Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов опубликовала заявление международной наблюдательной миссии Парламентской Ассамблеи тюркоязычных государств (ТюркПА) по итогам мониторинга за референдумом по проекту закона "О Конституции Кыргызской Республики" 11 апреля 2021 года.
Миссию международных наблюдателей ТюркПА возглавлял член Великого Национального Собрания Турции Шекер Режеп.
Заявление
"По приглашению Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Международная наблюдательная миссия Парламентской Ассамблеи Тюркоязычных стран провела краткосрочный мониторинг референдума по проекту закона "О Конституции Кыргызской Республики, состоявшемся в Кыргызской Республике 11 апреля 2021 года.
В состав Миссии вошли члены парламентов Азербайджана, Казахстана и Турции, а также дипломатический состав Секретариата ТЮРКПА. В этот же день в Кыргызстане прошли выборы в местные кенеши: 448 сельских и городских советов.
Референдум в Кыргызской Республике регулируется Конституцией, Конституционным законом о референдуме (Закон о референдуме) и законодательством об уголовных и административных правонарушениях, а также инструкциями Центральной избирательной комиссии. Кыргызстан является стороной основных международных и региональных инструментов по правам человека и выборам, а также ратифицировал Конвенцию ООН о правах инвалидов (КПИ).
Проведением референдума занимается Центральная Комиссия избирательной выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики (ЦИК), 54 территориальные избирательные комиссии (ТИК) и 2483 участковые избирательные комиссии (УИК). Голосование за пределами страны проводилось на 48 избирательных участках. Общее количество зарегистрированных избирателей на референдум составило 3606201 человек. ЦИК - постоянно действующий орган, ответственный за организацию выборов и референдумов. 12 членов ЦИК назначаются парламентом на пятилетний срок по представлению президента, парламентского большинства и парламентской оппозиции, каждый из которых выдвигает по 4 члена.
Как и во время предыдущих выборов и референдума, подготовка к этому референдуму проводилась в соответствии с санитарными нормами и рекомендациями в связи с пандемией COVID-19. Обозначенные меры включали социальное дистанцирование в помещениях для голосования и обеспечение сотрудников избирательных комиссий и избирателей средствами индивидуальной защиты. В то же время ЦИК выполнила ряд проектов, направленных на доступность избирательных участков, обучение комиссий нижнего уровня, эффективное использование технологий и просвещение избирателей.
Миссия провела встречи с торага Жогорку Кенеша Талантом Мамытовым, председателем ЦИК Нуржан Шайлдабековой и министром иностранных дел Русланом Казакбаевым. В ходе этих встреч Миссия была проинформирована о ходе подготовки к референдуму, в том числе о координации между избирательными и правоохранительными органами.
В рамках своей программы Миссия также провела встречу с наблюдательной миссией Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств (МПА СНГ). Члены обеих миссий обменялись мнениями о процессах подготовки к референдуму и процессе голосования, а также поделились информацией о практическом опыте наблюдения за референдумом в странах-членах своих организаций.
ЦИК зарегистрировала 15 агитационных групп, 12 из которых "за", 3 - "против". Агитационные группы провели свои миссии как в городских, так и в сельских районах каждого региона страны. Деятельность агитационных групп и участие людей в собраниях групп сигнализируют о высоком политическом интересе к избирательному процессу среди населения страны. В Законе о Референдуме требуется, чтобы СМИ предоставляли объективную информацию и одинаково относились к сторонам. Агитация через иностранные СМИ запрещена, иностранные СМИ не могут вести прямую трансляцию во время кампании. ЦИК создала рабочую группу по информации о кампаниях и избирателях, состоящую из членов ЦИК, представителей СМИ и аналитиков, для облегчения ее надзорной функции.
В день голосования Миссия посетила ряд избирательных участков в столице страны Бишкеке и наблюдала за процессом голосования на разных этапах. Миссия имела возможность наблюдать за процессом голосования, поговорить с избирателями, должностными лицами избирательных участков, а также с местными наблюдателями на местах.
По информации ЦИК согласно данных автоматических считывающих урн (АСУ), явка избирателей на референдум составила 37,22%, при этом результаты референдума считались действительными, если проголосовало более 30% избирателей, имеющих право голоса. ЦИК признает новую Конституцию Кыргызстана принятой, если за нее проголосовало более половины граждан.
Миссия подчеркивает значительные достижения Кыргызстана в укреплении демократических стандартов законодательства о выборах и референдумах. Закон о референдуме и последние поправки к нему закрепляют основные демократические принципы всенародного голосования, такие как прозрачность и тайное голосование. Кроме того, Закон четко определяет правила агитации и процедурные аспекты организации выборов во время референдума, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. Кроме того, в 2020 году Парламент принял поправки к законодательным актам, касающиеся санкций за нарушение избирательного законодательства, устанавливающие ответственность за злоупотребление административным ресурсом и подкуп голосов.
Миссия приветствует применение передовых технологий в процессе голосования, как это было во время предыдущих выборов и референдума, включая использование биометрических данных, электронного оборудования для подсчета голосов, сканирования и подсчета бюллетеней, что позволяет сразу же получить результаты выборов после закрытия опросы. Наряду с этим, Миссия отмечает подготовку и распространение аудиовизуальных материалов кампании с использованием языка жестов или субтитров, в удобном для чтения формате и других специальных средств для избирателей с ограниченными возможностями. В соответствии с законодательством количество адаптированных материалов должно составлять не менее одного процента от общего тиража агитационных материалов.
Миссия высоко оценивает работу, проделанную ЦИК по повышению осведомленности о референдуме. В этом контексте ЦИК запустила ряд ресурсов на своем веб-сайте и в социальных сетях для предоставления гражданам соответствующей информации. В то же время ЦИК своевременно ведет базу данных жалоб и обращений в режиме онлайн, так как результаты голосования должны своевременно публиковаться на ее веб-сайте, в том числе в электронном интерактивном формате, а также в виде отсканированных протоколов с результатами голосования. Что касается мер, связанных с пандемией, в день голосования, Миссия высоко оценивает отличную работу избирательных органов в этом направлении и соблюдение правил избирателями. Миссия особо подчеркивает, что эти меры не препятствовали доступности избирательных участков.
Миссия отмечает, что еще одним улучшением на этом референдуме стала финансовая прозрачность всех участников процесса референдума и усиление механизмов надзора. ЦИК, в свою очередь, регулярно публиковала информацию о выплатах и расходах агитационных групп.
Миссия подчеркивает, что референдум прошел в спокойной и в то же время высококонкурентной обстановке, характеризующейся плюрализмом мнений и подходов к вопросу референдума и принятия новой конституции. Референдум наглядно продемонстрировал прочную основу демократических институтов и активную роль неправительственного сектора в общественно-политической жизни Кыргызстана.
Миссия высоко ценит все необходимые условия, созданные для международного наблюдения за выборами в Кыргызстане. В своей деятельности Миссия следовала принципам объективности, справедливости, прозрачности и беспристрастности в соответствии с Положением ТЮРКПА о наблюдении за выборами и соответствующими международными инструментами.
Вывод Миссии - Референдум по Конституции в Кыргызской Республике 11 апреля 2021 года был проведен в соответствии с демократическими и международными стандартами выборов".
Состав делегации
№
| ФИО
| Организация
| Должность
|
| Реджеп Шекер
| Великое национальное собрание Турции
| Глава миссии, депутат
|
| Яшар Карадаг
| Великое национальное собрание Турции
| Депутат
|
| Вугар Искандеров
| Парламент Азербайджана (Милли Мажлис)
| Депутат
|
| Едил Мамытбеков
| Парламент Казахстана (Сенат)
| Депутат
|
| Амерхан Рахимжанов
| Парламент Казахстана (Мажилис)
| Депутат
|
| Фатих Бахчиван
| Великое национальное собрание Турции
| Сотрудник Отдела внешних связей и протокола
|
| Алтынбек Мамаюсупов
| Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран
| Генеральный секретарь
|
| Фуад Алекперов
| Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран
| Заместитель Генерального секретаря
|
| Кундуз Рустембекова
| Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран
| Секретарь комиссии
|
| Алескер Агаев
| Парламентская Ассамблея тюркоязычных стран
| Сотрудник секретариата
|