За сутки по Кыргызстану зарегистрировано 177 преступленийУзбекистан передал Кыргызстану гумпомощь в виде 3 тыс. тонн пшеницы

Как меняется соотношение сил между ЖК и президентом в проекте Конституции

 

Фотографии: sputnik.kg

18 ноября 2020, 10:11       Источник sputnik.kg       Комментарии

Проект новой редакции Конституции КР вынесли на общественное обсуждение. Он предлагает усиление полномочий президента и перераспределение полномочий между институтами президента, парламента и исполнительной властью.
Sputnik Кыргызстан сравнил одни из ключевых статей предлагаемой и действующей редакции Основного закона и выяснил, как может измениться соотношение сил между Жогорку Кенешем и главой государства, если проект примут. Отметим, что в материале речь пойдет только о статьях, который подверглись изменениям.
Кто главный в формировании кабмина По действующей Конституции парламент определяет структуру и почти весь состав правительства (за исключением глав комитетов, ответственных за оборону и нацбезопасность). Депутаты утверждают программу работы кабмина, а также общегосударственные программы развития страны, также внесенные правительством. Народные избранники принимают решение о доверии или выражении недоверия кабинету министров.
Президент же подписывает либо отклоняет заявления членов кабмина в случае добровольной отставки, также может уволить их по просьбе премьер-министра. Если депутаты выразили вотум недоверия правительству, президент имеет право принять отставку кабмина или не согласиться с депутатами. Однако, если через три месяца ЖК не передумает, президент отправляет правительство в отставку.
По собственной инициативе президент может отправить в отставку только глав органов, отвечающих за оборону и нацбезопасность, а также их замов.
И главное: в действующей конституции, если премьер и члены правительства утверждены парламентом, а президент не подписывает указы о назначениях в течение трех дней, то они автоматически считаются назначенными.
В предлагаемом проекте Конституции президент возглавляет исполнительную власть. Он назначает главу правительства, его заместителей, министров и глав госкомитетов с согласия парламента, а также принимает прошение и решение об их отставке. По собственной инициативе или по предложению Народного Курултая президент увольняет министров и глав госкомитетов.
Кого еще сможет назначать президент, если проект примут В новой редакции президент, а не премьер-министр, сможет назначать и увольнять глав иных органов исполнительной власти и глав местных госадминистраций. Он же "формирует администрацию президента". В действующей же редакции президент "определяет структуру своего аппарата, утверждает его положение и назначает руководителя".
В предлагаемой версии Основного закона президент не только возглавляет, но и образует Совет безопасности, а также формирует Службу государственной охраны и Национальную гвардию. Последние две структуры не упомянуты в Конституции, СГО входит в состав ГКНБ.
Кто может вносить законы Сейчас: право законодательной инициативы есть у 10 тысяч избирателей, депутата ЖК и правительства.
Предлагается: также наделить этим правом президента, заменить кабмин на главу правительства, а также предоставить возможность вносить законы Конституционному и Верховному судам, но только по вопросам их ведения. 
Кто назначает референдум Сейчас: Закон о внесении изменений в Конституцию может быть принят референдумом, назначаемым Жогорку Кенешем. Изменения в положения ключевых разделов Основного закона могут приниматься парламентом по предложению большинства от общего числа депутатов ЖК либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей.
Предлагается: внесение изменений и дополнений в настоящую Конституцию может быть принято референдумом, назначаемым президентом по инициативе большинства от общего числа депутатов ЖК. Изменения и дополнения в Основной закон могут приниматься парламентом по предложению президента, большинства от общего числа депутатов ЖК либо по инициативе не менее 300 тысяч избирателей.
Кто будет и.о. президента Сейчас: если президент досрочно покинул пост, то его полномочия до избрания нового главы государства исполняет спикер Жогорку Кенеша. В случае невозможности такого варианта полномочия и.о. президента переходят в премьер-министру или лицу, которое исполняет его обязанности.
Та же статья обязывала избрать нового главу государства в течение трех месяцев и запрещала и.о. президента назначать досрочные парламентские выборы, отправлять кабмин в отставку и участвовать в досрочных выборах.
Предлагается: если президент досрочно покидает пост, то его полномочия переходят не спикеру ЖК, а к главе правительства. В случае невозможности такого варианта обязанности президента будет исполнять торага.
Иначе говоря, глава кабмина и спикер поменялись местами в пользу первого, а пункт про сроки досрочных выборов и ограничения для и.о. президента исключили.
Отрешение президента от должности Сейчас: президент может быть отрешен от должности на основании выдвинутого парламентом обвинения в совершении преступления. Оно должно быть подтверждено заключением генпрокурора, по которому в действиях президента есть признаки преступления.
Предлагается: помимо заключения генпрокурора для отрешения президента необходимо еще и заключение Конституционного суда о том, что соблюдался установленный порядок выдвижения обвинения.
Как долго могут работать президент и депутаты Сейчас: президент избирается на один срок в шесть лет. Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, избираемых на пять лет по пропорциональной системе.
Предлагается: один и тот же человек сможет возглавлять Кыргызстан два срока по пять лет. Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов, избираемых на пять.
Законодательные нюансы Сейчас: если при повторном рассмотрении конституционный закон или закон одобрит в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа нардепов, такой закон подлежит подписанию президентов в течение 14 дней. Если глава государства не подпишет его в срок, то не позднее десяти дней он подписывается спикером ЖК.
Предлагается: если при повторном рассмотрении закон, кроме конституционных законов, законов об изменении госграницы, одобрят в ранее принятой редакции большинство не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша, такой закон подлежит подписанию президентом в течение 14 дней.
Конституционный закон, закон об изменении госграницы считается одобренным Жогорку Кенешем в ранее принятой редакции, если при повторном рассмотрении за него проголосовало не менее трех четвертых депутатов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша
Согласование действий с премьером Отметим, что в предлагаемой редакции Конституции нет должности премьер-министра, вместо него — глава правительства. По новому проекту президенту больше не надо согласовывать с главой правительства подписание международных договоров и назначение глав диппредставительств КР.
Иные полномочия Важный момент: по нынешнему варианту Основного закона как Жогорку Кенеш, так президент исполняют "иные полномочия, предусмотренные Конституцией". В проекте предлагается расширить этот пункт до иных полномочий, предусмотренных не только Конституцией, но и законами КР.
Что еще из нового о президенте Глава государства обращается к народу с ежегодными посланиями о положении дел в стране (сейчас такого пункта нет). Он не просто олицетворяет единство народа и государственной власти, как указано в нынешней Конституции, но еще и является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
Он определяет основные направления внутренней и внешней политики страны, принимает меры по охране суверенитета и территориальной целостности КР, обеспечивает единство и преемственность государственной власти, согласованную работу госорганов, их ответственность перед народом.
Какие "парламентские" статьи хотят исключить:
  • Заместители спикера ЖК избираются в количестве и порядке, обеспечивающих их избрание из числа депутатов, входящих в состав парламентской оппозиции.
  • Утрата коалицией фракций статуса парламентского большинства ведет за собой необходимость подтверждения полномочий спикера большинством голосов от общего числа депутатов.
  • Решение о выходе из коалиции фракций парламентского большинства принимается фракцией не менее чем двумя третями от общего числа депутатов фракции. Решение фракции оформляется ее постановлением и подписывается каждым членом фракции, проголосовавшим за выход.
  • Председателями комитетов по вопросам бюджета и правопорядка должны быть представителями парламентской оппозиции.
  • Решения ЖК оформляются постановлениями.
  • Досрочные парламентские выборы должны быть проведены не позднее 45 дней со дня их назначения.
  • Запрещается принятие конституционного закона, закона об изменении госграницы во время чрезвычайного и военного положения.
  • По результатам выборов партия может получить не более 65 депутатских мандатов.
  • Депутат не связан императивным мандатом. Отзыв парламентария не допускается.
  • Депутат ЖК может быть назначен на должность премьер-министра или первого вице-премьер-министра с сохранением депутатского мандата и права голосования на пленарных заседаниях.

Ссылка на новость:
https://for.kg/news-677288-ru.html

Читайте также

Президенты Кыргызстана и Австрии провели переговоры в формате тет-а-тет

Профильный комитет Жогорку Кенеша принял законопроект "О расчетах в нацвалюте"

Ассоль Молдокматова избрана вице-президентом МСНД

Токаев может сменить пост президента на должность главы ООН - Orda.kz

Вице-президент Филиппин призналась в заказе убийства президента страны

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru