27 декабря 2020, 15:35
Источник sputnik.kg
Комментарии
С наступлением зимы воздух в Бишкеке традиционно стал ядовитым. Кыргызгидромет предупреждает о превышении предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе, а мэрия советует горожанам лишний раз не проветривать помещения и не выходить из дома без респираторов. На смог влияют как попытки жителей частного сектора обогреть жилище мусором, так и огромное количество старых автомобилей.
Анвар Чукубаев уверен: электрический транспорт во многом поможет решить экологические проблемы столицы. Вот только вместо довольно дорогих электромобилей бишкекчанин предлагает бюджетные электроскутеры.
— Как у вас возникла идея заняться электроскутерами?
— Раньше у меня была цифровая типография. Этот бизнес мне очень нравился, но со временем появилось слишком много конкурентов, было все тяжелее и тяжелее. На рынке стало тесновато, однако я все равно продолжал работать. Переживал, что люди скажут: "А-а, не потянул свой бизнес!". Мне понадобилось много сил, чтобы с ним распрощаться.
Тогда как раз было начало эпидемии: карантин, блокпосты, ограниченное движение. В один из таких дней мы с партнером играли в шахматы и решили заказать еду. Даже не надеялись, что заказ доставят быстро, но буквально через 40 минут приехал курьер. Мы с партнером переглянулись — это была первая искра.
Когда автомобили в Бишкеке оказались под запретом, на улицах появилось много двухколесного транспорта — велосипеды, мопеды, самокаты. Мы решили начать новый бизнес с учетом требований времени, ведь электротранспорт — это не будущее, это уже настоящее. Можно сказать, что в Кыргызстане данная ниша до нас была свободна.
© Sputnik / Табылды КадырбековАнвар Чукубаев: Когда автомобили в Бишкеке оказались под запретом, на улицах появилось много двухколесного транспорта — велосипеды, мопеды, самокаты. Мы решили начать новый бизнес с учетом требований времени, ведь электротранспорт — это не будущее, это уже настоящее. Можно сказать, что в Кыргызстане данная ниша до нас была свободна. — Где вы нашли поставщика электроскутеров?
— Мы вышли на три китайских завода, выбрали один из них, который входит в топ-500 крупных корпораций страны. Цены на электроскутеры у всех этих заводов почти одинаковые — примерно до 600 долларов, но мы продаем их по 1 000.
— Почему такая накрутка?
— Главная причина — транспортные расходы, которые сильно выросли из-за пандемии. Но что еще хуже, электроскутеры облагаются 12-процентным НДС и даже дополнительной таможенной пошлиной в 10 процентов.
— Но почему? У нас же вроде электрический транспорт ничем таким не облагается, поскольку государство взяло курс "на экологию".
— Послабления касаются только электромобилей: они освобождены и от НДС, и от пошлин. На электроскутеры это, к сожалению, не распространяется. Сейчас мы ведем переговоры с представителями Министерства экономики. Думаю, правила будут пересмотрены, потому что раньше электроскутеры просто не рассматривали как средство передвижения, но 2020 год показал большой спрос на такой товар. Да я сам езжу на скутере! Это очень удобно хотя бы потому, что не надо стоять в пробках.
— До 2014 года в Кыргызстан привозили праворульные авто из Японии, которые можно было купить за 2-3 тысячи долларов. Потом импорт "праворулек" запретили, и на авторынках до сих пор по десятому разу перепродают те "потрепанные" машины, причем цены на них только выросли. Людям деваться некуда — это самый дешевый вариант. Можно ли сказать, что электроскутер — хорошая альтернатива недорогому автомобилю?
— Так было бы неправильно. Электроскутер не является заменой автомобиля, нет. Он — отличное дополнение.
Мало кто задумывается, что в 80 процентах случаев мы используем машину только для себя — больше в ней никого нет. Лишь изредка мы используем ее по семейным делам. Да, у нас есть зима, электроскутером можно пользоваться примерно 7-8 месяцев в году, но и за это время удастся значительно сэкономить. Просто посчитайте, сколько денег мы тратим на обслуживание авто — бензин, замена масел…
Задумайтесь: у наших людей не доходы низкие, а расходы высокие, просто нет культуры сбережения. Вы обращали внимание, что в домах свет горит в каждой комнате? Никто не экономит!
Мы провели подсчет: один заряд электроскутера, которого хватит на 60 километров, обойдется примерно в 15-20 сомов (60-километровая поездка в авто с расходом топлива восемь литров на 100 километров при средней стоимости бензина Аи-92 обойдется в 155 сомов. — Ред.). То есть электротранспорт — это практически бесплатное средство передвижения.
© Sputnik / Табылды КадырбековАнвар Чукубаев: Мало кто задумывается, что в 80 процентах случаев мы используем машину только для себя — больше в ней никого нет. Лишь изредка мы используем ее по семейным делам. Да, у нас есть зима, электроскутером можно пользоваться примерно 7-8 месяцев в году, но и за это время удастся значительно сэкономить. — А в дождь на электроскутере ездить можно?
— Я бы не поехал в мокрую погоду и гололед, но если дороги сухие, можно одеться потеплее и ехать, куда надо. Вы же знаете, какая у нас зима: в прошлом году реально холодных дней было всего 20-25.
— В Бишкеке люди не просто так выбирают внедорожники: с нашей культурой вождения в такой машине безопаснее. Что насчет безопасности скутеров?
— Знаете, в восьмом классе у меня появилась идея купить мотоцикл. Узнав об этом, бабушка повезла меня в 4-ю горбольницу, где лежало много мотоциклистов со страшными травмами. Посмотрев на них, я передумал.
Много лет спустя я узнал об электроскутерах. Оказалось, что скорость у них гораздо меньше — до 60 километров в час, тогда как мотоцикл разгоняется до двух сотен. Что такое 200 километров в час? Это невероятная скорость, при которой никто не успевает среагировать, отсюда все травмы и летальные исходы.
Если соблюдать скоростной режим, таких страшных последствий не будет. Ну и самое главное — шлем. Это как ремень безопасности в автомобиле.
Культура вождения тоже потихоньку меняется. Если в начале лета, когда я передвигался на скутере, меня часто "зажимали", то теперь езжу без особых трудностей.
Да и давайте честно, "джипы" у нас покупают не столько ради безопасности, сколько ради того, чтобы показать всем: мол, смотрите, у меня есть деньги на такую машину. Однако в этом году произошла переоценка ценностей — люди стали пересаживаться на более экономный вид транспорта.
— У нас часто можно встретить велосипедиста на тротуаре. Насколько езда на электроскутере безопасна для пешеходов?
— По тротуарам ездить, конечно, нельзя. Исключение составляют велодорожки, но культура пока не сформировалась. Да, разметку нанесли, однако люди все равно идут по велодорожкам, даже если есть место на тротуаре.
Мы хотим провести мини-кампанию: ездить по велодорожкам и объяснять гражданам, что это полоса для двухколесного транспорта. К сожалению, процесс не будет быстрым. Вы знали, что в Алматы намеренно сбивали пешеходов на велодорожках? Таким жестоким способом людей приучали не занимать эти полосы.
© Sputnik / Табылды КадырбековАнвар Чукубаев: Культура вождения тоже потихоньку меняется. Если в начале лета, когда я передвигался на скутере, меня часто "зажимали", то теперь езжу без особых трудностей. — Есть и другой момент: многие велосипедисты, мотоциклисты просто игнорируют Правила дорожного движения и ездят как попало. Чтобы водить электроскутер, нужны какие-то права?
— К сожалению, нет: не надо ни прав, ни номеров ГРС. Почему "к сожалению"? Потому что что это все-таки транспортное средство. Я считаю, что данный вид транспорта должен быть лицензирован. К примеру, в России для электрического транспорта с мощностью мотора до 4 введены права категории "М".
— А ребенок может управлять электроскутером?
— Мы долго изучали законодательство. У нас электроскутеры приравнены к мопедам, а их можно водить с 16 лет. Сажать ребенка на транспортное средство, развивающее скорость до 60 километров в час, как минимум небезопасно. Я не разрешаю своему сыну это делать.
— Действительно ли электроскутер можно зарядить от обычной розетки?
— Да, именно так. Полностью он заряжается за шесть часов, этого хватает на 60 километров пути.
— Скажите, последние события в стране как-то отразились на вашем бизнесе?
— Да, первую партию скутеров мы ожидали в начале августа, но из-за пандемии Китай закрыл границы и мы получили ее только в конце сентября. Сейчас на кыргызско-китайской границе до сих пор проблемы, и КНР с большим трудом пропускает товары.
Потом началось второе испытание — октябрьские события. Наш шоурум находится как раз в центре Бишкека. К счастью, во время волнений он не пострадал, но было утеряно драгоценное время уходящего сезона.
© Sputnik / Табылды КадырбековАнвар Чукубаев: У нас электроскутеры приравнены к мопедам, а их можно водить с 16 лет. Сажать ребенка на транспортное средство, развивающее скорость до 60 километров в час, как минимум небезопасно. Я не разрешаю своему сыну это делать. — Воздух в столице с каждым годом становится все более ядовитым. Насколько я понимаю, электроскутер —экологичный вид транспорта?
— Да, это его главный плюс. Ежегодно объем выбросов в атмосферу в нашем городе составляет 240 тысяч тонн, 180 тысяч из которых — результат "работы" большого количества автотранспорта. У нас 95 процентов автомобилей "старше" 10 лет!
— А еще ужасный бензин. Мы все никак не можем перейти на топливо стандарта "Евро-5": дескать, для народа дорого. Можно подумать, лечиться от рака дешево!
— Да, бензин у нас ужасный, но кто будет заправлять старое авто бензином "Евро-5"? Никто, все будут покупать 80-й, лишь бы подешевле.
— К тому же при ввозе машин в КР с них снимают катализаторы — приборы, которые помогают сократить выхлопы. Их можно выгодно продать людям из тех стран, где эти приборы обязательны.
— Да, меня самого преследуют "катализаторщики" — просят продать свой. Конечно, 20 тысяч сомов ни для кого не лишние, но никто не задумывается, что его машина будет сильнее портить воздух. Все думают, что от одного авто "ничего не случится", а в итоге мы имеем грязный город.
— Людей вообще интересуют электроскутеры?
— Да, мы получаем сотни откликов, кыргызстанцы интересуются этой темой. К сожалению, не каждый может сразу выложить тысячу долларов за скутер, поэтому большинство покупателей приобрели их в рассрочку. Она у нас беспроцентная, на год.
Есть способ сделать электроскутеры более доступными для наших граждан: уже в следующем году мы планируем собирать их в Кыргызстане. Это позволит снизить стоимость на 20 процентов.
© Sputnik / Табылды КадырбековАнвар Чукубаев: Есть способ сделать электроскутеры более доступными для наших граждан: уже в следующем году мы планируем собирать их в Кыргызстане. Это позволит снизить стоимость на 20 процентов. — Что может сделать государство, чтобы у нас было больше электротранспорта?
— Во многих странах парковки делают бесплатными для электромобилей, создается инфраструктура. Например, если проблем с подзарядкой скутера не возникает, то для электромобилей хорошо бы строить электрические заправки.
Кстати, у нас есть проект — скутеры для парка МВД. В других странах их часто используют правоохранители и врачи скорой помощи. Мы уже привезли одну милицейскую модель.
— Когда глава Центра экстренной медицины Бишкека Искандер Шаяхметов предложил пересадить некоторых докторов на скутеры, общественность взорвалась от негодования...
— Я встречался с ним, мы переговорили по поводу этой идеи. К сожалению, карет "скорой" у нас недостаточно, иногда врачей приходится ждать долго, а электроскутеры очень мобильные. Почему люди-то возмущаются?
— Процитирую: "Вечно лишь бы на врачах сэкономить".
— Врачи в разных странах используют скутеры. Представьте аварию и огромную пробку, через которую машина скорой помощи двигается очень долго. Неужели кому-то будет хуже, если один из врачей на скутере приедет к месту ДТП раньше бригады и поможет пострадавшим? Этот вариант уже давно доказал свою эффективность.