15 марта — Всемирный день защиты прав потребителей, который впервые отметили в 1983 году. 15 марта 1962 года Джон Кеннеди выступил в Конгрессе США и отметил четыре принципиальных права потребителей — право на информацию, право на безопасность, право на выбор и право быть услышанным. Эти тезисы позже легли в основу закона о защите прав потребителей во многих странах. 9 апреля 1985 года Генеральная Ассамблея ООН закрепила принципы защиты прав потребителей, и теперь все права потребителей признаны юридически.
В Кыргызстане Закон "О защите прав потребителей" приняли 10 декабря 1997 года. Sputnik Кыргызстан узнал у юриста Владимира Плужника, какие права есть у потребителя в Кыргызстане и как их защитить.
Какие права имеет потребитель в Кыргызстане Если гражданину продали товар ненадлежащего качества, каждый кыргызстанец имеет право требовать:
- безвозмездно устранить недостатки товара или возместить расходы на их исправление;
- уменьшить покупную цену;
- заменить на товар аналогичной марки;
- заменить товар на такой же другой марки с перерасчетом;
- вернуть уплаченную за товар сумму;
- полностью возместить убытки, причиненные ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.
При покупке технически сложных и дорогостоящих товаров потребитель имеет право требовать их замены на товары аналогичной или другой марки с соответствующим перерасчетом покупной цены только в случае обнаружения существенных недостатков.
Сроки возмещения ущерба или уменьшения цены Если потребитель заявил о претензиях и потребовал от продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера и т. д.) вышеперечисленное, то он обязан удовлетворить их в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.
Зачем нужны проверка качества товара и экспертиза Обычно проверка качества товара производится в магазине, она бесплатная для потребителя. Во время проверки выявляются недостатки и причины их возникновения.
Если во время проверки обнаружено, что недостатки товара возникли из-за нарушения покупателем правил использования, хранения и транспортировки, то магазин имеет право отказать в бесплатном ремонте.
Если покупатель не согласен с результатами проверки и возник спор о причинах поломки, то магазин обязан оплатить услуги специалиста и провести экспертизу товара. Если в результате экспертизы выяснится, что в поломке виновен покупатель, он обязан возместить магазину расходы на экспертизу, а также затраты на хранение и транспортировку товара. Если покупатель не согласен с выводами экспертизы, он вправе оспорить ее в суде.
Обмен товара Если непродовольственный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, то потребитель имеет право обменять его на аналогичный. Если аналогичного товара нет в продаже на день обращения, то потребитель вправе потребовать возврата уплаченной суммы.
При обмене товар не должен быть в употреблении, должны быть сохранены товарный вид, пломбы, фабричные ярлыки, а также должен иметься товарный или кассовый чек. Если чека нет, то покупатель может сослаться на свидетелей покупки.
Срок обмена Обменять товар потребитель имеет право в течение 14 дней со следующего дня после покупки.
Какие товары нельзя вернуть или обменять Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату или обмену на аналогичные, утвержден постановлением правительства:
- изделия из драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней;
- сложно-технические товары, имеющие гарантийный срок;
- чулочно-носочные изделия, перчатки;
- постельное белье, белье для новорожденных;
- мерный товар: ткани, тюль, ковровые изделия и т. д.;
- парфюмерно-косметические товары;
- синтетические моющие средства (жидкие);
- товары бытовой химии;
- канцелярские товары: тушь, чернила, краски, лаки, масла и т. д.;
- фотопленка, фотобумага, фотореактивы;
- предметы личной гигиены;
- мебель;
- изделия из натурального меха.
Если вам попался некачественный товар, почитайте, как обменять его или вернуть деньги.