20 января 2021, 22:34
Источник akipress.kg
Комментарии
Член Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Гульнара Джурабаева на итоговом заседании 20 января проголосовала против итогов выборов президента и высказала особое мнение.
По ее словам, это особое мнение разделяет с ней член ЦИК Адилет Сатыгулов.
Текст особого мнения:
"В целом соглашаюсь, что прошедшие выборы позволяют с достоверностью установить итоги волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании. Голоса подсчитаны достоверно. Все же считаем необходимым указать на имевшие в ходе организации и проведения выборов нарушения, которые повлияли на легитимность результатов досрочных президентских выборов.
1. По вопросу регистрации кандидата Садыра Жапарова. Очевидно, что согласно требованиям конституционного закона "О выборах президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР", досрочные выборы президента назначаются или считаются назначенными не позднее 7 дней со дня подачи в отставку действующего президента, то есть, не позднее 23 октября 2020 года. Таким образом, Садыр Жапаров, изначально готовившийся и заявлявший о намерении участвовать в досрочных президентских выборах, пренебрег конституционным запретом, согласно которому исполняющему обязанности президента не в праве быть кандидатом на должность президента. Этот запрет изначально направлен на недопустимость использования огромного административного ресурса, который дается для совмещения главы государства и главы правительства. Таким образом, Жапаров, как глава правительства и и.о. президента, не в праве был баллотироваться на пост главы государства, а ЦИК должна была отказать в регистрации его кандидатуры по причине нарушения требования статьи 68 Конституции КР.
Кроме того, Садыр Жапаров, не представив документ о сложении полномочия президента, не мог быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность президента. Согласно части 2 ст. 68 Конституции КР, должностные лица, и.о. президента не в праве быть кандидатами на досрочных президентских выборах. Данная норма Конституции требует не только сложения полномочий кандидатов, но и представления документа, подтверждающего о сложении им полномочия и.о. главы государства. Игнорирование кем-либо из кандидатов, предписанных законом процедур, подачи необходимых документов, должно было привести к отказу в регистрации такого кандидата. Однако, 14 декабря 2020 года ЦИК зарегистрировала Садыра Жапарова кандидатом, в связи с чем, мы проголосовали против данного решения и изложили особое мнение.
2. По вопросу избирательных фондов. Прозрачность избирательных фондов должна всегда быть обеспечена. Что касается избирательного фонда С.Жапарова, то она не была обеспечена должным образом. Хотя такие требования Конституционного закона по лимиту вкладов формально были соблюдены, вопросы относительно взноса в размере 15 млн сомов, внесенного Жапаровым в собственный фонд, остались без ответа. Не было подтверждено документально или другим способом утверждение кандидата о том, что эти деньги его избирателей-пенсионеров. Как минимум эта часть финансовых операций проводилась не через банковский счет, что является нарушением требования законодательства. То есть не ясным остались, как эти средства собирались, кто был их сборщиком, оформлялись ли они бухгалтерскими документами. Из-за отсутствия документов было невозможно проверить, нет ли среди носителей граждан или юридических лиц, которые не имели право участвовать в финансировании избирательных компаний.
Условий для проведения агитационных кампаний не могли быть равными из-за преимуществ финансового характера и использования админресурса. В соцсетях размещались видео и аудио материалы, в ЦИК поступали жалобы о том, что некоторые руководители в регионах в Токмоке, Кара-Суу, Караколе принуждали участвовать в агитационных мероприятий своих сотрудников. Данные материалы и жалобы направлялись в правоохранительные органы и не были расследованы должным образом, что также может расцениваться, как дополнительное преимущество от использования админресурса.
Также дебаты на ОТРК продемонстрировали непрофессионализм, предвзятость их организаторов в отношении некоторых кандидатов. Такое поведение не только свидетельствовало о базовых нарушениях принципов беспристрастности, но и могло повлиять на мнение избирателей в отношении этих кандидатов.
В связи с вышеизложенным считаем, что имевшее место отступление от требований Конституции КР и конституционного закона "О выборах президента КР и депутаты ЖК КР" не позволяют признать результаты досрочных президентских выборов, прошедших 10 января 2021 года, состоявшимися".