18 ноября 2020, 18:21
Источник akipress.kg
Комментарии 1
Жогорку Кенеш 17 ноября вынес на обсуждение законопроект, которым предлагается назначить референдум (всенародное голосование) по новой Конституции на 10 января 2021 года, то есть совместить референдум с досрочными выборами президента.
Проект закона вынесен на общественное осуждение. Согласно действующей Конституции, по инициативе не менее двух третей от общего числа депутатов Жогорку Кенеша закон о внесении изменений в настоящую Конституцию может быть вынесен на референдум.
Среди 80 депутатов, которые инициировали законопроект, костяк составляют депутаты фракций СДПК, "Республика - Ата-Журт", "Кыргызстан и "Онугуу-Прогресс". То есть это те депутаты, которые в свое время поддерживали Атамбаева, а затем Жээнбекова.
Депутат Токтошев из "Ата Мекена" сообщил, что не подписывался автором законопроекта. Несколько депутатов уже сообщили, что поставили свои подписи, не читая проект Конституции, и не являются авторами проекта. Автор или авторы новой Конституции остаются тайной. Однако, согласно информации в мета-данных файла, который был загружен на сайт Жогорку Кенеш, автором документа является Бектур Зулпиев, нынешний заместитель руководителя администрации президента. Другими словами, проект Конституции попал из компьютера Зулпиева на сайт Жогорку Кенеша.
Зулпиев с сентября 2005 года был заведующим отделом правовой политики Администрации президента Бакиева, с октября 2009 года был назначен руководителем юридической службы Аппарата президента. В ноябре и декабре 2006 года Конституция менялась дважды, а осенью 2007 новая Конституция была принята на референдуме.
Согласно новому проекту основного закона, Кыргызстан становится президентской республикой. Президент становится главой исполнительной ветви власти - он будет назначать и снимать министров, глав местных администраций.
При этом президент сохранит "прокладку" между ним и правительством в виде главы правительства и его заместителей. Формально его не будут называть премьер-министром, но функции он будет выполнять вполне традиционные - будет громоотводом правительственных неудач от президента.
Предлагается, чтобы Жогорку Кенеш состоял из 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет. Порядок избрания Жогорку Кенеша будет определяться конституционным законом. До этого Садыр Жапаров говорил, что 55 депутатов будут избираться по партийным спискам, а 35 депутатов - по мажоритарным округам. Теперь этот вопрос вынесли из рамок Конституции, оставив его решение до лучших времен.
Жогорку Кенеш никак не будет влиять на работу правительства и не будет иметь полномочий снимать главу правительства, его замов или министров с должности.
Согласно действующей Конституции, граждане вправе проводить народные курултаи по вопросам, имеющим государственное и общественное значение. Решение народного курултая направляется в соответствующие органы в качестве рекомендаций.
В проекте новой Конституции работа курултая более детализируется, но также остается без полномочий. Народный Курултай, кроме прочего, заслушивает отчеты торага Народного Курултая, президента, торага Жогорку Кенеша, вносит на рассмотрение президенту, государственным органам и органам местного самоуправления предложения о несоответствии занимаемой должности должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.
Учитывая, что работу Курултая созывает только президент и он обязательно будет иметь влияние на состав Курултая, работа этого института будет способствовать президентской власти.
"Время показало, что в стране за социально-экономическое развитие должен нести ответственность один конкретный человек, то есть глава государства. Ранее никто ни за что не отвечал, работала хаотичная система", - объяснил концентрацию власти в руках президента руководитель пресс-службы Аппарата президента Нургазы Анаркулов.
"Ранее все решения принимались в одном месте, а при критической ситуации все "шишки летели" на премьер-министра, который по сути являлся только исполнителем принятых решений", - пояснил он.
Противники президента, например, политик Феликс Кулов или экс-депутат Садык Шер-Нияз, раскритиковали проект конституции, обвинил авторов в узурпации власти. Против президентской республики высказалась также экс-президент Роза Отунбаева в интервью АКИpress.
Из известных нам больших стран, например, из "Большой семерки" только в США чистая президентская федерация. Президент является главой исполнительной ветви власти, без "прокладок" в виде главы правительства.
Ссылка Анаркулова на сильную власть в одном центре, на ответственность может отсылать нас на авторитарную модель развития в Восточной и Юго-Восточной Азии после Второй Мировой войны. Эта модель оказалась успешной в экономическом плане в первые десятилетия реформ, после которого наступила демократизация политических систем многих стран региона.
Однако, пример сильной президентской власти нужно искать поблизости, в соседних странах. Все они в той или иной мере не решили проблемы устойчивого развития. Неограниченная власть в руках сконцентрирована у туркменского президента, но основная часть населения испытывает голод, несмотря на внушительные доходы от экспорта природного газа. Высокая миграция из региона является главным показателем состояния стран.
Наконец в проекте Конституции есть статья, которая вводит цензуру. Согласно 23 статье, в Кыргызской Республике запрещаются печатные издания, в том числе издания на электронных носителях, зрелища и общественные мероприятия, противоречащие общепризнанным нравственным ценностям, традициям народов Кыргызстана, а также международным стандартам. Под категорию "общепризнанная нравственная ценность", "традиция народа" (в стране более 80 народностей), "международный стандарт" можно втиснуть любую информацию.
В законопроекте также есть третья статья, которая противоречит действующей Конституции - избранный по нынешней Конституции, которая ограничивает правление президента одним сроком, 10 января президент может быть еще раз избран президентом уже следующей Конституцией...