения прав и свобод граждан принимались Конституционным судом, если исчерпаны все внутригосударственные средства судебной защиты.
Предлагается, чтобы судьи Конституционного суда и Верховного суда избирались до достижения предельного возраста. При этом из числа судей названных судов президент с согласия Жогорку Кенеша назначает председателя и заместителей председателя данных судов сроком на 5 лет.
Применительно к местным судам предлагается аналогичный порядок, когда из числа судей местных судов президент по представлению Совета по отбору судей назначает председателей местных судов и их заместителей сроком на 5 лет.
С учетом вводимых новой редакцией Конституции изменений предлагается уточнить порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию, где такие поправки могут приниматься Жогорку Кенешем по предложению президента, большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша либо по инициативе не менее 300 тыс. избирателей.
Статьями 2-6 законопроекта предусматриваются порядок подписания и вступления в силу принятого в установленном порядке закона и переходные положения с указанием полномочий применительно к вновь избранному главе государства, правительству.
Также переходными положениями предлагается, чтобы до избрания выборных органов и назначения должностных лиц всех уровней в соответствии с Конституцией в редакции настоящего закона, выборные и назначаемые государственные органы и должностные лица продолжали осуществлять свои полномочия.
В частности, выборы депутатов Жогорку Кенеша проводятся в соответствии с Конституцией в редакции настоящего закона и законодательством, формируемым в соответствии с данной Конституцией.
Судьи Конституционной палаты Верховного суда сохраняют свои полномочия до формирования Конституционного суда в соответствии с Конституцией.
Судьи Верховного суда сохраняют свои полномочия на весь срок их избрания, а действующие судьи местных судов сохраняют свои полномочия на весь срок их назначения.