Во вторник, 3 марта, Кыргызстан ввел запрет на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов. Такое распоряжение подписал премьер-министр Улукбек Марипов. Речь о запрете на вывоз данных категорий товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС, но фактически это полное эмбарго, поскольку страна сама закупает ГСМ у России, а в Казахстане цены и без того гораздо ниже — туда не вывезешь.
Зачем ввели запрет Целью эмбарго названо недопущение критического недостатка нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке. Также решение принято в целях стабилизации цен на них.
Какие именно виды запретили вывозить
Запрещено вывозить товары, относящихся к двум видам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности:
- 2709 — сырая нефть;
- 2709 — большая группа, которая включает дизельное топливо и бензин, в том числе авиационный.
Предусмотрены исключения: разрешено выезжать из Кыргызстана с полным баком и 20 литрами ГСМ в канистре, а также вывозить мазут.
© AP Photo / Felix MarquezЦелью эмбарго названо недопущение критического недостатка нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке Насколько выросли цены в КР С начала года у производителей — российских нефтеперерабатывающих заводов — отпускные цены на бензин выросли на 67 процентов (литр подорожал на 14 сомов), а на дизтопливо — на треть (плюс 8 сомов), сообщает Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана (АНК).
При этом розничные цены на бензин в республике выросли на 4,9 сома.
Сколько всего вывозил Кыргызстан По данным Национального статистического комитета, в прошлом году КР продала 51,5 тысячи тонн сырой нефти: 8 тысяч из них купил Таджикистан, остальное — Узбекистан.
Также Кыргызстан реализовал более 104 тысяч тонн нефтепродуктов. Более 3 тысяч из этого объема приходится на бензин — его поставляли в РТ (свыше 2,3 тысячи тонн) и РУз.
Было экспортировано и почти 55 тысяч тонн реактивного топлива (керосин). Крупнейшие покупатели — ОАЭ (31,3 тысячи тонн) и Китай (16 тысяч). Как пояснили в Нацстаткоме, авиационным керосином заправляются самолеты иностранных компаний в аэропортах страны.
При этом неоднократно сообщалось, что из Кыргызстана в Таджикистан контрабандой вывозят ГСМ. Причина в том, что в соседней стране они стоят гораздо дороже. К примеру, 3 марта ГКНБ задержал четыре фуры, которые везли топливо в Таджикистан.
Оправдан ли запрет Исполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Канатбек Эшатов напомнил, что запрет на вывоз действовал и ранее.
© Sputnik / Азамат ТотубаевИсполнительный директор Ассоциации нефтетрейдеров Канатбек Эшатов
"Основной объем нефтепродуктов мы привозим из России. Есть межправительственное соглашение о беспошлинных поставках, по нему мы не имеем права заниматься реэкспортом", — сообщил Эшатов.
На вопрос, дублирующий ли это запрет, он ответил: "Наверное".
Заместитель министра энергетики и промышленности Вероника Исаева сказала, что новое правило не дублирует предыдущий документ (именно Минэнерго предложило ввести эмбарго). По ее словам, соглашение о беспошлинных поставках ГСМ из России ограничивает вывоз импортного топлива, а нынешний запрет касается отечественной нефти и нефтепродуктов.
© Фото / пресс-служба ГКПЭНЗаместитель министра энергетики и промышленности Вероника Исаева
"Запрет оправдан, так как производственная мощность наших нефтеперерабатывающих заводов — 2,1 миллиона тонн. Они могли бы покрыть потребности республики в дизтопливе и бензине Аи-80. Мы видим большой отток нефти в третьи страны, без взимания налогов, кроме налога на прибыль. Получается, что сырье вывозится, а государство на этом не зарабатывает", — отметила Исаева.
Она пояснила, что сегодня нефтеперерабатывающие заводы загружены лишь на треть, при этом им нужно перепрофилироваться на производство экологически чистых видов топлива.
"Мы должны развивать НПЗ и обеспечивать их сырьем, в том числе импортным. Сырье не должно уходить в третьи страны. Этот запрет нужен для стимулирования развития перерабатывающей отрасли. Если загрузить производственные мощности на 80 процентов, мы будем экспортировать из Кыргызстана не сырую нефть, а нефтепродукты", — сказала замминистра.
Она подчеркнула, что точный объем вывозимой сырой нефти неизвестен, но экспортируется больше, чем указано в данных Государственной таможенной службы (более 50 тысяч тонн за прошлый год).
"Из добытых 256 тысяч тонн нефти в стране переработали 107 тысяч тонн. Есть разница. Не хотелось бы называть цифры, так как проводится аналитическая работа, но мы видим, что статистические данные об объеме экспорта расходятся с фактическими", — уточнила Исаева.
Теперь разберем причины введения запрета: недопущение критического дефицита и необходимость стабилизации цен.
Есть ли дефицит в Кыргызстане Как рассказал глава АНК Эшатов, последнее время в части Баткенской области наблюдался определенный дефицит нефтепродуктов.
"Но только по бензиновой группе, с дизтопливом все в порядке. Наверное, поэтому правительство запретило. Критического недостатка мы не допустим. Нефтетрейдеры имеют определенный запас, но в отдаленных частях страны ощущается нехватка бензина", — отметил Эшатов.
С ним согласна замминистра энергетики и промышленности.
"Критического недостатка нефтепродуктов нет, а нефти есть. Наши НПЗ загружены сырьем на 30 процентов, а большая часть добываемой нефти уходит в третьи страны, это неоправданно", — сказала Исаева.
© Sputnik / Константин МихальчевскийС начала года оптово-отпускные цены у российских производителей выросли с 300 до 500 долларов. Также подорожала нефть (на 31 процент), а сом обесценивался сильнее всех валют в СНГ Поможет ли запрет стабилизировать цены на ГСМ Эшатов напомнил, почему растет стоимость топлива. С начала года оптово-отпускные цены у российских производителей выросли с 300 до 500 долларов. Также подорожала нефть (на 31 процент), а сом обесценивался сильнее всех валют в СНГ.
Более того, он спрогнозировал рост цен в марте еще на 6-7 сомов.
"Как запрет может повлиять (на стабилизацию цен. — Ред.), я не понимаю", — заявил глава АНК.
Заместитель главного энергетика считает иначе.
"Если увеличим долю собственного производства и снизим долю импорта, возможно, удержим стоимость топлива. Рост цен зависит от стоимости импорта и логистики. Сейчас сложно сдержать или снизить рост, именно с этой целью введен запрет", — пояснила Исаева.
Не увеличится ли контрабанда В прошлом году был введен запрет на вывоз скота, но, как рассказывал тогдашний глава Минсельхоза Тилек Токтогазиев, скот все равно "волшебным образом" исчезал из Кыргызстана. Не повторится ли ситуация с нефтью и ГСМ?
"Определенные люди и компании занимаются контрабандой, думаю, они в любом случае продолжат это делать. Но нарушения должны пресекать соответствующие органы", — подчеркнул Эшатов.
Он напомнил, что некоторое время действовал запрет на ввоз топлива автотранспортом — в результате бензин стали "называть другими именами" для транспортировки. Поэтому ситуация может повториться.
Вероника Исаева отметила, что пресечение контрабанды зависит от работы уполномоченных госорганов.
© Sputnik / Павел ЛисицынВ распоряжении правительства говорится, что Таможенной службе, Финполиции (сегодня ее ликвидировали), Погранслужбе и Минтрансу поручено принять меры, направленные на пресечение незаконного вывоза нефти и нефтепродуктов Комментарии борцов В распоряжении правительства говорится, что Таможенной службе, Финполиции (сегодня ее ликвидировали), Погранслужбе и Минтрансу поручено принять меры, направленные на пресечение незаконного вывоза нефти и нефтепродуктов.
Sputnik обратился к этим госорганам с просьбой рассказать, какие именно меры они примут и будет ли полностью пресечен вывоз ГСМ. Ответили два ведомства — Госслужба по борьбе с экономическими преступлениями (Финпол) и Государственная таможенная служба.
"Будут приниматься самые исчерпывающиеся меры, направленные на пресечение, выявление и профилактику незаконного вывоза нефти и нефтепродуктов с территории республики", — сказали в пресс-службе Финполиции.
Следом был получен ответ Таможенной службы.
"Правоохранительные подразделения ГТС в пунктах пропуска и местах таможенного оформления в Баткенской, Ошской, Джалал-Абадской областях проводят соответствующие выездные мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконного вывоза нефти и нефтепродуктов, за исключением мазута", — сообщила пресс-служба.
В ГТС также рассказали, что с 2020 года таможня "Баткен" рассмотрела материалы по фактам незаконного вывоза 2,6 тонны дизтоплива в Узбекистан и 16 тонн — в Таджикистан.