Международная компания Group-IB, специализирующаяся на предотвращении кибератак, зафиксировала схему мошенничеств с использованием фейковых курьерских сайтов. Как сообщается в отчете компании, жертвами их "сетевой махинации" также стали пользователи из Кыргызстана.
Способ обмана состоит в том, чтобы на популярных сервисах бесплатных объявлений заинтересовать жертву "лотами-приманками" — объявлениями о продаже дорогих товаров по крайне низким ценам. Покупатель связывается с продавцом, а тот добивается перевода общения в мессенджер.
В переписке у жертвы запрашивают контактные данные, вместе с данными банковской карты, якобы для оформления доставки курьером и присылают ссылку на фейковый сайт популярной курьерской службы. В результате таких операций сумма за товар благополучно оказывается у мошенников. Некоторых жертв обманывают повторно — предлагая оформить возврат, после чего с карты происходит повторное списание той же суммы.
Первое массовое использование в России и странах СНГ схемы "Мамонт" (на сленге мошенников "жертва") специалисты зафиксировали еще летом 2019-го после ряда жалоб обманутых покупателей. Однако пик активности хакеров пришелся на весну 2020 года в связи с пандемией, переходом на удаленку и увеличением спроса на онлайн-покупки (в среднем на 30-40 процентов) и, соответственно, услуги курьерской доставки.
Аналитики Group-IB выявили не менее 20 крупных группировок, которые обманывали жителей Румынии, Болгарии, Франции, Польши, Чехии, США, Украины, Узбекистана, Кыргызстана и Казахстана.
"В целом за 2020 год заработок всех преступных групп, использующих данную схему мошенничества, оценивается более чем в 6,2 миллиона долларов. Согласно прогнозам Group-IB, ущерб от "курьерской схемы" до конца года может вырасти", — говорится в сообщении компании.
Чтобы обезопасить свой кошелек от мошенников, работающих по такой схеме, аналитики советуют доверять только официальным сайтам, проверить, кем и когда созданы страницы в поисковых системах. Если сайт зарегистрирован пару месяцев назад, это должно вызывать подозрение, заметили в Group-IB.
"Пользуясь услугами сервисов по аренде жилья или продаже новых и б/у товаров, не уходите в мессенджеры, ведите всю переписку только в чате сервиса. Не заказывайте товар или не заключайте сделку по предоплате — оплачивайте только тогда, когда получили товар и убедились в его исправности. Большие скидки или "суперакции" — один из признаков того, что перед вами "лот-приманка", а сам сайт создан мошенниками. Будьте осторожны!" — добавили в компании.
Всего в настоящее время специалисты выделяют около 40 активных преступных групп, использующих мошенническую схему с фейковой курьерской доставкой, причем половина из них уже работают вне России. Сама афера не претерпела серьезных изменений, но была локализована под рынки Восточной и Западной Европы, а также стран СНГ.