26 января 2021, 19:00
Источник akipress.kg
Комментарии
Члены Конституционного совещания 26 января рассмотрели проект новой Конституции.
АКИpress публикует, как будут выглядеть наиболее важные статьи.
О полномочиях президента:
Статья 69
1. Президент избирается гражданами Кыргызской Республики сроком на 5 лет.
2. Одно и то же лицо не может быть избрано президентом более двух сроков.
Статья 68
1. Президент является главой государства, высшим должностным лицом и возглавляет исполнительную власть Кыргызской Республики.
2. Президент обеспечивает единство народа и государственной власти.
3. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.
4. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Обеспечивает единство государственной власти, координацию и взаимодействие государственных органов.
5. Президент представляет Кыргызскую Республику во внутренних и в международных отношениях. Принимает меры по защите суверенитета и территориальной целостности Кыргызской Республики.
Статья 72
1. Президент
1) определяет структуру и состав Кабинета министров;
2) с согласия Жогорку Кенеша назначает Председателя Кабинета министров, его заместителей и других членов Кабинета министров;
3) принимает прошения об отставке Председателя Кабинета министров, его заместителей и других членов; принимает решение об их отставке;
4) по собственной инициативе или с учетом предложения Жогорку Кенеша, Народного курултая в рамках закона освобождает от должности членов Кабинета министров и руководителей исполнительных органов власти;
5) назначает и освобождает от должности руководителей иных органов исполнительной власти;
6) назначает и освобождает от должности глав местных государственных администраций;
7) формирует Администрацию Президента;
8) формирует и возглавляет Совет безопасности.
9) назначает и освобождает Государственного секретаря;
10) назначает и освобождает Уполномоченного по правам ребенка.
2. Президент:
1) принимает решение о назначении референдума по собственной инициативе или по инициативе не менее 300 тыс. избирателей или по инициативе большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
2) назначает выборы в Жогорку Кенеш; принимает решение о назначении досрочных выборов в Жогорку Кенеш в порядке и случаях, предусмотренных Конституцией;
3) назначает выборы в местные кенеши; в предусмотренных законом случаях и порядке осуществляет роспуск местных кенешей; назначает досрочные выборы в местные кенеши.
3. Президент:
1) вносит законопроекты в Жогорку Кенеш;
2) подписывает и обнародует законы; возвращает законы с возражениями в Жогорку Кенеш;
3) обращается к народу, Жогорку Кенешу, Народному курултаю с ежегодными посланиями о положении дел в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
4) ежегодно представляет Жогорку Кенешу сведения о своей деятельности;
5) вправе созвать в необходимых случаях внеочередное заседание Жогорку Кенеша и определить вопросы, подлежащие рассмотрению;
6) вправе выступать на заседаниях Жогорку Кенеша и Народного курултая.
4. Президент:
1) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для избрания на должности судей Конституционного суда и Верховного суда по предложению Совета по делам правосудия;
2) представляет Жогорку Кенешу кандидатуры для освобождения от должности судей Конституционного и Верховного суда по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией и конституционным законом;
3) назначает судей местных судов по предложению Совета по делам правосудия;
4) освобождает судей местных судов по предложению Совета судей в случаях, предусмотренных Конституцией и конституционным законом;
5) по предложению Совета судей из числа судей Конституционного суда и Верховного суда и с согласия Жогорку Кенеша назначает на должности председателей Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет;
6) по предложению председателей Конституционного суда и Верховного суда из числа судей назначает заместителей председателей Конституционного суда и Верховного суда сроком на 5 лет.
5. Президент:
1) назначает с согласия Жогорку Кенеша Генерального прокурора; в случаях, предусмотренных законом, освобождает от должности Генерального прокурора с согласия не менее половины от общего числа депутатов Жогорку Кенеша; по предложению Генерального прокурора назначает и освобождает от должности его заместителей;
2) вносит в Жогорку Кенеш кандидатуру для избрания на должность председателя Национального банка; по предложению председателя Национального банка назначает заместителей председателя и членов правления Национального банка в случаях, предусмотренных законом, освобождает их от должности;
3) вносит в Жогорку Кенеш представления кандидатов для избрания и освобождения от должности половины состава Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов;
4) вносит в Жогорку Кенеш для избрания и освобождения от должности кандидатуры одной трети членов Счетной палаты;
5) назначает председателя Счетной палаты из числа избранных Жогорку Кенешем членов Счетной палаты и освобождает его в случаях, предусмотренных законом.
6. Президент:
1) представляет Кыргызскую Республику внутри страны и за ее пределами;
2) ведет переговоры и подписывает международные договоры; вправе передавать указанные полномочия другим должностным лицам;
3) подписывает ратификационные грамоты и грамоты о присоединении к международным соглашениям;
4) назначает глав дипломатических представительств Кыргызской Республики в иностранных государствах и постоянных представителей в международных организациях; отзывает их; принимает верительные и отзывные и отзывные грамоты глав дипломатических представительств иностранных государств;
7. Президент решает вопросы принятия и выхода из гражданства Кыргызской Республики;
8. Президент является Главнокомандующим Вооруженными Силами Кыргызской Республики, определяет, назначает и освобождает от должности высший командный состав Вооруженных Сил Кыргызской Республики.
9. Президент:
1) в случаях, предусмотренных конституционным законом, предупреждает о возможности введения чрезвычайного положения, а при необходимости вводит его в отдельных местностях без предварительного объявления, о чем незамедлительно сообщает Жогорку Кенешу;
2) объявляет всеобщую или частную мобилизацию; объявляет состояние войны в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии в отношении Кыргызской Республики и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша;
3) объявляет в интересах защиты страны и безопасности ее граждан военное положение и незамедлительно вносит этот вопрос на рассмотрение Жогорку Кенеша.
10. Президент:
1) награждает государственными наградами, государственными премиями и присваивает почетные звания Кыргызской Республики;
2) присваивает высшие воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания;
3) осуществляет помилование.
11. Президент осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящей Конституцией и законами Кыргысзкой Республкики.
Статья 73
Президент реализует свои полномочия посредством принятия указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории Кыргызской Республики.
Статья 74
1. Полномочия Президента могут быть прекращены досрочно в случае отставки по его заявлению, отрешения его от должности в предусмотренном Конституцией порядке, а также при невозможности осуществления полномочий по болезни или в случае его смерти.
2. При невозможности осуществления Президентом своих обязанностей по болезни Жогорку Кенеш на основании заключения создаваемой им государственной медицинской комиссии принимает решение о досрочном освобождении Президента от должности не менее чем двумя тремя голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
Статья 75
1. Президент может быть привлечен уголовной ответственности после отрешения его от должности.
2. Президент может быть отрешен от должности по следующим основаниям:
- за нарушение Конституции и законов Кыргызской Республики;
- за незаконное вмешательство в полномочия Жогорку Кенеша, судебной власти.
3. Решение Жогорку Кенеша о выдвижении обвинения против Президента для отрешения его от должности должно быть принято большинством от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов при наличии заключения специальной комиссии, образованной Жогорку Кенешем, направляется в Генеральную прокуратуру и Конституционный суд.
4. Президент может быть отрешен от должности на основании выдвинутого Жогорку Кенешем обвинения в совершении преступления, подтвержденного заключением Генерального прокурора о наличии в действиях Президента признаков преступления и заключения Конституционного суда о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
5. Решение Жогорку Кенеша об отрешении Президента от должности должно быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения против Президента. Если в этот срок решение Жогорку Кенеша не будет принято, выдвинутое обвинение считается отклоненным.
Статья 76
В случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий по указанным в Конституции причинам его полномочия до избрания нового Президента исполняет Торага Жогорку Кенеша.
В случае невозможности исполнения полномочий Президента Торагой Жогорку Кенеша, полномочия Президента осуществляет Председатель Кабинета Министров.
В случае невозможности исполнения полномочий Президента указанными выше лицами, исполнение полномочий Президента определяется конституционным законом.