Как развивается детский спорт в Кыргызстане — "Разговор со Славой"Убийство в Оше. Погибшим оказался школьный учитель информатики

Конституционная палата воздержалась от признания избирательного залога в 1 млн сомов противоречащим Конституции

23 марта 2021, 17:37       Источник akipress.kg       Комментарии

Конституционная палата рассмотрела дело о проверке конституционности пункта 3 части 1, части 2 статьи 61, пункта 2 части 2 статьи 64 конституционного закона "О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР", а также пункта 18 статьи 1 конституционного закона "О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон КР "О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР" от 23 апреля 2015 года №88.
Как сообщает пресс-служба палаты, оспариваемые нормы устанавливают требования о внесении избирательного залога при регистрации политических партий для участия в выборах в Жогорку Кенеш, а также преодолении регионального порога 0,7% голосов избирателей по каждой области, городам Бишкек и Ош для участия в распределении депутатских мандатов.
В своем решении Конституционная палата отметила, что установление порядка проведения выборов президента и депутатов Жогорку Кенеша относится к дискреции законодателя, который правомочен создавать соответствующие правовые механизмы по упорядочиванию процесса выборов, в том числе устанавливать определенные требования к кандидатам, претендующим на выборные должности, одним из которых является избирательный залог. Избирательный залог с одной стороны оказывает влияние на мотивацию гражданина, решившего приобрести статус кандидата, с другой - выполняет функцию по предупреждению участия в выборах лиц, заведомо не имеющих достаточной поддержки избирателей и использующих свой статус в корыстных целях, дискредитирующих имидж демократических выборов. Иными словами, избирательный залог используется законодателем в качестве инструмента с широким спектром охранительного действия и служит правомерной цели.
В то же время, устанавливая размер избирательного залога, законодатель не вправе допускать решений, способных нивелировать саму суть конституционного права граждан быть избранными и закрывать доступ к свободным демократическим выборам. Размер избирательного залога, выполняя свое основное предназначение, должен быть исключительно обоснованным и соразмерным финансовой возможности преобладающего большинства населения страны. В противном случае чрезмерно высокий размер избирательного залога может обернуться инструментом политического воздействия и структурирования политических отношений в пользу сугубо обеспеченных кандидатов, став, одновременно, обременительным для кандидатов, имеющих серьезный политический вес, но не обладающих финансовыми ресурсами, говорится в сообщении.
"Установление чрезмерно высокого размера избирательного залога приведет к утрате им статуса требования и трансформирует в ограничение, несоразмерное конституционно значимым целям, тем самым приобретет дискриминационный характер, препятствующий свободному доступу к выборам, что приведет к дальнейшему развитию политической коррупции и возможности искусственного изменения расклада политических сил", - сообщает КП.
Конституционная палата отметила, что, несмотря на отсутствие информации о финансово-экономических расчетах и иных обоснованиях, размер избирательного залога равный 5 млн сомов является чрезмерным и не отвечает принципам адекватности и разумности, соответственно, противоречит Конституции.
В то же время ввиду отсутствия методологии, позволяющей определить адекватность размера избирательного залога, а также учитывая, что заявителями не были приведены четкие и вразумительные доказательства о том, что размер избирательного залога равный 1 млн сомов является чрезмерным, Конституционная палата, воздержалась от признания действующего размера избирательного залога противоречащим Конституции. Но в то же время отметила о необходимости проведения законодателем повторной оценки действующего размера избирательного залога с точки зрения экономической обоснованности и ненарушения баланса между предназначением залога, носящего публичный характер, и конституционным требованием о предоставлении возможности каждому гражданину быть избранным в органы власти на свободных демократических выборах.
Касательно преодоления избирательного регионального порога в 0,7 процентов Конституционная палата отметила, что применение такого механизма обусловлено тем, что политические партии, выполняя публичную функцию, должны выражать интересы не только значительной части общества, но и быть способными заручиться поддержкой по крайней мере небольшого электората с каждого региона, во избежание проникновения в высший орган законодательной власти "местечковых" партий и группировок (в том числе экстремистского характера), деятельность которых может привести к дестабилизации и расколу общества. Поэтому данная норма была признана не противоречащей Конституции.

Ссылка на новость:
https://for.kg/news-693719-ru.html

Читайте также

Бери пример! Чтобы сохранить экосистему, в Иссык-Ате дачники заложили новый лес

На избирательном участке в Бишкеке не работают АСУ

ЦИК озвучила, сколько нарушений зарегистрировано в ходе избирательной кампании

Мэр Бишкека Айбек Джунушалиев проголосовал на избирательном участке № 1221

Кыргызстанский режиссер Шамиль Дыйканбаев признан лучшим на фестивале в Шымкенте

 

SAPE:

 

АГРОПОРТАЛ КЫРГЫЗСТАНА, НОВОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Обучение ювелирному делу в Бишкеке
МСН Общественно-политическая газета

18+

FOR.kg - Кыргызстан новости, пресса

Поисковый сайт новостей (новостной агрегатор, агрегатор СМИ) FOR.kg

Прежде прочтите Соглашение по использованию поискового сайта FOR.kg

При использовании материалов сайта FOR.kg - ссылка на источник обязательна

По всем вопросам обращайтесь в Службу поддержки

Top.Mail.Ru