Проект Основного закона предлагает президентскую форму правления. Пока точно неизвестно, вынесен ли проект Конституции на общественное обсуждение, так как на сайте парламента об этом не сообщается. Некоторые депутаты заявляли, что работа Конституционного совещания и есть общественное обсуждение.
Общие положения Большая часть проекта посвящена основам, конституционному строю, общим принципам, правам граждан. Здесь положения практически не отличаются от действующей Конституции.
Народный курултай признается общественно-представительным собранием, но решения несут рекомендательный характер. Организация и порядок работы Народного курултая определяются Конституцией и конституционным законом.
Также в проекте говорится, что мероприятия, противоречащие моральным и нравственным ценностям, общественному сознанию кыргызстанцев, могут ограничиваться законом. Перечень таких мероприятий устанавливается законом.
Власть президента Полномочия главы государства значительно расширяются. Основные моменты:
- президент возглавляет исполнительную власть, обеспечивает единство государственной власти, координацию и взаимодействие госорганов;
- президент избирается гражданами на пять лет, один человек не может быть избран президентом более чем на два срока;
- ликвидирован максимальный возрастной порог для избрания главой государства (раньше он составлял 70 лет);
- президент определяет структуру и состав правительства, с согласия Жогорку Кенеша назначает премьер-министра, его заместителей и других членов кабмина;
- по собственной инициативе или с учетом предложений ЖК, Народного курултая в рамках закона освобождает от должности членов правительства и руководителей исполнительных органов власти;
- формирует администрацию президента, формирует и возглавляет Совет безопасности, назначает и освобождает государственного секретаря;
- принимает решение о назначении референдума по собственной инициативе, по инициативе не менее 300 тысяч избирателей либо по инициативе большинства от общего числа депутатов Жогорку Кенеша;
- вносит законопроекты в ЖК, подписывает и обнародует законы, возвращает законы с возражениями;
- ежегодно представляет парламенту информацию о своей деятельности, имеет право созвать в необходимых случаях внеочередное заседание ЖК;
- представляет Жогорку Кенешу кандидатуры на должности судей Конституционного и Верховного судов по предложению Совета по делам правосудия;
- с согласия парламента назначает генерального прокурора, в случаях, предусмотренных законом, освобождает генпрокурора от должности с согласия не менее половины депутатов ЖК; по предложению генпрокурора назначает и освобождает от должности его заместителей.
Также предусмотрена процедура импичмента, которая описана в отдельном материале.
Жогорку Кенеш Функции и возможности законодательной власти тоже предлагают изменить. Парламент теряет часть власти. Основные отличия между предлагаемой и действующей Конституцией:
- Жогорку Кенеш состоит из 90 депутатов, избираемых на пять лет (по нынешней Конституции в ЖК заседают 120 депутатов; к тому же в проекте не указано, по какой системе избираются парламентарии);
- депутатом ЖК может быть избран гражданин КР, достигший к дню выборов 25 лет (сейчас можно баллотироваться с 21 года);
- порядок избрания депутатов, их отзыв определяются конституционным законом;
- если депутат отсутствовал без уважительных причин на заседаниях ЖК 10 рабочих дней в течение одной сессии, то его полномочия прекращаются (сейчас 30 рабочих дней);
- в нынешней Конституции говорится, что одна партия не может иметь более 65 мандатов в парламенте — в новом проекте такого пункта нет (возможно, будет в конституционном законе);
- Жогорку Кенеш заслушивает ежегодные послания, информацию президента (при этом в проекте Конституции нет пункта о том, что ЖК заслушивает ежегодные отчеты главы кабмина, а лишь указано, что он "заслушивает ежегодный отчет кабинета министров об исполнении республиканского бюджета");
- ЖК дает согласие на назначение председателя правительства, его заместителей и членов кабмина (в проекте отсутствует пункт о том, что парламент утверждает программу, определяет структуру и состав кабинета, утверждает общегосударственные программы развития КР);
- в проекте Основного закона также нет пункта о том, что Жогорку Кенеш принимает решение о доверии или выражении недоверия кабинету министров;
- инициативу о самороспуске ЖК могут поднять 30 депутатов, решение принимается большинством не менее двух третей голосов (60 законодателей);
- по проекту Конституции ЖК избирает членов Центризбиркома: половину — по представлению президента, половину — по собственной инициативе (сегодня парламент избирает треть членов ЦИК по представлению парламентского большинства, треть — от парламентской оппозиции и треть — от президента);
Кто сможет инициировать законы? Право законодательной инициативы, согласно проект, будет принадлежать:
- 10 тысячам избирателей (народная инициатива);
- президенту;
- депутатам ЖК;
- председателю кабинета министров;
- Верховному суду (по профильным вопросам);
- Народному курултаю;
- генеральному прокурору (по профильным вопросам).
Сейчас же законы могут инициировать 10 тысяч избирателей, Жогорку Кенеш и правительство.
Кабинет министров Главное изменение уже указано выше — деятельностью исполнительной власти будет руководить президент. В проекте Конституции лишь один раз встречается слово "правительство". Исполнительную власть предлагают назвать кабинетом министров.
Главные моменты:
- председателем кабинета министров является руководитель администрации президента;
- президент несет персональную ответственность за результаты деятельности кабинета Министров и исполнительной власти. При этом следующим же пунктом говорится, что если Жогорку Кенеш признает отчет об исполнении республиканского бюджета неудовлетворительным, то ответственность членов кабмина будет рассматриваться президентом. Далее говорится, что председатель кабмина несет ответственность перед президентом за деятельность кабмина;
- президент вправе по собственной инициативе вправе отправить действующий состав или члена кабмина в отставку;
- отставка председателя кабмина не влечет за собой отставку всего правительства.
Чем отличаются полномочия и функции в действующей и предлагаемой Конституции мы подробно написали в отдельной статье.
Судебная власть Предлагается переименовать Конституционную палату в Конституционный суд и сделать его отдельным органом (сейчас он входит в состав Верховного суда). Совет по отбору судей предлагается переименовать в Совет по делам правосудия — его организация и полномочия будут определяться конституционным законом.
Совет по делам правосудия формируется из числа судей, составляющих не менее двух третей его состава, одну треть составляют представители президента, Жогорку Кенеша, Народного курултая и юридической общественности.
Предусматривается ужесточение требований к судьям Верховного суда: нужно будет иметь стаж работы по юридической профессии минимум 15 лет, в том числе судьей не менее 5 лет. Сейчас стаж должен составлять не менее 10 лет, нет требования работы судьей не менее 5 лет.
Также предлагают изменить положения о назначении председателей судов, а также освобождение судей с должности — эти моменты подробнее расписаны в другом материале.
Органы со "спецстатусом" Раздел "иные государственные органы" предлагают назвать "органы государственной власти КР со специальным статусом". Однако название не повлияло на перечень госорганов, упомянутых в этом разделе:
- прокуратура;
- Национальный банк;
- Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов;
- Счетная палата;
- институт омбудсмена.
Авторы проекта новой Конституции предлагают изменить только статью о прокуратуре, остальной текст раздела остался прежним.
Полный текст проекта Конституции Кыргызстана можно найти на сайте Жогорку Кенеша.