У кыргызстанцев изъято свыше 160 единиц оружия и 3800 боеприпасовСадыр Жапаров: Государство должно заботиться об учителях!

О семейном насилии, кризисных центрах и фостерных семьях. Интервью с министром социального развития и труда А.Солтонбековой

29 декабря 2020, 11:40       Источник akipress.kg       Комментарии

В 2020 году в связи с пандемией были приняты ряд мер в социальной сфере, в частности, проводился сбор средств для поддержки нуждающихся семей.
Об итогах годах и программах, реализуемых ведомством, мы поговорили с министром социального развития и труда Ализой Солтонбековой.
- Завершается сложный год и впереди ожидается тоже тяжелый. Есть ли риски неисполнения государством своих обязательств по выплате пособий?
- Министерство труда и социального развития учитывает все риски, и мы будем вести работу согласно принятому законодательству. Те выплаты, которые должны были выплатить до сегодняшнего дня, своевременно выплачены. Сумма была предварительно заложена и перечисляется согласно графику.
На следующий год заложены средства с учетом всех мер и новшеств, которые планируются в 2021 году, в том числе создание кризисных центров, финансирование приемных семей, услуг персонального ассистента.
- Вы сказали о финансировании приемных семей. Как идет реализация программы фостерных семей?
- Приемная семья, которая по договору берет на временное воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, получала 6000 сомов на ребенка, и за оказанную услугу один из приемных родителей получал также 6000 сом.
Однако постановлением ПКР от 21 декабря 2020 года №622 утверждено Положение о приемной семье, в новой редакции. Согласно новому положению, размер выплаты детям в приемных семьях зависят от возраста ребенка, и оплата труда приемных родителей зависит от количества приемных детей в семье. Сумма привязана к прожиточному минимуму, который утверждается ежегодно.
- Сколько детей в данное время проживают в фостерных семьях?
- На сегодня 150 детей выпущены из фостерных семей: некоторые достигли совершеннолетия, кто-то был усыновлен/удочерен, а некоторые воссоединились с биологическими родителями.
Мы провели анализ среди детей, которые живут в фостерных семьях, и тех, кто живет в детском доме. Все-таки в первом случае ребенок живет в окружении семьи с необходимыми условиями для этого и имеет лучшие условия для развития. Сейчас 72 ребенка проживают в 42 фостерных семьях.
- С какими сложностями столкнулось Министерство социального развития в связи с пандемией?
- Пандемия внесла свои коррективы и в нашу работу. Мы начали готовиться к пандемии еще в январе, обучали социальных работников, которые ухаживают на дому, использовать защитные средства, правилам безопасности. Кроме этого, обучающие семинары провели для наших подопечных.
У нас 17 стационарных учреждений. Нам было очень важно их здоровье, так как многие наши подопечные входили в группу риска. Наши сотрудники в стационарах работали по 15 дней, не выходя и меняясь сменами. Также были усилены уход и питание подопечных, чтобы предостеречь от заражения.
В министерстве был открыт депозитный счет, куда поступило 17 млн сомов. Была создана комиссия для распределения помощи по регионам на основании заявок от местных органов власти. Был создан штаб помощи во дворце молодежи, где вместе работали 3 министерства: Министерство труда и социального развития, Министерство культуры, информации и туризма и Госагентство молодежи, физкультуры и спорта.
Все молодые сотрудники министерств и ведомств, также добровольные волонтеры, сами развозили продукты, были также автоволонтеры. Они все прошли спецобучение, были обеспечены средствами защиты, ездили по новостройкам, дачам. Была создана горячая линия 1227, открыты страницы в социальных сетях для оказания помощи нуждающимся.
В первое время поступал шквал звонков, сотрудники из кол-центра не успевали, потом нам начали помогать сотовые операторы, которые принимали заявки и передавали штаб. Мы через единую систему "Тундук" отправляли запросы в соответствующие районы, уточняли нуждающиеся семьи. Квартальные и главы айыл окмоту собирали списки нуждающихся в продуктовой помощи, искали других спонсоров.
Было очень много людей, которые оказывали помощь: депутаты оказывали помощь в своих регионах, бизнесмены и общественные организации, простые граждане помогали.
Сейчас мы провели анализ работы горячей линии 1227 и привязали к горячей линии 117. Теперь каждый гражданин может позвонить по бесплатному номеру 117 и рассказать о своей проблеме. Удобно еще то, что каждый человек попадает в районное управление, к которому он относится по месту проживания.
- Получается, 117 - единый номер для получения социальной помощи?
- Да, изначально он был создан для того, чтобы звонили жертвы насилия. Сейчас министерство разработало положение работы горячего номера и выносит на общественное обсуждение.
- В связи с введением изоляции и режима чрезвычайного положения в обществе возникла проблема семейного насилия. Какие сейчас показатели?
- Во время карантина действительно увеличились факты семейного насилия, в разы увеличилось число выданных охранных ордеров, звонков. Мы в это время усилили работу горячей линии 111, люди хотели поговорить и поделиться со своими проблемами.
Номер 111 предназначен для детей, но туда звонили очень много взрослых. Там работают 6 психологов, которые круглосуточно бесплатно оказывают помощь. Все звонки регистрируются, и если необходима другая помощь, то наша служба реагирует и выезжает на дом. Очень важно, чтобы граждане узнали, что есть такой телефон, что всегда можно обратиться за психологической и другой помощью.
Факты насилия увеличились в Чуйской области и городе Бишкек. Насилие есть в разных семьях, это не зависит от того, бедная семья или нет. Но в основном насилие было в отношении женщин.
Мы раздавали буклеты, рассказывали о кризисных центрах, которые бесплатно оказывают помощь жертвам семейного насилия. Кроме этого, мы совместно с партнерами реализовали проект "Безопасное жилье", куда во время пандемии были размещены женщины с детьми. Кризисные центры не могли принимать новых пострадавших во время карантина, поскольку необходимо было обезопасить тех, кто там уже находился.
Надо сказать, что в конце 4 женщины, получившие помощь в рамках проекта "Безопасное жилье", приняли решение не возвращаться к семье. В данном случае работа должна проводиться не только с жертвой, но и с насильником.
По проблемам насилия у нас работают 11 субъектов, мы готовим коррекционные программы для тех, кто совершает насилие. На Иссык-Куле сейчас проводится пилотный проект по борьбе с насилием, где работают как с мужем, так и с женой. Поработать только с жертвой - очень мало. Там, где происходит насилие, надо работать с семьей, в том числе с родственниками.
- Как сейчас обстоят дела с кризисными центрами?
- Сейчас работают 17 кризисных центров, которые работают по госсоцзаказу. Они очень активно работают, ищут другие источники финансирования, некоторые кризисные центры работают даже бесплатно. Но государство нуждается в открытии государственных кризисных центров. Во многих странах есть такие. Конечно, у нас активное гражданское общество, но тем не менее необходимы и государственные.
- В чем будет заключаться особенность государственных кризисных центров?
- Многие кризисные центры работают по госсоцзаказу. Они выигрывают конкурс и получают финансирование, в данном случае есть риски, что конкурс могут выиграть другие проекты, а кризисные центры необходимы.
Кода происходит насилие, мы оставляем жертву в одном доме с насильником и выдаем охранный ордер, но есть случаи, когда жертву надо забрать из дома.
- Вы сказали, что в 2021 году планируется открытие кризисных центров. Сколько всего кризисных центров откроете?
- В 2021 году еще один кризисный центр откроется в Бишкеке, в 2022 году - в Оше. В кризисный центр будем принимать по мере необходимости всех женщин.
Мы посмотрели опыт других стран и то, как работают государственные кризисные центры, мы учли все риски и будем стараться, чтобы кризисный центр был полезен обществу.
- С начала пандемии были случаи насилия в отношении детей. Какие меры принимаются государством?
- 2 года назад очень остро стоял вопрос насилия в отношении детей и был принят отдельный план работы. Здесь мы должны работать комплексно со всеми государственными органами, СМИ и общество должны помогать в борьбе с насилием в отношении детей. Если люди видят, что совершается насилие, они должны сообщать об этом милиции, не оставаться равнодушными.
В 2021 году будет принят новый план по борьбе с насилием в отношении детей, работает телефон доверия 111. Каждый ребенок должен знать, что есть такой номер. Хочется призвать само общество, чтобы оно больше обращало внимания на детей. Если видят побои на теле ребенка, то надо обязательно звонить на 102, 111, 112. Даже та же патрульная милиция, которая разъезжает по городу, может приехать на место через несколько минут.
- Не могу не задать вопрос относительно последнего инцидента, когда на Иссык-Куле девочка долгое время подвергалась насилию со стороны односельчан. Какие сейчас меры приняты со стороны Минсоцразвития?
- В данный момент девочка проживает в одном из детских учреждений, где получает психологическую помощь. Я каждый раз связываюсь с директором, мы беседуем, как проживает девочка, как идет реабилитация, какая у нее успеваемость. Здесь случай в том, что родители проживали отдельно. Девочка жила с бабушкой и дедушкой.
Случай, который произошел, оказал сильное влияние на ребенка. Взрослые должны понимать, что пострадала девочка. Почему-то родные, близкие в таких ситуациях считают, что именно они стали жертвами. Когда что-то происходит, вся агрессия идет на ребенка. И даже само общество. Я видела интервью, когда о ребенке говорят такие вещи. Почему взрослые не понимают, что это ребенок?
Это несовершеннолетний ребенок, родителей не было рядом, и в ее отношении так поступили. Я считаю, что нужно наказывать за такое и работать с обществом, говорить, что это дети. Детей хорошо воспитать можно только любя. Никогда никакими угрозами не получится. Некоторые взрослые говорят, что их тоже так воспитывали, наказывая, но так нельзя. Никогда нельзя поднимать руку, нельзя оскорблять, унижать ребенка. Только любя ребенка, хваля и восхищаясь им, можно вырастить замечательного человека.
- Сейчас идет реабилитация девочки?
- С ребенком работали специалисты центра семейной медицины, районного отдела образования и районного управления труда и социального развития. Решением Комиссии по делам детей Тонского районного от 04 декабря 2019 г. №64 с согласия девочки и родителей, девочка временно была размещена в детское учреждение, где получает образование, а также психологическую помощь. С ребенком работали специалисты центра семейной медицины, районного отдела образования и районного управления труда и социального развития.
Ситуация в отношении ребенка, подвергшегося жестокому обращению, и процесс его сопровождения находятся на контроле у Министерства труда и социального развития Кыргызской Республики и Общественного фонда "Лига защитников прав ребенка". Проведена совместная встреча с родственниками, где им предложена помощь по найму адвоката для подачи апелляционной жалобы и сопровождения в суде.
В настоящее время Управление труда и социального развития Тонского района совместно с адвокатом несовершеннолетней готовят апелляционную жалобу.
Да, девочка учится в 9 классе. Девочка будет проживать в учреждении до окончания учебы. Ей там хорошо помогают, ребенок немного забывает все. Но когда начинаются судебные разбирательства, в которых она принимают участие по решению суда, это ее сильно травмирует. Переживает, как будущее сложится, что все узнают, как она дальше будет жить. Психологи работают, рассказывают, что нигде не написаны ее имя и фамилия, никто не знает, что это она. После каждого судебного процесса с ней работают. Это очень тяжело для нее.
Родные и близкие тоже должны понимать, все, что они делают, они должны делать во благо ребенка. Больше внимания обращать на психологическое состояние. Мы будем продолжать, помогать, чтобы она после окончания этого заведения получила профессию, нашла работу. Сопровождение будет постоянным.
В это учреждение часто поступают такие девочки, которых изнасиловали отчим, брат, отец. Есть тяжелые случаи. Работа ведется постоянно. Даже когда они становятся студентами, учатся, они приезжают на выходные в учреждение. В этом учреждении есть хорошая программа со спонсорами, которые строят жилье, воссоединяют с близкими. Потому что, когда такие случаи происходят, сложно проживать там же, с теми же соседями. В основном такие семьи переезжают.
- В начале пандемии, вернемся к этой теме, нам сообщали, что многих детей из интернатных учреждений забрали родственники. Как обстоят дела сейчас - их оставили в семье или вернули?
- У нас было около 12 тыс. детей в интернатных учреждениях. Когда был карантин, в интернатных учреждениях осталось 1,4 тыс. детей. Сейчас цифра увеличилась - 3,2 тыс. детей. В основном дети с ограниченными возможностями здоровья вернулись в интернатные учреждения, потому что они должны продолжать получать образование.
В это время был хороший мониторинг с нашими партнерами, институт омбудсмена проводил мониторинг, на каких условиях, как проживают дети. В то же время был мониторинг, как проживают дети, которых забрали.
Работа, которая проводится по оказанию социальных услуг семьям и детям, мы помогаем: создаем приемные семьи, приветствуем создание домов семейного типа, когда в семье около 12 детей. Чтобы дети получали совсем другие качественные социальные услуги, чтобы могли легче войти в общество. На сегодня в детских интернатных учреждениях более 3,2 тыс. детей.
- Это при том, что в начале года было 12 тыс.?
- Да. Пандемия показала, что у детей есть родственники, родные, близкие, они приехали, забрали. Некоторые религиозные интернатные учреждения просто пригласили родственников, вернули детей.
Некоторые интернатные учреждения заинтересованы, чтобы ребенок рос не в семье, а в интернате. Они просят заполнить специальные заявления. Хотя это противоречит законодательству. Дети в интернатных учреждениях должны находиться по решению суда или согласно приказу министерства, и то временно, который действует всего 6 месяцев. За 6 месяцев надо работать с его семьей, с ребенком и возвращать его в семью, семью ставить на учет, оказывать содействие, помогать, чтобы была под наблюдением. Социальные работники должны постоянно мониторить.
- Насколько я знаю, с 2021 года должна была быть программа предоставления жилья выпускникам детских домов на первые три года. Как решается этот вопрос? Будут ли выделяться средства на обеспечение жильем?
- Ежегодно выпускаются 300-400 выпускников школ-интернатов, это дети-сироты, которым некуда идти, у них нет одного или обоих родителей. Некоторые дети покидают в 14 лет интернатные учреждения, поступают в профтехлицей, там, где есть общежитие, и проживают там. После их трудоустраивают. Есть программа. После этого ребенок вынужден снимать квартиру.
Очень остро стоит проблема социального жилья для выпускника интернатного учреждения. В законе указано, что местное самоуправление должно обеспечивать этих выпускников. Иногда бывают такие проблемы, потому что он не знает, к какому местному самоуправлению он относится. Либо он не прописался, паспорта нет, либо он стоит временно на учете. Эти проблемы тоже решаются комплексно. Когда ребенок получает паспорт, уже имеет прописку. Директора очень сильно обращают на это внимание.
В Бишкеке есть один такой социальный дом, где проживают выпускники интернатных учреждений. Он рассчитан на 60 детей. Сейчас там идут ремонтные работы. Там проживают примерно 27-38 детей.
Сейчас министерство разрабатывает положение таких учреждений, до какого возраста там может проживать ребенок, как он принимается туда, какие еще должны быть дополнительные социальные услуги ля ребенка, который выпустился из интерната и проживает там. Такая программа в данный момент разрабатывается, она почти готова. Идет обсуждение, как будем вести работу. Потому что есть другие социальные дома, где проживают выпускники интернатных учреждений, которые созданы общественными объединениями, гражданским обществом, муниципальным учреждением, но правила должны быть. Потому что бывают случаи, когда там проживают до 30 лет, а приходит выпускник 14 лет. И они вместе не могут жить. Поэтому должны быть правила: до какого возраста, а когда достигает этого возраста, что дальше делать, как его социализировать. Такие программы мы сейчас разрабатываем.
В целом этот человек оказывается в трудной жизненной ситуации. У нас есть программа по семьям, если это ребенок, то план разрабатывается на семью. Если он уже взрослый, то мы рассматриваем в рамках этого плана все эти моменты и мероприятия.
- Дети, которые остались без попечения. Какие меры вы принимаете, чтобы искоренить какие-то коррупционные моменты при усыновлении/удочерении детей из детских домов?
- Ребенок подлежит усыновлению если он состоит в государственном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей, по причине лишения родителей родительских прав, в связи со смертью родителей.
После того, как усыновитель получает статус кандидата в усыновители, у него есть доступ к базе, имеет возможность согласно заданным критериям ребенка (возраст, пол, национальность), имеет доступ к информации о детях. Если раньше кандидат должен был ездить по другим районам, где есть интернаты, сейчас мы создали базу, где кандидат-усыновитель может увидеть всех детей по республике.
Указом президента Кыргызской Республики 2020 год объявлен Годом развития регионов, цифровизации страны и поддержки детей.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является поддержка детей, особенно детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
В указе отмечается необходимость устранения проявлений коррупции в системе социальной защиты, а также в сфере усыновления детей.
Министерством немаловажная роль отводится работе, направленной на обеспечение прозрачности деятельности всей системы и устранению коррупционных рисков в сфере усыновления.
Учитывая, что усыновление детей гражданами Кыргызской Республики является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, а также в целях качественного предоставления услуг по усыновлению, упрощения процедуры подачи заявлений граждан, желающих усыновить ребенка, а также обеспечения прозрачности процедуры, обеспечения доступа кандидатов в усыновители к информации о детях, подлежащих усыновлению, Министерством разработан "Портал предоставления услуг по усыновлению".
"Портал предоставления услуг по усыновлению" обеспечивает объединение всех данных детей по всей республике в единый банк данных о детях по всему Кыргызстану. Данная система создает равные права для кандидатов в усыновители независимо от его места жительства и нахождения ребенка, так как кандидаты в онлайн режиме могут увидеть сведения обо всех детях, подлежащих усыновлению по всей республике, согласно заданным критериям ребенка, которого желает усыновить.
Функционирование Портала предоставления услуг по усыновлению должно упростить процедуру усыновления в Кыргызской Республике, снизить коррупционные риски и создать благоприятные условия для желающих усыновить детей.
На сегодняшний день граждане Кыргызской Республики, постоянно проживающие на территории Кыргызской Республики, желающие усыновить ребенка, могут подать заявку в электронной форме через "Портал предоставления услуг по усыновлению", который размещен на сайте по ссылке.
Портал предоставления услуг по усыновлению является совершенно новой электронной системой, удобной для пользования гражданами Кыргызской Республики, желающими усыновить ребенка.
В Портале предоставления услуг по усыновлению размещаются статистические данные детей, зарегистрированных в Государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, по полу, возрасту и национальности.
Главным новшеством является то, что кандидатам в усыновители персонально выдается логин пароль, что обеспечит доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей, согласно заданному критерию, без участия сотрудников территориальных подразделений Министерства.
Многие жалуются, почему очередь не двигается. В связи с тем, что все хотят усыновить новорожденных детей, маленьких детей... А дети остаются без родителей, их вносят в базу и в 15 лет, и в 10 лет. Состояние здоровья может быть разное, иногда бывают патологические болезни.
Статистика такая: около 600 кандидатов и около 400 детей. Но есть разные моменты. При усыновлении в первую очередь должны обращать внимание, что мы должны найти семью для ребенка, а не ребенка для семьи. Это приоритет.
- Вы сказали, что большинство хотят усыновить новорожденных детей. А есть ли какие-то поощрения для тех, кто хочет усыновить ребенка постарше или ребенка с ОВЗ?
- Если усыновили ребенка с инвалидностью, государство помогает тем, что выплачиваются пособия. А то, что старше... Такого нет. Ребенка постарше легче воспитывать, он уже взрослый.
Надо быть осторожными, контролировать и после усыновления работать с семьями. Потому что семья хочет усыновить и эксплуатирует детей: имеет подсобное хозяйства и так далее. Такие моменты тоже могут быть. Поэтому социальные работники постоянно мониторят, смотрят, делают оценку. Но решение об усыновлении в конце принимает суд.
- Про людей с инвалидностью. Недавно вы посетили кафе, где работают люди с инвалидностью. Есть ли какие-нибудь программы для поддержки таких предпринимателей или деятельности, которую ведут люди с инвалидностью?
- Вообще в Трудовом кодексе, в законе говорится, что 5% сотрудников предприятия должны быть из лиц с ограниченными возможностями здоровья. Мы берем отчеты со всех районов, сколько работают людей, и сколько из них люди с ОВЗ. Статистика оставляет желать лучшего.
Мы выявили, что нужно усилить работу, нужно помогать лицам с ограниченными возможностями здоровья трудоустроиться, дополнительно научить какие-то навыкам, дать профессию.
Сейчас работа идет активно. Если было 500 заявок от лиц с ОВЗ, то в этом году 113 трудоустроены, благополучно работают. Еще идет хорошая работа с сотовыми компаниями, одна сотовая компания трудоустроила 20 человек. Они расширяются, смотрят, какую работу должны выполнять лица с ОВЗ.
Но есть такие моменты, мы должны проработать, как он туда доедет, как он доберется, позволяет ли инфраструктура, чтобы он добрался до работы, есть ли возможность, чтобы он мог получить образование. Еще такой момент - чтобы лица с ОВЗ могли работать на государственной муниципальной службе. Мы сейчас разрабатываем, хотим охватить эту квоту. Насколько я знаю, в Госкадровой службе при принятии на государственную, муниципальную службу кандидаты сдают тесты, экзамены, они оборудование устанавливают такое, чтобы лица с ОВЗ имели возможность сдать тестирование, экзамены и поступить на работу.
- Относительно инфраструктуры. Кыргызстан ратифицировал Конвенцию по лицам с ОВЗ. Какие меры принимаются, чтобы создать соответствующую инфраструктуру, условия?
- Должна быть огромная комплексная работа. По ратификации лиц с ОВЗ разработан план правительства, в данный момент он в аппарате правительства. Министерство разработало, согласовало со всеми госорганами, которые принимают участие, что они согласны, что у них есть средства на реализацию. В данный момент он на рассмотрении.
Параллельно идет работа. В городах, селах проводятся семинары, идет картирование, в какой области, каком районе, какие заболевания, какие услуги нужно усилить. Можно сделать элементарные условия: обозначить парковку, поставить кнопку вызова, оснастить здания, чтобы можно было проехать в инвалидной коляске, те же санузлы должны быть удобными для лиц с ОВЗ. Есть люди, которые не видят. Можно сделать кнопки, чтобы они могли почувствовать, в лифтах можно сделать аудиозапись, чтобы этажи объявлялись. Много не потребуется, все зависит от желания. В новых зданиях нужно проектировать, чтобы люди с ОВЗ могли попасть в здание, получить услугу. Но есть старые здания, которые нужно оснастить. Работа идет, но очень медленными темпами.
- Есть ли прогнозы, сколько времени понадобится Кыргызстану, чтобы создать хотя бы минимальные условия?
- Мы должны ускорить процесс, так как ратификация Конвенции говорит, что мы должны дать отчет мировому сообществу, что сделал Кыргызстан. И отчет будет в апреле 2021 года. Мы должны уже сказать, что мы приобрели автобусы, на которых они могут ездить, тротуары, парки, общественные туалеты такого уровне. Приняты ряд таких законов, НПА, даже тот же сурдоперевод. Вы посмотрите телевизор, закройте уши или глаза. Удобно или нет? Вот такие моменты. Мы должны отчитаться. Все должны над этим задуматься, ускорить эту работу.
- По дому престарелых по улице Абая были споры по зданию с муниципалитетом? Как обстоят дела сейчас?
- В данный момент этот вопрос рассматривается согласно законодательству. Учитывая все сроки, мы смотрим. В первую очередь это должно быть правильно для тех, кто проживает там, чтобы услуги, которые оказываются, были качественными.
С мэрией города Бишкек было два совещания, планируется третье, на котором мы будем окончательно обсуждать плюсы, минусы, моменты, которые нужно учесть при любом решении.
- Вы недавно стали министром, до этого у вас был опыт работы, потому что занимали позицию заместителя министра. Также вы участвовали в парламентских выборах в качестве кандидата. С какими идеями, целями вы шли на парламентские выборы?
- Я работу начинала в сельской местности, работала учителем, социальным работником, заместителям акима по соцвопросам. Дошла до заместителя губернатора по соцвопросам в Чуйской области. Там был ряд проблем, которые можно было бы решить законодательно, в то же время есть свой электорат, коллектив, люди, с которыми непосредственно работали, у которых было видение, пожелание, это было учтено, когда мы шли на выборы. Те законодательные акты, которые хотелось бы принять для улучшения жизни населения. Такая цель была.
Я не буду принимать участие в выборах в 2021 году. У меня есть свое видение, дорожная карта, как улучшить эту систему, хотелось бы довести эту работу до конца, показать свои результаты, надо свою работу своевременно выполнить.
Сейчас в министерстве принимается 3-летний план. План замечательный, там много активных мер, которые улучшат жизнь социально-уязвимого населения, есть ряд хороших мер по лицам с ОВЗ. Есть 5 приоритетных задач, которые хотелось бы довести до конца.
- Планируется ли повышение пособий?
- Это зависит от финансирования, в целом от экономики страны, от бюджета. Наше министерство постоянно поднимает этот вопрос, связывает с прожиточным минимумом, с потребностями, хотя бы минимальными, в которых нуждаются наши подопечные.
- Какое минимальное пособие?
- Минимальное пособие составляет 810 сомов на ребенка до 16 лет. Это дети в малообеспеченных семьях. Также есть пособия в 1000 сомов, это престарелым гражданам, которые не имею право на пенсию. Есть 1000 сомов, которые мы платим ребенку по утере одного кормильца, по утере двух кормильцев - 2 тыс. сомов. Есть единовременные выплаты при рождении ребенка "балага суйунчу" в размере 4 тыс. сомов. Персональный ассистент по уходу за ребенком получает 4,9 тыс. сомов. Также Министерство выплачивает 25 категориям граждан денежные компенсации взамен льгот, размер которых составляет от 1 тыс. до 7 тыс. сомов.

Ссылка на новость:
https://for.kg/news-682836-ru.html

Читайте также

Садыр Жапаров: Молодежь - главный локомотив развития Кыргызстана

Третий по счету Центр дополнительного образования открыли теперь в Кызыл-Кие

В Нарыне идет строительство логистического центра и реставрация музея

Россия хочет, чтобы Центральная Азия стабильно развивалась - Владимир Путин

Единую платформу для торговли электроэнергией создадут в Центральной Азии

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru