9 апреля 2021, 13:10
Источник akipress.kg
Комментарии
На общественное обсуждение вынесен законопроект, упрощающий вопрос получения гражданства этническими кыргызами, также получения статуса кайрылмана.
Целью настоящего проекта закона, по словам депутата Чынары Урумкалиевой (СДПК), является совершенствование политики поддержки этнических кыргызов, проживающих в КР. Точнее говоря, проект разработан в целях упрощения вопроса получения гражданства этническими кыргызами, также получения статуса кайрылмана, устранения недостатков и пробелов, имеющих место в законодательстве, совершенствования условий приема этнических кыргызов прибывающих для постоянного жительства на территории Кыргызстана и их легализация, пишет она.
Предлагаемым проектом закона предусматривается внесение изменений в законы "О гражданстве Кыргызской Республики", "О государственных гарантиях этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызскую Республику".
Изменения, предлагаемые депутатом:
"Так, в части 1 статьи 12 закона "О гражданстве Кыргызской Республики" предусматривается, в случае рождения детей этнических кыргызов на территории Кыргызской Республики, им предоставляется гражданство. В законодательстве не предусмотрен случай о предоставлении гражданства детям этнических кыргызов родившихся после переселения их родителей в Кыргызстан, но еще не получивших гражданство. В действительности такие случаи встречаются часто, растет число лиц, у которых просрочен паспорт, нет документов, удостоверяющих гражданство и личность гражданина. Чтобы в дальнейшем подобные недостатки не имели место быть предлагается внести данную норму.
Также в статье 33 вышеуказанного закона в перечень документов, предоставляемых для получения гражданства, предлагается включить в качестве документа удостоверение о статусе кайрылмана. Так, в указанной статье в перечне документов, предоставляемых для получения гражданства, в качестве документа, удостоверяющего личность предусмотрены паспорт и вид на жительство, а удостоверение о статусе кайрылмана рассматривается в качестве дополнительного документа, определяющего национальность.
В статье 8 закона "О государственных гарантиях этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызскую Республику" определено, удостоверение кайрылмана является документом, удостоверяющего личность. Также в соответствие с пунктом 20 Положения о порядке предоставления статуса кайрылмана, утвержденного постановлением правительства №402 от 23 июня 2015 года, удостоверение кайрылмана является бланками строгой отчетности. Кроме того, в соответствие со статьей 8 закона "О внутренней миграции" удостоверение кайрылмана признано в качестве документа, удостоверяющего личность, дающей возможность встать на учет. Учитывая настоящие обстоятельства, целесообразно считать удостоверение кайрылмана в качестве документа, удостоверяющего личность, в качестве документа, являющегося основанием для получения гражданства.
Также предлагается внести ряд изменений и дополнений в закон "О государственных гарантиях этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызскую Республику":
- в абзаце четвертом статьи 7 вышеуказанного закона предлагается слова "легализованные в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики" исключить, так как процесс переселения этнических кыргызов до сих пор продолжается. Однако, переселение кыргызов происходит не организованно, в большинстве своем, хаотично. Большинство этнических кыргызов, переселившиеся в страну, встречают трудности при легализации документов, не у всех есть возможность получить печать от соответствующих посольств или стран откуда прибыли и это требует определенного времени. Статус кайрылмана до получения гражданства является временным правовым документом, до получения гражданства является правовой нормой, дающей возможность использовать гарантии, предоставляемые государством, и нет необходимости легализовать документы, достаточно иметь оригиналы документов;
- в абзаце 8 этой же статьи после слов "свидетельство о браке" предлагается дополнить словами "если имеется". Поскольку, часто встречается, этнические кыргызы без свидетельства о браке создают семьи, заводят детей. Отсутствие свидетельства о браке не должно стать препятствием для получения статуса кайрылмана. Кроме того, этнические кыргызы, которые еще не создали семьи при получении статуса кайрылмана признают, что не имеют свидетельства о браке;
- в абзацах 13 и 14 этой же статьи предлагается внести норму, предусматривающую создание условий для получения статуса кайрылмана в случае отсутствия у этнических кыргызов паспорта. В этой же статье предусматривается процедура при отсутствии свидетельства о рождении, но не предусмотрены нормы предоставления документов в случае отсутствия паспорта.
В настоящее время в соответствие с неофициальной экспертной информации, на территории Кыргызстана проживает более 10 тыс. этнических кыргызов в возрасте старше 18 лет, не имеющие документы, удостоверяющие личность, совсем не получавшие паспорт, также имеющие паспорт той страны, где проживали ранее, однако, просроченные, которые пришли в непригодность, утеряны, не могут их восстановить. По правилам, люди этой категории не могут обращаться для получения статуса кайрылмана или гражданства, так как их национальные паспорта непригодны (просрочены), соответствующие государственные органы требуют обновленные паспорта. Представительства стран, откуда они приехали, не обновляют и не восстанавливают паспорта, однако, они выдают разрешительные свидетельства для въезда на родину. Если учесть, что все этнические кыргызы не могут вернуться на свою родину (из-за отсутствия родственников, живущих в другом государстве, финансовых трудностей и др.) и их документы не найдены в архиве (во время гражданской войны многие архивные документы сгорели), этот вопрос давно не решается. Люди, не имеющие гражданство и с просроченными документами, выданными за рубежом, не могут полноценно жить, не могут получить полноценное образование, медицинскую помощь и не могут защитить свои права. Поэтому этническим кыргызам постоянно проживающим на территории КР, в случае отсутствия паспорта, на основании акта о подтверждении, выданного местной властью, дадут возможность получить статуса кайрылмана;
- в абзаце 15 данной статьи предлагается внести норму, которая позволит этническим кыргызам, родившимся за рубежом, получить статус кайрылмана при отсутствии графы национальность в свидетельстве о рождении или паспорте, но, этническая принадлежность, подтвержденная дипломатическим представительством или консульским учреждением Кыргызстана. Например, многие этнические кыргызы родившиеся в государствах Пакистан, Турция и получившие паспорт обращаются в уполномоченные органы для получения статуса кайрылмана, но из-за отсутствия графы национальность в свидетельстве о рождении и паспорте, не могут подтвердить, что они являются кыргызами по национальности, однако, они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение КР за справкой, что они являются этническими кыргызами. Считаем, в таких случаях для обратившихся этнических кыргызов должна быть возможность для получения статуса кайрылмана;
- в статье 11 закона "О государственных гарантиях этническим кыргызам, переселяющимся в Кыргызскую Республику" порядок въезда и пребывания кайрылманов на территории КР определяется правительством КР. Этнические кыргызы - иностранные граждане или лица без гражданства, имеющие статус кайрылмана, до получения гражданства Кыргызской Республики остаются иностранными гражданами или лицами без гражданства. Поэтому считаем целесообразным, что порядок въезда, выезда и пребывания для иностранных граждан и лицам без гражданства должен быть единым. Статус кайрылмана является действительным только на территории КР, точнее говоря, не признан в качестве документа, удостоверяющего личность и разрешающего пересечь границу, поэтому предлагаем данную статью считать утратившим силу.
- в статье 15 действующего закона наряду со льготами, предоставляющими государством предлагаем внести норму упрощающую вопрос регистрации. Из-за того, что государством не решается вопрос упрощенной регистрации после переселения в КР этнические кыргызы превращаются в категорию лиц, нарушающих порядок регистрации. Потому что большая часть этнических кыргызов, прибывшие на территорию Кыргызстанаи, не имеют жилья, живут на съемных квартирах. По закону, чтобы встать на учет, требуется в обязательном порядке согласие хозяина квартиры. В свою очередь хозяева квартир не соглашаются ставить на учет. По этой причине многие этнические кыргызы не могут своевременно встать на учет на территории Кыргызской Республики, в этой связи национальные паспорта просрочены. В результате отсутствия легального статуса, при получении гражданства КР встречаются с нерешенными трудностями. В этой связи вносится норма, предусматривающая возможность встать на учет по юридическому адресу аильных аймаков, где проживают кайрылманы, не имеющие постоянного жилья".