Его называют Гомером ХХ века, о нем снимали фильмы, с него ваяли скульптуры и рисовали картины. Поразительный феномен невысокого старика, который мог "превращаться" в могучего богатыря и сутками напролет сказывать эпос, до сих пор поражает воображение. В материале Sputnik Кыргызстан — 15 фактов из жизни гения.
Дар свыше Саякбай Каралаев родился в 1894 году в селе Ак-Олон Тонского района Иссык-Кульской области. Сказывать эпос "Манас" он начал после того, как увидел во сне аян (внушение свыше, видение, озарение): Саякбай общался с духами предков и героями эпоса. Как манасчи Каралаев стал известен широкой общественности только в 1925-м, когда ему был 31 год. Именно тогда он начал рассказывать полный вариант эпоса. В 1935–1954 годах он работал артистом филармонии.
Эпос "Манас" в пересказе Саякбая был записан в текстовом виде и составил 83 830 строк. Кроме того, были записаны части "Семетей", "Сейтек", а также их продолжение — история Кенена (сына Сейтека) и его сыновей-близнецов Алымсарыка и Кулансарыка. Всего со слов Каралаева записаны 500 553 строки — этот вариант самого большого эпоса в мире считается наиболее объемным.
© Sputnik / Э. ВильчинскийСаякбай Каралаев родился в 1894 году в селе Ак-Олон Тонского района Иссык-Кульской области Сказывал эпос в течение 23 дней Депутат и поэт Каныбек Иманалиев так вспоминал о манасчи: "В спорте самая большая беговая дистанция — 42 километра. Олимпийские чемпионы пробегают это расстояние за 2 часа 42 минуты, а потом падают без сил. Мировые звезды вокала, такие как Лучано Паваротти и Уитни Хьюстон, пели в течение 6-8 часов, а Саякбай сказывал "Манас" 72 часа непрерывно, при этом он активно жестикулировал. Откуда столько сил и энергии? Очевидно, такой дар дается свыше и только избранным.
Саякбай говорил, что один раз в жизни получил невиданное удовлетворение, сказывая эпос в полном варианте 23 дня. Это произошло в местности Солтон-Сары. По утрам он смазывал горло топленным маслом, а когда уставал, делал небольшой перерыв — и так на протяжении 23 дней. Данные о полумиллионе строк я считаю неверными, так как в самом длинном сказывании порядка 1,5 миллиона строк. Сказывание эпоса — не искусство, не религия, не болезнь и не наука, а особенный мир, и этот феномен надо прочувствовать сердцем".
© Sputnik / Э. ВильчинскийСаякбай говорил, что один раз в жизни получил невиданное удовлетворение, сказывая эпос в полном варианте 23 дня По данным экспертов, взрослый человек может запомнить от 20 до 100 тысяч слов, а Каралаев помнил до 1,5 миллиона строк эпоса.
Три года съемок С конца 1958 года до поздней осени 1961-го было записано 45 тысяч метров кинопленки. Так сняли сказывание трилогии эпоса — "Манас", "Семетей" и "Сейтек".
Чубак и Сыргак У Саякбая было шестеро детей — четыре дочери и два сына. Сыновей манасчи назвал именами баатыров из эпоса — Чубак и Сыргак.
Айтматов о Саякбае Великий писатель Чингиз Айтматов так говорил о сказителе: "Если меня спросят, кого я считаю величайшим сыном кыргызского народа, я в первую очередь назову Саякбая Каралаева".
© Фото / из архива семьи АйтматовыхВеликий писатель Чингиз Айтматов так говорил о сказителе: "Если меня спросят, кого я считаю величайшим сыном кыргызского народа, я в первую очередь назову Саякбая Каралаева Манасчи-беркутчи Кроме сказывания эпоса, у Каралаева было еще одно дело всей жизни — он дрессировал беркутов. Манасчи имел трех птиц, которых назвал Койронкара, Боз Жигит и Кулдубадам. Беркуты прожили у него больше 10 лет.
Когда Саякбай уезжал в город, за птицами присматривали его родственники. Как только Каралаев заканчивал дела, он торопился к беркутам. Иногда говорил, что видит их во сне: "Скучают, наверное, без меня мои родные".
Был у Саякбая еще один беркут — Карачолок, манасчи снялся с ним в автобиографическом фильме. Во время похорон Каралаева птица долго летала в небе над его домом и издавала жалобные крики. Позже беркут исчез.
© Sputnik / Александр ФедоровКроме сказывания эпоса, у Каралаева было еще одно дело всей жизни — он дрессировал беркутов Не нуждающийся в переводе В 1983 году состоялась церемония награждения Чингиза Айтматова Ленинской премией (высшая форма поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры в СССР). На последовавшем затем концерте выступал и Саякбай Каралаев, и во время его сказывания сидящий в зале музыковед по фамилии Орлов произнес: "Какая удивительная инструментовка!". Тогда ученый Азиз Салиев, который был рядом с музыковедом, начал шепотом переводить ему на русский. Орлов прервал его: "Извините, но я лучше послушаю этот потрясающий оригинал".
Выступление в Москве 30 октября 1945 года в газете "Кызыл Кыргызстан" вышла статья, где говорилось что во время декады советской Киргизии в Москве выступление Каралаева, сказывавшего эпос "Манас", поразило Иосифа Сталина.
© Фото / из семейного архива ОрозовыхСлева направо: дирижер Чанай Жумаканов, комузист Ыбырай Туманов, певица Мыскал Омурканова, композитор Карамолдо Орозов, актриса Алиман Джангорозова и манасчи Саякбай Каралаев на второй декаде искусства и литературы в Москве, 1958 год Плачущий Ауэзов Однажды во время записи эпоса пришел выдающийся казахский писатель и драматург Мухтар Ауэзов. Каралаев в это время проникновенно сказывал отрывок о Каныкей. Ауэзов не смог остановить слезы и воскликнул: "Если ты уйдешь из этого мира, человечество потеряет ни с чем не сравнимую реликвию". Позже он назовет Саякбая "Гомером XX века" и "последним из могикан".
Как Саякбай поймал албарсты Каралаев любил шутить и часто рассказывал интересные истории. Одна из них опубликована в книге Каныбека Иманалиева "Баллада о гении".
"Вернувшись с войны (до 1922 года манасчи воевал в составе Красной армии на Туркестанском фронте с басмачами и белогвардейцами. — Ред.), я сильно заболел — тело все горит, температура высокая. Лежу без сил дома у старшего брата. Жене (жена старшего брата. — Ред.) говорит: "Ты весь горишь, лежи спокойно, ночь на дворе. Я налила в кувшин воды и поставила на тлеющий кизяк. Если в горле пересохнет, выпей теплой воды, а если захочешь выйти, то тут стоит трость — возьми ее, чтобы не упасть".
© Sputnik / Эмиль СадыровСаякбай любил шутить и часто рассказывал интересные истории Обессилев, я уснул и проснулся от щелкающих звуков. Открыв глаза, увидел у очага албарсты (мифическое существо, которое, согласно поверью, приходит к человеку во время сна и пытается его задушить. — Ред.), у которого был сломан передний зуб. Смотрит он на меня и щелкает семечки, кидая шелуху в огонь, да еще подмигивает. Я ударил его изо всех сил палкой, да так, что он упал в огонь, схватил за волосы и начал давить на углях. В комнате все заволокло дымом, а я кричу нечеловеческим голосом: "Жене, быстрее, я албарсты поймал! Где большой нож? Несите скорее!". Она прибежала на шум и спрашивает: "Что с тобой? Ты в порядке?". И, увидев бардак в комнате, воскликнула: "Ай-яй-яй, ты зачем опрокинул кувшин с водой!?". Оказывается, капли кипящей воды из кувшина попадали на тлеющий кизяк, поэтому сквозь сон я слышал шипящий звук и щелчки, которые принял за щелканье семечек... Вот такая история. А от удара тот металлический кувшин помялся и стал непригодным", — смеясь рассказывал Саякбай.
Манасчи в камне Скульптор Тургунбай Садыков, еле уговорив Каралаева позировать ему, начал ваять скульптуру.
© Sputnik / Нургуль МаксутоваПамятник Саякбаю Каралаеву был установлен в декабре 2015 года в этнографическом комплексе "Манас айылы" близ Бишкека
"Это был 1962 год. Когда Саякбай сел передо мной, я увидел обычного старика невысокого роста. Я задумался, как же создать скульптуру из такого невзрачного образа. Ежедневно он приходил и позировал — иногда молчал, иногда разговаривал со мной. Я записал на магнитофон его сказания и ставил кассету во время работы. И однажды он без предупреждения начал сам сказывать эпос. Продолжалось это очень долго, он еле остановился. Во время сказывания исчез тот невзрачный старик, и появился настоящий богатырь. Тогда я понял, что в эпосе содержится великий дух", — вспоминал Садыков.
Памятник Саякбаю Каралаеву был установлен в декабре 2015 года в этнографическом комплексе "Манас айылы" близ Бишкека.
Жизнь на экране Режиссер Мелис Убукеев в 1962 году снял фильм "Саякбай Каралаев" (в трех частях), который рассказывал о жизни манасчи. Позже, в 1988-м, он снял семь полнометражных серий картины "Великий манасчи".
В 1965 году Болот Шамшиев снял документальный фильм с участием Саякбая Каралаева. Лента удостоилась главного приза кинофестиваля в Оберхаузене (Германия). В 2017-м Эрнест Абдыжапаров снял биографическую картину "Саякбай. Гомер XX века"
Саякбай в картинах Образ великого манасчи актер и художник Суймонкул Чокморов воплощал два раза. В общей сложности портреты Саякбая он рисовал в течение семи лет. Художник Эмиль Токталиев изобразил Каралаева с раненым Манасом на руках.
© Sputnik / Юрий КаплунОбраз великого манасчи актер и художник Суймонкул Чокморов воплощал два раза. В общей сложности портреты Саякбая он рисовал семь лет. Портрет на купюре В 2000 году Национальный банк КР выпустил купюру номиналом 500 сомов, на которой изображен Саякбай Каралаев.
В мае 1971-го манасчи попал в больницу. Болезнь протекала тяжело, он перестал узнавать людей, но даже тогда продолжал сказывать эпос. Врачи говорили, что состояние пациента ухудшается с каждым днем, однако чем тяжелее ему становилось, тем дольше он сказывал "Манас". Лежавший в соседней палате писатель Николай Удалов вспоминал, что Саякбай сказывал эпос даже ночью. Он скончался на 77-м году жизни.