19 февраля 2021, 10:58
Источник akipress.kg
Комментарии
Министерство внутренних дел КР подготовило проект закона "О противодействии организованной преступности" и вынесло его на общественное обсуждение.
Основной акцент в проекте - членам ОПГ запрещается избираться президентом Кыргызстана и депутатами Жогорку Кенеша и местных кенешей.
Параллельно МВД подготовило соответствующие поправки в законы "О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша", "О выборах депутатов местных кенешей", "О государственной гражданской службе и муниципальной службе".
Выдержки из справки-обоснования:
Организованная преступность в Кыргызской Республике приобрела такие масштабы, что стала использовать в своих интересах возможности институтов государства и гражданского общества, подрывая национальную безопасность, экономическую и духовную основы существования и дальнейшего развития общества.
Существование организованной преступности невозможно без коррупции, так как криминальные сообщества, располагая значительными финансовыми ресурсами, используют для достижения своих целей коррумпированных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, пытаются организовать проникновение своих членов в выборные органы и органы государственной власти.
В этих условиях законодательство в борьбе с терроризмом, экстремизмом, коррупцией не может быть эффективным без должной правовой базы противодействия организованной преступности. Борьба с преступными деяниями организованных групп и преступных организаций должна носить комплексный характер, в первую очередь, необходимо предоставить возможность уполномоченным органам, непосредственно осуществляющим борьбу с ним, эффективно применять все меры упреждающего (профилактического) характера.
Нынешние преступные формирования организованного характера многофункциональны и могут действовать в масштабе не только республики или регионов, но и обретать форму транснациональной организованной преступности (связанные с наркобизнесом, экстремизмом, коррупцией, контрабандой, торговлей людьми, оружием и в сфере информационных технологий) с широко разветвленными, законспирированными преступными связями.
В связи с проведением в Кыргызстане масштабной судебно-правовой реформы, по результатам которой приняты новые кодексы (Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс о проступках и т.д.), возникла потребность в пересмотре закона "О противодействии организованной преступности".
Так, значительное число изменений были внесены в Уголовный кодекс в части формирования понятий организованной группы и преступной организации. Изменились правила квалификации преступлений, совершенных организованными группами и преступными организациями и др.
Действующий закон "О противодействии организованной преступности" 2013 года не был реализован в полной мере в связи с отсутствием механизмов процессуального сопровождения в случае реализации мер превентивного воздействия и порядка обжалования. На это было обращено внимание решением Конституционной палаты Верховного суда от 2 ноября 2016 года.
В этой связи возникла необходимость в разработке новых механизмов противодействия организованной преступности с целью снижения рисков её влияния на государственное управление, путем проникновения в законодательную и исполнительную ветви власти.
При разработке законопроекта были приняты во внимание законы о противодействии экстремизму России, Казахстана, Литвы, модельный закон "О противодействии организованной преступности" от 2007 года, международные конвенции и другие международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика.
Основное предназначение законопроекта - разработка механизмов предупреждения организованной преступной деятельности. Данный проект закона является профилактическим, то есть все проводимые мероприятия возможны до совершения лицом деяний в составе или в интересах организованных групп и преступных организаций.
Противодействие организованной преступности требует создания правовых и организационных основ. В связи с тем, что в орбиту противодействия организованной преступности вовлечены различные государственные органы, возникла необходимость определить их полномочия. Данное положение получило свое закрепление в статье 6 проекта, где определены полномочия Правительства Кыргызской Республики по данному вопросу, а также определены функции уполномоченных и содействующих органов.
Законодательно закреплены права уполномоченных органов, осуществляющих противодействие организованной преступности (ст.10 проекта). В частности, им предоставлено право в превентивных целях получать безвозмездно от государственных органов, юридических лиц, информацию в отношении физических и юридических лиц, причастных к организованной преступности, необходимые сведения для решения поставленных задач, вносить уведомление уполномоченному государственному органу в сфере охраны государственной границы о запрете въезда на территорию Кыргызской Республики иностранных граждан, лиц без гражданства причастных к международной либо региональной организованной преступности и др.
Кроме этого, данной статьей также закрепляются права уполномоченных органов, осуществляющих противодействие организованной преступности в части внесения уведомления в Центральную комиссию по выборам и проведению референдумов КР о недопущении регистрации либо прекращения полномочий в качестве кандидата на замещаемую посредством выборов должность президента, депутата Жогорку Кенеша, депутатов местных кенешей, лиц ранее судимых за совершение преступлений в составе организованных групп и преступных организаций, либо совершения преступлений в их интересах, а также лиц, состоящих на централизованном учете, а также внесения уведомления в государственные органы и органы местного самоуправления о запрете назначения лиц ранее судимых за совершение преступлений в составе организованных групп и преступных организаций, либо совершения преступлений в их интересах, а также лиц, состоящих на централизованном учете на политические, специальные государственные должности и политические муниципальные должности.
В связи с этим, разработаны проекты конституционного закона "О внесении изменений в конституционный Закон "О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша" и Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Закон "О выборах депутатов местных кенешей", Закон "О государственной гражданской службе и муниципальной службе")", которые требуют одновременного принятия с настоящим законопроектом.
Законодательное закрепление получили виды и основания применения профилактических мер воздействия в отношении лиц, причастных к организованной преступности. К данным лицам могут быть применены следующие профилактические меры воздействия: официальное предупреждение и постановка на централизованный учет (статья 11 проекта).
В случае установления причастности лиц к организованным преступным группам или преступной организации применяются нормы Уголовно-процессуального закона.
Постановка на централизованный учет обеспечивается уполномоченным органом в порядке, определенном статьей 15 проекта Закона. При этом, должностное лицо уполномоченного органа осуществляющее контроль за лицом, поставленным на централизованный учет, имеет право: приглашать лицо для получения объяснений по поводу проверяемых обстоятельств; получать сведения от лица, составляющие банковскую, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, за исключением государственных секретов; при необходимости обращаться к руководителям юридических лиц, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, относительно представления входящей в их компетенцию информации о находящемся на централизованном учете лице, с сохранением в тайне факта причастности лица к организованной преступности; получать от лица информацию о причине изменения его местожительства или о характере его деятельности.
Такие профилактические мероприятия позволят отслеживать тенденцию продолжения участия лица в деятельности преступных групп или организаций. Механизмом обеспечения контроля является норма, предусмотренная в части 2 статьи 15 проекта, согласно которой отказ или уклонение лица от выполнения указанных требований, влечет за собой ответственность, предусмотренную уголовным законодательством.
К лицу, поставленному на централизованный учет, могут быть применены ограничительные меры, но только на основании постановления следственного судьи, вынесенного по ходатайству должностного лица уполномоченного органа. Все процедуры по применению ограничительных мер перечислены в статье 16 проекта Закона.
Реализация положения по применению ограничительных мер и их виды, соответствуют конституционным положениям по правам человека и могут быть обжалованы в судебном порядке.
Аналогично решен вопрос о истребовании уполномоченными органами сведений и (или) документов, составляющих банковскую, коммерческую, иную охраняемую законом тайну в отношении лица (статья 17 проекта закона).
console.log('---'); console.log(aki_gallery); console.log('---');