При обращении в любой банк, Налоговую службу, Госрегистр или другой государственный орган граждане Кыргызстана должны представить персональный идентификационный номер (указывается в паспорте). На вопросы, связанные с регистрацией, получением личного кода и прочими манипуляциями, ответил заместитель председателя Государственной регистрационной службы Тилек Батырканов.
Что такое ПИН? Персональный идентификационный номер — это ключ гражданина КР к государственной информационной базе. В нем собраны личные сведения. При помощи этого кода человек без проблем может получить паспорт, свидетельство о браке, водительское удостоверение, школьный аттестат и другие документы.
В каких случаях нужен ПИН? Персональный идентификационный номер требуется при обращении в ГРС, Государственную налоговую службу, Социальный фонд и банки. При том или ином запросе по фамилии, имени, отчеству может выясниться, что есть несколько полных тезок, поэтому для идентификации гражданина будет запрошен личный номер. По закону у одного человека может быть только один уникальный ПИН.
Кто может получит ПИН и сколько это стоит? ПИН выдается кыргызстанцам, иностранцам и лицам без гражданства бесплатно. Выдачу персональных номеров или их исправление гражданам КР и иностранным гражданам проводят все территориальные отделения органов загса (независимо от места регистрации), а также соответствующие учреждения за границей.
Какие документы нужны для получения ПИНа лицам, достигшим 18 лет?
- заявление установленного образца;
- свидетельство о рождении или копия акта о рождении, или другой документ, удостоверяющий, что человек является гражданином КР (с копией);
- если нет свидетельства о рождении или копии акта о рождении, необходимо представить решение суда, подтверждающее факт рождения гражданина.
Куда нужно обращаться для проверки ПИНа? Для проверки персонального идентификационного номера следует обращаться в ГРС. Если в личных сведениях гражданина допущены ошибки или у него есть несколько ПИНов, необходимо написать заявление о рассмотрении и исправлении данных.
Почему у некоторых людей по два-три ПИНа? Впервые персональные идентификационные номера еще в 1990-х годах стала выдавать частным предпринимателям ГНС. Затем эту функцию передали Социальному фонду: так как при назначении пенсии требовался личный номер, их начали присваивать всем кыргызстанцам. Однако автоматизированной системы еще не было, и в Соцфонд обращались как сами граждане, так и учреждения, где они работали. Поэтому одному человеку ошибочно могли выдать несколько ПИНов.
С августа 2016 года присвоением ПИНа занимается Государственная регистрационная служба. Теперь при получении паспорта или другого документа в первую очередь уточняется ПИН и с его помощью проверяется информационная база на каждого гражданина.
Чтобы решить проблему наличия у одного человека нескольких личных кодов, была создана специальная комиссия. Она уточняет данные и исправляет их в информационной базе.
Сколько времени занимает исправление ПИНов при наличии нескольких номеров? Комиссия работает в закрытом режиме и пошагово проверяет данные каждого гражданина. Бывает, у кого-то неправильно указаны год или место рождения, отличаются сведения в свидетельстве о рождении и паспорте. Для уточнения всех этих данных требуется минимум 10 дней.
Почему ПИН уточняют так долго? В комиссии сегодня работают восемь человек (раньше было пять), а в ГРС ежедневно поступает 400-500 заявлений, связанных с идентификационными номерами. Поэтому срок рассмотрения заявлений и выдачи ПИНов пока невозможно сократить. В среднем уточненный номер выдают в течение 10 дней, но сейчас на рассмотрении в комиссии находятся 4 800 неправильных ПИНов. На сегодня исправлены и уточнены более 200 тысяч.
Что делать, если ПИН исправляют больше 10 дней? Были случаи, когда исправление личного кода длилось около месяца. Причиной является то, что, к примеру, на проверку старых, поврежденных или плохо читаемых свидетельств о рождении уходит много времени.
Если ПИНы не проверены в течение 10 дней, граждане могут обращаться в службу доверия Госрегистра по номеру 62-41-40.