14 апреля 2021, 9:29
Источник akipress.kg
Комментарии
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов опубликовала заключение группы международных наблюдателей от межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств на референдуме по проекту закона "О Конституции Кыргызской Республики" 11 апреля 2021 года.
Координатором группы наблюдателей от МПА СНГ являлся председатель Комитета Маджлиси милли Маджлили Оли Таджикистана по обеспечению конституционных основ, прав и свобод человека, гражданина и законности Д.С.Рахмон.
Заключение
"В соответствии с законом от 12 марта 2021 года №31 "О назначении референдума (всенародного голосования) по проекту закона "О Конституции Кыргызской Республики" 11 апреля 2021 года состоялся референдум.
16 марта 2021 года в адрес межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ поступило письмо спикера Жогорку Кенеша Таланта Мамытова с приглашением принять участие в наблюдении за ходом подготовки и проведением референдума Кыргызской Республики.
На основании приглашения была сформирована группа в составе 54 международных наблюдателей от МПА СНГ, в которую вошли депутаты и представители высших законодательных органов власти из 8 государств-участников МПА СНГ, должностные лица МПА СНГ и эксперты Международного института мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств-участников МПА СНГ (МИМРД МПА СНГ).
Распоряжением председателя Совета Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ В.И.Матвиенко №1-рп от 26 марта 2021 года координатором группы наблюдателей от МПА СНГ назначен председатель Комитета Маджлиси милли Маджлили Оли Таджикистана по обеспечению конституционных основ, прав и свобод человека, гражданина и законности Д.С. Рахмон.
14 марта 2021 года Центральной комиссией по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики был утвержден "Календарный план основных организационно-практических мероприятий по подготовке и проведению референдума по проекту закона "О Конституции Кыргызской Республики", назначенного на 11 апреля 2021 года", в котором определены мероприятия по подготовке к проведению голосования, сроки их проведения и структуры, ответственные за их исполнение. В тот же день ЦИК постановила утвердить участки референдума согласно схемам и границам участков, образованных в 2020 году на основании ее постановлений.
Голосование 11 апреля 2021 года состоялось на 2483 участках референдума, включая 48 участков, образованных за рубежом по представлению Министерства иностранных дел Кыргызской Республики. Окончательный список участников референдума был сформирован за 10 дней до дня всенародного голосования и размещен на официальном сайте ЦИК. Список включал 3 606 201 гражданина, что на 42 627 человек больше, чем было включено в список избирателей на досрочных выборах президента Кыргызской Республики 10 января 2021 года.
Информация о предстоящем референдуме и об основных этапах подготовки к нему носила открытый характер и регулярно доводилась до сведения граждан Кыргызской Республики через центральные и местные средства массовой информации, а также в социальных сетях.
16 марта 2021 года ЦИК утвердила форму и текст бюллетеней для голосования на референдуме по проекту закона "О Конституции Кыргызской Республики". К 1 апреля 2021 года бюллетени для голосования были изготовлены на государственном и официальном языках и переданы в территориальные комиссии. К 9 апреля 2021 года бюллетени были переданы во все участковые комиссии.
При ЦИК и территориальных комиссиях были созданы координационные группы оперативного реагирования (далее - КГОР), в состав которых вошли представители избирательных комиссий, должностные лица органов прокуратуры, внутренних дел, национальной безопасности Кыргызской Республики. Группы выполняли функции координации совместных действий органов государственной власти и институтов гражданского общества по приему и обмену информацией относительно выявленных фактов нарушения законодательства о референдуме; направления в компетентные органы поступивших сообщений для безотлагательной проверки достоверности информации о возможных правонарушениях; подготовки рекомендаций по принятию мер, направленных на обеспечение безопасности и общественного порядка в ходе подготовки и проведения референдума.
В целях минимизации вредоносных последствий продолжающейся пандемии COVID-19 ЦКВПР был разработан и утвержден "Алгоритм действий по обеспечению санитарно-эпидемиологической безопасности и защиты здоровья граждан в период подготовки и проведения выборов и референдума в Кыргызской Республике".
После вступления в силу закона о назначении референдума граждане Кыргызской Республики воспользовались своим правом по организации групп "за" и "против" вопроса, выносимого на референдум. ЦИК зарегистрировала 15 групп агитации: "за" -12, "против" - З.
По результатам проведенной ЦИК жеребьевки было распределено эфирное время (индивидуальные выступления и дебаты) на телеканалах КТРК и МТРК "ЭЛТР".
Представители групп проводили агитационную кампанию, используя предоставленное бесплатное эфирное время, принимая участие в дебатах, проводя встречи с гражданами, публикуя агитационные материалы в СМИ и социальных сетях, а также распространяя печатную продукцию.
Органы администрирования референдума и уполномоченные институты государственной власти создали необходимые условия для ведения агитации в средствах массовой информации и деятельности СМИ по освещению подготовки к всенародному голосованию в соответствии с требованиями законодательства.
В рамках долгосрочного мониторинга наблюдатели от МПА СНГ оценивали подготовку к референдуму, осуществляли анализ процесса администрирования и проведения агитационной кампании.
Вопросы подготовки к референдуму обсуждались в режиме видео-конференц-связи на встречах международных наблюдателей от МПА СНГ со специальным представителем Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики при Ошской территориальной избирательной комиссии Р.Ш.Кадыровым, председателем Бишкекской территориальной избирательной комиссии К.А.Маматовым, сотрудниками Ассоциации "Таза Шайлоо" ("Чистые выборы"), руководителями агитационных групп №2 "за" и № 1 "против". Дальнейшее обсуждение продолжилось на международном круглом столе "Референдумы в государствах - участниках МПА СНГ: правовое регулирование и международное наблюдение" с участием председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики Н.К.Шайлдабековой.
Наблюдателями от МПА СНГ (должностными лицами МПА СНГ и экспертами МИМРД МПА СНГ) в рамках долгосрочного мониторинга были подготовлены "Заключение о соответствии законодательства, регулирующего проведение референдума (всенародного голосования) по проекту закона "О Конституции Кыргызской Республики", международным стандартам демократических выборов" и "Отчет экспертной группы по долгосрочному мониторингу подготовки к проведению референдума (всенародного голосования) по проекту закона "О Конституции Кыргызской Республики" 11 апреля 2021 года".
В ходе долгосрочного мониторинга международные наблюдатели от МПА СНГ пришли к следующим выводам.
Правовое регулирование подготовки и проведения референдума (всенародного голосования) по проекту закона "О Конституции Кыргызской Республики" соответствует международным стандартам демократических выборов.
Национальное законодательство содержит основные нормативные предпосылки, позволяющие организовывать и проводить референдумы с опорой на систему независимых избирательных органов на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права и тайного голосования, а также поддерживать должную открытость и гласность процесса референдума.
В ходе краткосрочного мониторинга референдума по проекту закона "О Конституции Кыргызской Республики", предшествующего дню голосования, международные наблюдатели от МПА СНГ приняли участие в мероприятиях, организованных в Бишкеке 9-10 апреля 2021 года.
На встрече с наблюдателями спикер Жогорку Кенеша Мамытов подчеркнул важность института международного наблюдения для развития демократических процессов в Кыргызской Республике.
Во время посещения Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов в Кыргызской Республике наблюдатели смогли ознакомиться с алгоритмом действий по обработке обращений граждан сотрудников республиканской КГОР и кол-центра ЦИК. Отвечая на вопросы наблюдателей, председатель ЦИК Н.К.Шайлдабекова подробно остановилась на проблеме низкой явки на выборах и референдумах среди молодежи и работе, проводимой органами администрирования выборов для ее решения.
Заместитель генерального прокурора Абай Молдокматов проинформировал наблюдателей об участии органов прокуратуры в деятельности КГОР, а также об отсутствии жалоб в ходе кампании референдума.
На встрече с Министром иностранных дел Кыргызской Республики Р.А.Казакбаевым координатор группы МПА СНГ Д.С.Рахмон проинформировал собеседника о наблюдении в день голосования на зарубежных участках референдума. В ходе состоявшейся дискуссии стороны обсудили критические заявления ряда международных организаций о проекте Конституции и подготовке к референдуму, а также их возможное влияние на общественное мнение.
В день референдума, 11 апреля 2021 года, членами группы осуществлялся мониторинг всех этапов голосования: от открытия участков до составления участковыми избирательными комиссиями итоговых протоколов. На территории Кыргызской Республики члены группы посетили 78 участков референдума в Бишкеке и населенных пунктах Чуйской области.
Наблюдатели от МПА СНГ также приняли участие в мониторинге процесса голосования на 13 зарубежных участках, образованных при дипломатических представительствах Кыргызской Республики в Баку (Азербайджанская Республика), Минске (Республика Беларусь), Алматы (Республика Казахстан), Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске (Российская Федерация), Душанбе (Республика Таджикистан), Берлине (Федеративная Республика Германия) и Пекине (Китайская Народная Республика).
В тот же день координатор группы Д.С. Рахмон и генеральный секретарь Совета МПА СНГ Д.А.Кобицкий провели встречу с главой международной наблюдательной Миссии Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА) Р. Шекером. Стороны обменялись мнениями о ходе подготовки и проведения референдума и перспективах дальнейшего сотрудничества в рамках мониторинговой деятельности.
Во время встречи с Миссией Шанхайской организации сотрудничества член группы Н.В. Косихина проинформировала наблюдателей МПА СНГ о деятельности Миссии ШОС по наблюдению на территории Кыргызской Республики и на зарубежных участках референдума.
На посещенных наблюдателями участках референдума в Бишкеке и регионах страны голосование проходило организованно, в спокойной, бесконфликтной обстановке.
Во время голосования принимались необходимые санитарно-эпидемиологические меры. При входе в помещения для голосования измерялась температура, обеспечивалось соблюдение социальной дистанции и масочного режима.
На отдельных участках отмечались недостатки технического характера, которые не оказывали влияния на процесс голосования.
В ходе мониторинга международные наблюдатели от МПА СНГ пришли к выводу о том, что подготовка к проведению референдума по проекту закона "О Конституции Кыргызской Республики" осуществлялась в соответствии с законодательством.
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов, территориальные и участковые избирательные комиссии, органы государственной и местной власти провели необходимые организационные мероприятия с соблюдением Календарного плана и с учетом санитарно-эпидемиологических требований.
В ходе подготовки и проведения референдума обеспечивался общественный порядок. Агитационная кампания проходила спокойно, что создало условия для свободного, осознанного волеизъявления граждан.
Средствам массовой информации были предоставлены предусмотренные законом возможности для освещения агитационных мероприятий и деятельности по подготовке к референдуму.
Международным наблюдателям были созданы необходимые условия для осуществления мониторинга в ходе подготовки и проведения референдума.
По результатам мониторинга референдум (всенародное голосование) по проекту закона Кыргызской Республики "О Конституции Кыргызской Республики", состоявшийся 11 апреля 2021 года, может быть охарактеризован как соответствующий национальному законодательству и международным обязательствам Кыргызской Республики в электоральной сфере.
Д.С. Рахмон
А.М. Джафаров
Г.А. Папоян
В.Г. Когут
И.В. Смирнова
Г.С. Вартанян
Н.С. Цуркан
Ф.М. Мухаметшин
К.К. Тайсаев
К.Н. Бурханов
Н.А. Султонов
Д.А. Кобицкий
Б.А. Сафарзода
И.И. Мушкет
г. Бишкек, 11 апреля 2021 года".