12 декабря 2020, 17:17
Источник sputnik.kg
Комментарии
Трое кыргызстанцев, занимающихся более десяти лет бизнесом в США, открыли несколько этнических ресторанов. Заведения пользуются популярностью и вызывают неподдельный интерес к кыргызской культуре и истории. Sputnik Кыргызстан побеседовал с одним из основателей ресторана "Жибек жолу" Маратом Билимбековым.
— Как вы начинали путь к открытию кыргызского ресторана в США?
— Первый ресторан мы с семьей открыли в Чикаго еще в 2009 году, и он работает до сих пор. То заведение открывали не только для получения прибыли, а потому что это дело для нас было любимым. Сейчас в штате Иллинойс работают уже три наших ресторана — кроме того, что открыт в Чикаго, еще два работают поблизости с городами Гленвью и Нейпервилл. Два партнера занимаются грузоперевозками и помогли с инвестициями для открытия третьего заведения.
© Фото / Андрий ИванченкоЭтнический ресторан "Жибек жолу" в США — Были какие-то трудности?
— Да, за это время пришлось решить немало проблем. Самое легкое — это открыть бизнес. В США всего за три месяца можно собрать необходимые бумаги, зарегистрировать бизнес, найти персонал, помещение и начать работать. А вот выдержать жесточайшую конкуренцию, сохранить и тем более развить дело — самое трудное. Ежегодно здесь открываются миллионы заведений, и 90 процентов из них закрываются в течение первых двух лет. Подчеркну, что такие показатели были до ограничений, связанных с пандемией COVID-19.
— Как американцы восприняли кыргызские блюда, в том числе кухню народов Центральной Азии?
— Большинство из них никогда не пробовали наши блюда и поэтому с большим интересом приходят к нам. Меню у нас разнообразное, и мы рассказываем, как готовятся блюда, из каких продуктов. Также гости задают много вопросов о Кыргызстане, Великом Шелковом пути, нашей культуре и истории.
Первая точка общественного питания в центре Чикаго была небольшой, можно сказать, миниатюрной. С тех пор мы приобрели завсегдатаев и смогли понравиться большинству клиентов. Сегодня в ресторане, открывшемся несколько месяцев назад, не уменьшается поток посетителей, а в выходные даже не остается свободных мест. Потихоньку мы приучаем здешних жителей к кухне народов Центральной Азии. Кроме этого, готовим блюда народов СНГ, например, армянские и русские.
© Фото / Андрий ИванченкоЭтнический ресторан "Жибек жолу" в США — Представители каких национальностей приходят к вам?
— 80 процентов наших клиентов — бывшие жители республик Советского Союза. Они много лет живут вдали от малой родины и очень скучают по родной кухне. Мы заказываем для них необходимые продукты, находим специи и готовим вкусные блюда. Они часто отдыхают у нас, вспоминают молодость и ностальгируют по советским временам. Приходит и немало американцев.
Часто заказывают кумыс, просят приготовить жарму и куурдак. Блюда разных наций требуют особого подхода и тщательности, и мы объясняем, что хотим обновить меню. Для этого нужны характерные продукты и специи, которых тут нет. Их мы ищем в специализированных магазинах.
— А кто у вас готовит?
— Наш коллектив многонациональный. Среди сотрудников есть представители Кыргызстана, Таиланда, Монголии, Мексики, Туркмении, России. Вначале было трудно разъяснить им, чего мы хотим и как нужно работать. Долго искали поваров, некоторых пришлось переучивать, чтобы они могли готовить наши блюда. Сейчас в трех ресторанах работают более 50 человек.
© Фото / Андрий ИванченкоЭтнический ресторан "Жибек жолу" в США — Внутреннее убранство, интерьер вашего ресторана выполнены в национальном стиле. Разве в США можно это заказать?
— Весь интерьер мы привезли из Кыргызстана. Убранство выполнено кыргызскими мастерами. Большинство посетителей удивляются именно дизайну и хотят ближе познакомиться с нашим искусством и культурой.
— В США много кыргызстанцев, которые живут, работают или учатся. Говорят, что даже тои в Америке проводят, как Кыргызстане…
— Да, здесь часто проводят праздники с тамадой, певцами и танцорами. Все как в Кыргызстане (смеется).
— Вы достигли того, к чему стремились, когда открывали новый ресторан?
— По-моему, достигли полностью, результаты даже превзошли ожидания. Нашей главной целью было улучшение сервиса. Есть планы расширить дело и открыть подобные заведения в других штатах, ведь местные жители воспринимают нас с интересом. Думаю, люди в других американских городах тоже захотят посетить такие рестораны.