Что будет с правительством по проекту нового Основного закона, как изменится работа министров и какими полномочиями будет обладать председатель кабинета министров, узнали корреспонденты Sputnik Кыргызстан, изучив проект новой Конституции.
В этом материале пойдет речь только о разделе, посвященном исполнительной власти. Каждому разделу мы посвящаем отдельный разбор.
Как будут называться должности Предлагается, что вместо правительства в Конституции будет указан кабинет министров, который состоит из председателя, его заместителей и других членов кабинета министров.
Сейчас правительство состоит из премьер-министра, вице-премьер-министра, министров и председателей государственных комитетов. Его структура включает в себя министерства и государственные комитеты.
Кто главный Предлагается: исполнительную власть осуществляет президент. Он определяет структуру и состав кабинета министров. Все его члены назначаются президентом с согласия Жогорку Кенеша. Глава государства дает поручения кабинету министров и контролирует его работу. Он же председательствует на заседаниях кабмина и несет персональную ответственность за результаты его работы.
При этом, если парламент признает отчет об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным, ответственность членов кабмина рассматривает президент.
Вместо сильного премьер-министра по действующей Конституции предлагается позиция с другим названием и уровнем полномочий — председатель кабинета министров, который является руководителем администрации президента. Он организует работу кабмина и несет за нее ответственность перед президентом.
Сейчас: исполнительную власть осуществляет правительство, которое возглавляет премьер-министр. Кандидатуру на его должность выдвигает фракция, имеющая больше половины депутатских мандатов или коалиция фракций с ее участием. Кандидат вносит на рассмотрение в парламент структуру, состав и программу правительства, которое в своей работе подотчетно Жогорку Кенешу. Парламент утверждает их или отклоняет.
Премьер-министр руководит правительством, несет персональную ответственность за его работу перед ЖК, ведет заседания правительства, назначает и освобождает глав административных ведомств, местных госадминистраций, ведет переговоры и подписывает международные договоры.
Постановления и распоряжения правительства обязательны для исполнения на всей территории КР. Правительство руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, административных ведомств, органов местной государственной администрации. Оно вправе отменять акты министерств, государственных комитетов, административных ведомств.
Какие полномочия будут у кабинета министров Задачи у кабинета министров совпадают с задачами, прописанными в Конституции для правительства.
Предполагается, что кабинет министров будет:
- обеспечивать исполнение Конституции и законов;
- заниматься основными направлениями внутренней и внешней политики;
- осуществлять меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране общественного порядка, борьбе с преступностью;
- обеспечивать реализацию мер по охране суверенитета и территориальной целостности государства, защите конституционного строя, а также мер по укреплению обороноспособности, национальной
- безопасности и правопорядка;
- обеспечивать проведение финансовой, ценовой, тарифной, инвестиционной и налоговой политики;
- разрабатывать республиканский бюджет и обеспечивают его исполнение;
- осуществлять меры по обеспечению равных условий развития всех форм собственности и их защите, по управлению объектами государственной собственности;
- обеспечивать проведение единой госполитики в социально-экономической и культурной сферах;
- разрабатывать и реализовывать общегосударственные программы экономического, социального, научно-технологического и культурного развития;
- обеспечивать осуществление внешнеэкономической деятельности;
- обеспечивать эффективное взаимодействие с гражданским обществом;
- осуществлять иные полномочия, отнесенные к его ведению Конституцией и законами.
Все эти задачи прописаны и в действующей Конституции, отличия есть только в пункте про республиканский бюджет, который сейчас звучит так:
"Правительство разрабатывает и представляет Жогорку Кенешу республиканский бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Жогорку Кенешу отчет об исполнении республиканского бюджета."
Как устроена отставка Предлагается: президент по собственной инициативе вправе отправить действующий состав или члена кабинета министров в отставку. Члены кабинета министров вправе подать прошение об отставке. Отставка принимается или отклоняется президентом. Отставка председателя кабинета министров не влечет за собой отставку всего кабинета министров. До назначения нового состава кабинета министров, действующий состав кабинета министров продолжает выполнять свои обязанности. Вступление в должность избранного президента влечет за собой сложение полномочий всего состава кабинета министров.
Сейчас правительство считается ушедшим в отставку со дня первого заседания Жогорку Кенеша нового созыва. Премьер-министр, правительство или отдельный его член вправе подать прошение об отставке. Отставка принимается или отклоняется президентом. Принятие отставки премьер-министра влечет за собой отставку правительства. До формирования правительства премьер-министр и члены правительства продолжают исполнять свои обязанности.
Кроме того, Жогорку Кенеш по инициативе одной трети от общего числа депутатов может рассмотреть вопрос о выражении недоверия правительству. После этого президент вправе принять решение об отставке правительства либо не согласиться с решением Жогорку Кенеша. В случае если парламент в течение 3 месяцев повторно примет решение о выражении недоверия правительству, президент отправляет правительство в отставку.
Премьер-министр не чаще двух раз в год может поставить перед ЖК вопрос о доверии правительству. В случае отказа парламентом в доверии правительству президент в течение пяти рабочих дней принимает решение об отставке правительства либо назначает досрочные выборы в Жогорку Кенеш.
Член правительства, за исключением глав госорганов, ведающих вопросами обороны и нацбезопасности, может быть уволен по представлению премьер-министра. В случае если в течение 5 рабочих дней после получения указанного представления президент не издает указ об освобождении члена правительства от занимаемой должности, премьер-министр после консультации с лидерами фракций парламентского большинства вправе освободить члена правительства от занимаемой должности своим решением.